Важным элементом экономической сферы общественной жизни является. Как взаимодействуют между собой сферы общества? Сфера общественных интересов


Вернуться назад на

Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. О том, как оказывается социальная помощь семьям, вы узнали в 5 классе.

К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

В современном обществе необходимыми и жизненно важными выступают: а) воспроизводство человека; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей; в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе; г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую); социальную; политическую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особым предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывает, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.



Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он входит в любой из видов структуры общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Подматериально-производственной (экономической ) сферой понимается жизнедеятельность такого общества, в котором воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития . Оно порождает необходимость функционирование других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса , ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

– сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;

– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;

– финансовую жизнь общества;

– научно-технический прогресс в данной сфере;

– функционирование экономического сознания людей;

– систему экономических отношений между людьми;

– систему норм материально-производственной жизнедеятельности;

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера , содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В данной сфере отражается, например, состояние и особенности существования этнических общностей, групп (слоев) населения по возрасту, полу, социальному обеспечению, регионам и т.п., взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Социальная сфера, как никакая другая, актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее образование и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляет отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных ролей, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Нормально функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ. Они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества . Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы . И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;

– совокупность политических и правовых институтов государства;

– функционирование политико-правового сознания субъектов;

– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политической сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление характеризуется следующими признаками: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, образование, воспитание, искусство, мораль) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; состояние образования, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества . Они обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс духовного производства.

Таким образом , наука, идеология и общественная психология, образование и воспитание, искусство, религия, мораль стали в обществе специализированными видами духовной деятельности . Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная; научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи , существующие между сферами, многообразны . К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Например, социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими . Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть . Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов . Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы . Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

В условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них оказывает обратное влияние: духовная – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая – на социальную, духовную и экономическую; социальная – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Таким образом, социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Структура общества

Любая структура есть совокупность элементов объеденных формами их взаимодействия . Применительно к обществу это люди + формы их отношений. Эти отношения могут быть представлены в трех измерениях:

Как уровни.

Как социальные группы.

Интегрально с точки зрения норм и ценностей (как культура, но в более узком смысле) .

Уровни : В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне:

Ведущим уровнем является социальный . Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы.

Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу

То, чем воздействует.

То, на что воздействуют.

Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования.

Политический уровень – экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть.

Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней:

Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений.

Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности.

Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д.

Духовная надстройка общества = 4 + 5.

Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).

Этносы (нации). Уникальные социальные группы, которые возникают и развиваются исторически. Но закрепляются генетически, т.е. биологически.

Нация – сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни людей в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Этническая совокупность – одна из характеристик человека, наряду со временем его существования в культуре соотношению к конкретной социальной группе и т.д.

Первичный принцип образования этноса – противопоставление по принципу «мы – они». В дальнейшем по мере развития культуры в этносе определяется 3 группы признаков, которые задают его специфику:

Национальный характер (этническая психология).

Национальное самосознание.

Национальный характер – совокупность идеальных представлений и реальных поведений определенных общностью психологического склада народа.

Национальный характер не наследуется генетически, но формируется социально-исторически, например: немцы, которых сегодня считают аккуратными и пунктуальными людьми, еще в XIXв. рассматривались как нация романтиков и поэтов. Национальный характер современных немцев – результат промышленной революции, то же отличие в характере западных и восточных немцев, которое возникло в течение 50 лет.

Самосознание этноса – способ его выделения среди других. Самосознание проявляется только тогда, когда этнос прошел определенный путь исторического развития. На уровне исторического нуля это не имеет самоназвания и совпадает с понятием люди, чукчи – люди. Важно то, что этнос называет себя сам, например: русский в Турции называет себя сам казак, а в Финляндии – вене. Для продуктивного существования этноса необходим контакт с другими этносами, т.е. обмен коллективным опытом, культурой. Именно благодаря контактам, этнос проходит исторический путь развития – племя, первобытнообщинный строй. Многообразие этноса – условие продуктивного и дальнейшего существования человечества.

Классы – социальная общность, которая выделяется по экономическому принципу. Классы выходят на первое ведущее место в существовании общества только в теории капитализма, когда экономический имущественный принцип становится ведущим. Доминируют национальные и профессиональные группы.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Классовая теория выражается в двух версиях:

В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности.

Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин).

Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты.

В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов.

Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения:

Высший – 20% (в развитых западных странах).

Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда)

Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%.

Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты.

Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. Общество – это не природа, понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека.

Однако есть различие между понятиями общество и культура:

Общество – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. Собственно культура – это коллективный опыт человечества в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура философией.

С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами:

Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа.

Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность.

Если орудийная культура направлена как бы вне, из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь в сферу межчеловеческого взаимодействия.

Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не излагаются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себя в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), внешние, искусственно скомбинированные предметы природы, превращенные таким образом в орудия труда. Поэтому осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно. Однако коллекции животных у людей добавляются в научение т.е. процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного управления: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим

Поэтому общечеловеческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи:

Древнейшая форма – от зрителя к среднему по формуле «Делай как я».

Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так».

В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда».

Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.

Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество» достаточно многозначно. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. В историческом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.).

Субъектное толкование рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное толкование полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное толкование рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Любое теоретическое определение общества, как правило, имеет ценность только в рамках определенным образом заданного исследовательского контекста, в то время как в других контекстах может обнаружиться несостоятельность определения, сопряженная с целым рядом проблем. Например:

характер

определения

основные положения

проблемы

Общество как отдельный конкретный

социально-исторический организм, представляющий собой относительно самостоятельную единицу

исторического развития.

Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчинен­ные одной публичной власти. Каждый социально-исторический организм локали­зован во времени и простран­стве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социально-историче­ские организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу эти границы, как правило, совпадают с государствен­ными границами. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство».

Термин «государство» имеет два основных значения: первое - определенный аппарат вла­сти, аппа­рат принуждения, второе - достаточно четко отграниченная на­селенная людьми терри­тория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно в этом втором смысле термин «государство» широко используется обозначения социально-исторических орга­низмов классового общества. Однако государство во втором значении этого слова не всегда сов­падает с социально-историческим организмом.

Общество

система социально-исторических организмов

Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной, непроходимой грани. Система социально-исторических орга­низмов может превратиться в единый организм, а по­следний может распасться на множество са­мостоятельных социоров. Несколько региональных систем социально-исторических организмов могли в свою очередь образовывать социорную систему более высокого порядка. Предельной системой при этом была бы, конечно, такая, которая бы включала в себя все социально-исторические организмы без исключения. Такая система существовала не всегда, но совокупность всех не только существующих, но и существовавших социально-исторических организмов тоже всегда именовалась обществом.

Границы социально-исторических организмов яв­ляются более или менее определенными, ибо совпадают с государствен­ными. Иначе обстоит дело с границами региональных систем социально-исторических орга­низмов. Разные исследователи проводят их по-раз­ному. Одни включают тот или иной социор в данную региональ­ную систему, другие, наоборот, исклю­чают. И обычно это никак не обос­новывается.

Общество

как человечество в целом

Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем.

Под «человечеством» нередко понимают просто биоло­гический вид.

Общество как общество (вообще) определенного типа

Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозна­чающее его тип. Приме­рами могут послужить словосочетания: «первобытное об­щество», «традиционное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.

Конкретный социально-исторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотно­сятся как отдельное, особенное и всеобщее.

Общество вообще определенного типа как таковое, т.е. как особое само­стоятельное явление, не существует. На этом основании некоторые исследова­тели утверждают, что феодальное общество вообще, капитали­стическое обще­ство вообще и т. п. представляют собой чистые мысли­тельные конструкции, что они существуют только в сознании ученых.

Общество как социальная материя

(общество вообще)

Общество как социальная материя не является произволь­ной мыслительной конструкцией. Оно имеет объективное содержание, ибо фик­сирует объективное общее, присущее всем социально-историческим орга­низмам без исключения. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество в та­ком смысле слова не может являться объектом исторических исследований, но является объектом исключительно философской рефлексии.

Это «общество вообще».

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

характеристика сущности

взаимосвязь с другими сферами

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это основной закон развития общества.

Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Политическая сфера есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру.

Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям, классовым, демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым и т.д.

Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности.

Каждая из сфер жизни общества способствует формированию той или иной социальной структуры, определяет статусно-ролевой набор отдельных индивидов.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

Основу составляет духовное производство.

Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения.

В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент.

Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание .

Среди функций духовного производства определяющей является духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

30. ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется:

1) разнообразием элементов и связей между ними;

2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право);

3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования;

4)динамичностью и альтернативностью путей развития;

5)нелинейным характером социальных процессов.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Социальные же отношения – это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. В совместной организованной деятельности люди способны решать самые грандиозные задачи, достигать самые высокие цели, но при этом вынуждены считаться с теми объективными факторами, которые являются результатом предшествующей истории, от их воли не зависят и служат препятствием на пути произвольного субъективизма. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ – это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов.

По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни и совершенствования законодательства в границах существующего строя. Революция же – это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений с коркнным изменением социально-классовой структуры и политических институтов. Революционные изменения осуществляются широкими массами людей и сопровождаются свержением существующего общественного строя. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами, что ставит под сомнение оправданность этого пути развития.

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Поделиться