Учился я хорошо с французским. Комплексный анализ текста

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение. Учительница французского языка Лидия Михайловна бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.

Постепенно я стал довольно сносно выговаривать слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а позванива­ли и пытались куда-то лететь.

Невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывал в даль­ние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.

(В. Распутин) (110 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его;
    • к какому типу и стилю речи относится данный текст, дока­жите свою мысль;
    • определите вид и средства связи предложений.
  2. Докажите, что выделенное слово - наречие;
    • выполните синтаксический разбор выделенного предложения;
    • какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
    • выполните разные виды разбора (фонетический, морфем­ный, морфологический);
    • объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.
  3. Прочитайте рассказ В. Распутина «Уроки французского». Опишите свои впечатления о прочитанном.

Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.

Главные герои

Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.

Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять» .

Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику» .

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея» .

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза» .

На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику» . Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия» . Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть» . Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие» .

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки» . Немного поиграв «понарошку» , Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему» . Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 4951.

1.Какой здесь стиль текста(докажите мнение) 2. Тип текста(докажите мнение)

Учился я хорошо,с французским же у меня не ладилось - из- за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение, и Лидия Михайловна,учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», -сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом,краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. Постепенно я стал довольно сно¬сно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда -то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она видимо не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем,лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.

  • 1. стиль художественный, т.к это фрагмент художественной литературы.
    2. тип повествование, т.к. присутствует сюжет.

(1) Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3) Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. (4) «...Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она. (5) Так начались для меня мучительные дни. (6) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. (7) Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь. (8) Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку. (10) Впрочем, лямку ли? (11) Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12)Наказание превращалось в удовольствие , но , а




КАК прекрасен наш сад для прогулок весной, ТАК И летом гулять в нём чудесно. Мы любим читать КАК поэзию А.С. Пушкина, ТАК И его прозу. как... так и НЕ ТОЛЬКО дети выбежали встречать автофургон, НО И даже старая нянечка не могла усидеть в школе. Трава лежала НЕ ТОЛЬКО на подоконнике, НО И на глиняном полу. не только... но и НИ калина не растёт меж ними, НИ трава не зеленеет. Не было безопасности НИ по дорогам, НИ по деревням. ни... ни Мой старший брат учится в университете, и я ТАКЖЕ буду поступать в этом году. Все студенты, сдающие экзамены досрочно, а ТАКЖЕ желающие пересдать экзамен, должны получить разрешение в деканате до 20 июля. также Люди сильно проголодались, лошади ТОЖЕ нуждались в отдыхе. Всё лето, осенью ТОЖЕ лили грибные дожди. тоже Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Она И боялась-то его, И не смела плакать, И прощалась с ним, И любовалась им в последний раз. и... и Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, ДА ветер волнует хлеба на нивах. Дружба ДА братство дороже всякого богатства. да (= и) Дверь скрипнула, И вошёл хозяин.Язык должен быть прост И изящен. и Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Соединительные союзы


Как , так и . как, так и как... так и не только , но и . не только, но и не только... но и ни , ни . ни, ни ни... ни , также ., также. также , тоже ., тоже тоже , и , и ., и, и и... и , да . да да (= и) , и . и и Сложносочинённоепредложение Однородные члены Союзы Соединительные союзы


Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Правила учит, пишет же с ошибками. же Солист оказался плоховат, зато хор был великолепен. Приют наш мал, зато спокоен. зато Болезнь запущена, однако выздоровление возможно. Я немного поколебался, однако сел. однако Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла. Прошло уже не семь, а целых двенадцать лет. а Нужно бы в Москву съездить за деньгами, да денег нет на дорогу. Мал золотник, да дорог. да (= но) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась. Это был немудрящий, но в окопных условиях забавный юмор. но Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Противительные союзы


Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы, иль птица робко пролетит. Он или молчал, или отвечал двумя, тремя словами. или... или Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.С чужими я либо робел, либо важничал. либо... либо То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок. Рокот мотора приближался, нарастал, переходя то в свист, то в стон. то... то Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней. На вопросы, обращённые к нему, отвечал кратко и не то мрачно, не то угрюмо, не то насмешливо. не то... не то То ли вода ещё холодная, то ли Кадошка (охотничий пёс) ещё молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше идти. Кирилл отвалился на подушку, взял её в обхват и задышал ровно и громко – то ли притворяясь, что засыпает, то ли действительно засыпая от усталости. то ли... то ли Сегодня вечером я почитаю тебе сказку, либо вы с папой смастерите что-нибудь из конструктора. Около дома посадим сирень либо жасмин. либо Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит. Я встречал его на улице или заходил к нему. или Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Разделительные союзы


Или , или . или, или или... или либо , либо . либо, либо либо... либо то , то . то, то то... то не то , не то . не то, не то не то... не то то ли , то ли . то ли, то ли то ли... то ли , либо . либо , или . или Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Разделительные союзы


1. Если сжать руками мяч, то объём воздуха, заполняющего его, уменьшится. Сжатием можно слегка уменьшить объём куска резины, воска. 2. Молекулы делятся на атомы. Атомы не являются неделимыми частицами. тоже также 5. Явление взаимодействия тел, как и явление инерции, показывает, что изменить скорость движения какого-нибудь тела можно действием на него других тел. также 6. Бегущий человек не может сразу остановиться, потому что по инерции сохраняет движение. можно сказать и о любом движущемся теле. Тоже 4. Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя рукой другую лодку, то его лодка приходит в движение. тоже 3. Кусочки расколотого стекла не слипаются друг с другом. Но если края их нагреть, то их можно прочно соединить. Это происходит, как и соединение кусков замазки. также

Поделиться