Тестирование по морфологии русского языка в вузе. Тесты по морфологии

Тест по русскому языку Морфология и орфография Культура речи для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 4 задания. Тест предназначен для проверки знаний по теме Повторение в начале года.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

A1. Укажите ряд, в котором все слова являются самостоятель­ной частью речи

1) под, в, столб, лесной
2) доска, стол, вынести, пятый
3) исследовать, не, сухой, из
4) двойка, честный, под, через

А2. Укажите ряд, в котором все слова являются именами прилагательными

1) первый, восьмой, синий, смелый
2) наш, их, весёлый, похвальный
3) подвижный, пятиэтажный, отважный, ранний
4) твой, второй, любой, утренний

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является верной?
Вообще я схожусь с людьми очень трудно.

1) союз
2) наречие
3) имя прилагательное
4) имя существительное

А4. Укажите ряд, в котором все слова являются глаголами на­стоящего времени

1) спит, поворачивается, мешает
2) выспится, мешал, выучит
3) победит, гуляет, ест
4) бегал, смотрит, рисовал

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная в корне слова

1) т..традь, д..рожках, без дв..рей
2) пригл..жу, отг..няя, ..кошка
3) п..счаный, ст..ит, на в..твях
4) м..рской, к..ралл, к..рабль

А6. Укажите ряд, в котором все слова являются словами­-исключениями

1) сш..ть, ч..деса, ш..повник
2) ж..рный, щ..вель, ч..жой
3) стуч..ть, рощ.., нач..льный
4) ж..ри, брош..ра, параш..т

А7.

1) из-за туч.. , товарищ.. , блин..чик
2) бул..он, мыш.., рисуеш..
3) тон..ше, помощ..ник, посееш..
4) п..ют, обжеч..ся, ноч..ка

А8.

1) хотят сделать
2) много дел
3) ихние книги
4) беги скорее

А9. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква Е?

1) на территори.., о желани..
2) в палатк.., на картин..
3) о гербари.., в Итали..
4) в опасност.., на дорог..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) чита..м, смотр..м
2) дума..м, зна..м
3) рани..м утром, весенн..го дня
4) светл..м праздником, о светл..м дне

(1)Вечер. (2)На небе нет ни облачка. (3)Но температура не­умолимо близится к нулевой отметке. (4)И становится ясно, что ночью будет мороз. (5)А как хочется вечером выйти на улицу и погулять по тёплым весенним аллеям парка. (6)Ведь нет ничего полезнее для здоровья, чем прогулка перед сном.
(По В. Арсеньеву)

В1. Выпишите из предложений 1-3 все существительные 2-го склонения.

В2. Выпишите из предложения 5 существительные 1-го склонения.

1. Определите тему текста.
2. Какова идея текста?
3. Озаглавьте текст.
4. Каким настроением проникнут текст?

2 вариант

A1. Укажите ряд слов, состоящий из имён существительных

1) первый, с нами, солнце, восход
2) упражнение, пятак, чёрствый, восемь
3) двигаться, пламя, пятый, сумма
4) движение, лес, тройка, портфель

А2. Укажите ряд слов, состоящий из местоимений

1) мне, кто, любой, второй
2) себе, моего, по-моему, прежний
3) ничего, что-либо, наш, чтобы
4) её, свой, (у)нас, (от)него

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного сло­ва является верной?
Все великое тяжело, поэтому трудно его удержать.

1) наречие
2) глагол
3) имя прилагательное
4) имя существительное

А4. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?

1) играть, догонять, оформлять, зависеть
2) сортировать, перевязать, таять, вертеть
3) учитывать, выписать, гнать, лаять
4) брить, стелить, каяться, заверять

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах мягкий знак не пишется

1) л..ет, мурав..и, раз..езд, об..явление
2) придеш.. , помоч.. , рож.. , товарищ..
3) ноч..ка, бесконеч..ный, мощ..ный, закон..чить
4) нач.., брош.., конеч..ный, печ..

А6. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пи­шется Е

1) бре..шь, верт..т, вид..м
2) встрет..т, стел..шь, прыгн..шь
3) сыпл..т, бре..т, встреча..т
4) держ..м, слыш..шь, стел..м

А7. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?

1) ноч..ной, любиш.., стрич..
2) дышиш.., пейзаж.., ран..ше
3) торопиш..ся, прилеч.. , доч..
4) июн..ский, л..ётся, могуч..

А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) нет мест
2) много делов
3) несколько яблок
4) его тетрадь

А9. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?

1) о растени.., в плавань..
2) о счасть.., у калитк..
3) об агресси.., в санатори..
4) о работ.., о забот..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же бук­ва?

1) о маленьк..м щенке, дешёв..м товаром
2) в син..м небе, син..й лентой
3) замеча..м, кле..м
4) кол..м, украс..м

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Выйти к лесной опушке. (2)Расположились на небольшой поляне. (3)Край березовой рощи. (4)Нигде нет настоящей тени. (5)Скрываться в буйной поросли трав. (6)3апах горькой полыни. (7)Играют в пышной зелени деревьев. (8)Купаются в солнечном блеске. (9)Удивительно радостно на сердце.

В1. Выпишите прилагательное в мужском роде.

В2. Выпишите глаголы в настоящем времени.

1. Являются ли прочитанные в части В предложения текстом?
2. Объединены ли предложения одной общей темой? Какой?
3. Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте его.

Ответы на тест по русскому языку Морфология и орфография Культура речи
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-2
А6-4
А7-2
А8-3
А9-2
А10-2
В1. вечер, небе, облачка
В2. улицу, аллеям
2 вариант
А1-4
А2-4
А3-3
А4-4
А5-3
А6-3
А7-3
А8-2
А9-4
А10-2
В1. солнечном
В2. играют, купаются

Числительное

1. Числительные обозначают ________ предметов или ________ предметов___________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются_____ ___________, вторые – на вопрос который по счету? и называются_______________.

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по __________, а второе изменяется, поэтому первое – имя __________, а второе – имя ____________.

двенадцать – _____________________, пятьдесят – ________________, двадцать пять – __________.

восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот .

5. Ставлю числительное 2578 в формы род. и твор. пад.

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек ; б) семь? семеро? котят ; в) девять? девятеро? друзей ; г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?

Итого: 12–14 баллов – «3», 15–16 баллов – «4», 17–18 баллов – «5».

Глагол

1. Прилагательное и глагол обозначают признак предмета, только прилагательное – _____________ признак, а глагол – ___________________.

2. Предикативным формам глагола противопоставлены непредикативные: _____________________ и ___________________________ .

3. Инфинитив только называет процессуальный признак, но не указывает на_________________ ____________________________.

писать – написать ): _______________________________________ ;

от основы инфинитива образуются:___________ ____________________________.

5. От глаголов несов. вида образуются___________ ____________ причастия ______________ времени, а также деепричастия ____________ вида:

понимать – ______________ .

6. От глаголов совершенного вида образуются ____________ причастия ____________, а также деепричастия ______________ вида:

понять – ______________.

7. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъяв., и как формы повел. накл.: носите, вынесите, пилите, колите, просите, распорите ?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

8. Формы глаголов в изъяв. накл. имеют значение времени, так как ____________.

9. У безличных глаголов есть только формы______ _____________.

Ручей бежал между холмом и горным обрывом подн_мающ_мся почти отвесно. Местами берега его покрыты были кустами лозняка креп_щимися даже кое-где посреди ручья в виде маленьких островков. Проходя мимо Гришутка открывал иногда между прутьями серенькое пушистое гнездо .

Итого: 20–23 балла – «3»; 24–27 баллов – «4»; 28–30 баллов – «5».

ОТВЕТЫ

Числительное

1. Числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете . Первые отвечают на вопрос сколько? и называются количественными , вторые – на вопрос который по счету? и называются порядковыми .

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по числам , а второе изменяется, поэтому первое – имя числительное , а второе – имя существительное .

3. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать простое , пятьдесят сложное, два корня , двадцать пять составное .

4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восемь сот, семь десят, пятнадцать, шестнадцать, девять сот .

5. Ставлю числительное 2578
в род. пад.:
(нет) двух тысяч пятисот семидесяти восьми;
в твор. пад.:
двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью восемью .

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными:

а) пять девушек ; б) семь котят (но в сказке из-за олицетворения семеро козлят ); в) девятеро друзей ; г) двадцать два дня (ср. двое суток ).

Глагол

1. Прилагательное и глагол обозначают признак предмета, только прилагательное – непроцессуальный признак, а глагол – процессуальный .

2. Предикативным формам глагола противопоставлены непредикативные: причастие и деепричастие .

3. Инфинитив только называет процессуальный признак, но не указывает на отношение этого признака к предмету .

4. От основы настоящего времени образуются (использую глаголы писать – написать ):
все формы наст. вр.: пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут ; прич. наст. вр.: пишущий , повел. накл.: пиши ; нет форм деепричастия несов. вида и страдат. прич. наст. вр.;

от основы инфинитива образуются:
все формы прош. вр.: писал, писала, писало, писали ; усл. накл.: писал бы; написал – написал бы ; действ. прич. прош. вр.: писавший, написавший ; страдат. прич. прош. вр.: написанный ; дееприч.: написав .

5. От глаголов несов. вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а также деепричастия несовершенного вида:

понимать – понимавший, понимающий; понимая .

6. От глаголов сов. вида образуются действительные и страдательные причастия, а также деепричастия совершенного вида:

понять – понявший, понятый, поняв .

7. (Б) 3 .

8. Формы глаголов в изъяв. накл. имеют значение времени, так как обозначают реальные действия .

9. У безличных глаголов есть только формы 3-го лица .

10. Вставляю пропущенные буквы и знаки препинания:

Ручей бежал между холмом и горным обрывом, поднимающимся почти отвесно. Местами берега его покрыты были кустами лозняка, крепящимися даже кое-где посреди ручья в виде маленьких островков. Проходя мимо, Гришутка открывал иногда между прутьями серенькое пушистое гнездо .

Укрывает инеем землю добела, песней журавлиною осень проплыла, но всё той же узкою тропкой между гор мы втроём к рябинушке ходим до сих пор.

А) в предложении восемь существительных.

Б) в предложении три глагола

В) в предложении два наречия

Г) в предложении один союз

Д) в предложении одно числительное

Е) в предложении два прилагательных

2. В каком предложении есть и частица, и наречие, и местоимение?

А) Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Б) Тих и печален ручей у янтарной сосны.

В) Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.

Г) Вот и окончилось всё, расставаться пора.

Д) Крылья сложили палатки – их кончен полёт.

Е) Крылья расправил искатель разлук – самолёт. (Ю.Визбор)

3. Какое утверждение не относится к данному предложению?

Под небом голубым есть город золотой с прозрачными озерами и яркою звездой, а в городе том сад – всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы. (Б.Гребенщиков)

А) Одно существительное употребляется только в форме множественного числа.

Б) От двух прилагательных можно образовать краткую форму.

В) Два существительных употреблены в форме творительного падежа.

Г) В предложении есть два соединительных союза и один противительный.

Д) В предложении есть усилительная частица.

    Какое слово не может относиться к различным частям речи?

Жгут, дорога, стекло, да, почти, ожог.

5. В каком утверждении допущена неточность?

1) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО имеют форму только именительного падежа.

2) Местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ изменяются по родам, числам и падежам.

3) Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежа.

4) Местоимение СТОЛЬКО не имеет рода и числа.

5) Местоимение СЕБЯ изменяется по падежам.

6) Местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ изменяются по родам, числам и падежам.

    В существительных кон..ик, песчан..ик, лиственн..ца пишется нн , так как одно н входит в состав корня, а другое относится к суффиксу.

    В прилагательных хозяйственный, родственный, мужественный пишется нн , так как они входят в суффикс –енн-.

    В краткой форме прилагательного пишется столько н , сколько и в полной форме: советы це нн ы (це нн ый), спортсмены ю н ы (ю н ый).

    В существительных торфяник, дровяник пишется одно н, так как они образованы от прилагательных с одним н в суффиксе (торфя н ой, дровя н ой).

    В суффиксах прилагательных глиняный, кожаный, медвяный пишется одно н , так как суффиксы прилагательных –ан-/-ян- имеют одно н.

    В прилагательных свиной, пряный, румяный буква н входит в корень; суффикс в этих словах отсутствует.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Существительные степь, фальшь, блажь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание –и-.

    Существительные варенье, соленье, копчение, моление в форме предложного падежа имеют окончание –е-.

    Существительное питьё имеет форму Р.п. мн.ч. питей.

    Существительные платье, устье, полено в форме Р. п. множ.ч. имеют окончание –ев-.

    Сущ-ые пародия, мелодия, шалунья, лгунья в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ий.

    Сущ-ые кожа, баржа, галоша, тёща в форме Р.п. мн.ч. пишутся без буквы ь на конце.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Приставки на -з/-с перед звонкими согласными оканчиваются на –з, перед глухими – на –с.

    Написание приставок пре-, при - зависит от значения.

    В приставках раз-/рас, роз-/рос- под ударением пишется о, без ударения – а.

    Гласный и корня после приставок сохраняется: меж…нститутский, сверх..нтересный, пред..юльский.

    Большинство приставок имеет неизменное написание.

    Приставка при- пишется в слове со значением прибавления: прибавить, присовокупить.

    В каком утверждении допущена неточность? Род несклоняемых существительных..

    обозначающих одушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по принадлежности к биологическому полу (Александр Дюма написал, Эльза Триоле написала);

    обозначающих неодушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по родовому слову (Онтарио – озеро – средний род );

    обозначающих звания, должности, профессии, всегда мужской (кули, рантье );

    обозначающих неодушевленные предметы, всегда средний (метро, пюре);

    таких, как кольраби, авеню, салями, определяется как женский (по родовому понятию: колбаса салями).

    обозначающих животных, птиц, всегда женский..

    В каком утверждении допущена неточность?

    С неопределенными местоимениями без предлога не пишется слитно (некто).

    При пояснительных словах далеко, вовсе, отнюдь частица не с прилагательными пишется раздельно (далеко не красивый ).

    Приставка недо- в глаголах имеет значение систематической незавершенности действия.

    При пояснительных словах крайне, совершенно частица не с причастиями пишется слитно (совершенно непросохший).

    Не с наречиями пишется раздельно и слитно.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Написание гласных в корнях гар-/гор-, зар-/зор- проверяется одним и тем же правилом.

    Написание гласных в корнях Бер-/бир-, мер-/мир-, блест-/блист-, кас-/кос - зависит от наличия суффикса –а-.

    Написание гласных в корне скак-/скоч - зависит от последней согласной корня.

    Чередование гласных в корне плав-/плов - относится к нерегулярным.

    Написание корней мак-, мок-, равн-, ровн - зависит от значения.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Согласные перед гласными пишутся так, как слышатся.

    Некоторые звонкие согласные могут оглушаться, а глухие – озвончаться.

    Большинство согласных – парные по твердости-мягкости.

    Согласные Й, Л, М, Н, Р находятся в сильной позиции по звонкости-глухости.

    Непроизносимые согласные и находящиеся в слабой позиции проверяются одинаково.

    Согласный при наличии рядом трех или более согласных может быть непроизносимым.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Написание НН в причастиях может быть обусловлено наличием пояснительного слова.

    Одно и то же причастие может быть написано с Н или с НН в разных предложениях.

    В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишутся суффиксы –ущ-/-ющ-, -ем-.

    Причастия на -ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ пишутся с НН, кроме КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ.

    В кратких формах причастия пишется одна буква Н.

    Окончания причастий определяется по вопросу, как и у прилагательных.

    Какое утверждение неверно по отношению к данному предложению?

Снегопад, снегопад, снегопад давно прошёл, словно в гости к нам весна опять вернулась; отчего, отчего, отчего так хорошо – оттого, что ты мне просто улыбнулась. (Н.Добронравов)

    В двух словах наблюдается смягчение твердых согласных под воздействием последующего мягкого согласного.

    Одно слово состоит из четырех слогов.

    Слово отчего читается как! атчиво!.

    Есть пять слов, равных одному слогу.

    В предложении нет слов с вариантным ударением.

    Слово прошёл читается как!прашол!

Внимание! 100 предложений для самых одаренных учащихся (и не говори, что это не для тебя!). Ты справишься!!! Только без паники!

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

    Уже двенадцатый.

    И что за тревоги.

    Да ничего же он не обдумывал.

    И поверьте , бедолага – самое точное слово.

    И чем я сильнее ссыхаюсь, тем крупнее становлюсь.

    Дама с собачкой съезжает перед обедом.

    Деваться некуда , придётся терпеть.

    Тернистый путь.

    Ох , простите.

    Позвоните в справочную или ещё куда.

    На этом мы и закроем тему.

    Кругом всё стало неузнаваемо – за исключением белой стены.

    Это не та дорога, что вела к вершине.

    Наконец он стряхнул с себя сон.

    Он заметил большую белую бабочку, распяленную на камне.

    Читатель не осознает, что существуют три типа истории.

    Свесясь со своего насеста, петух кричал.

    Привет , персонаж! (По В.Набокову)

    Прекрасно! Всё складывается как нельзя лучше!

    Лицо девушки прекрасно.

    Было невообразимо скучно , но придумать ничего не удавалось.

    Все чувствовали себя прекрасно .

    Хорошо , я уже иду.

    На улице слишком холодно , чтобы кататься на лыжах.

    Помещение полно народу.

    Полно , хватит так горевать – слезами горю не поможешь.

    Эта вещь устроена очень просто.

    Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

    Жарко , печка натопила избу, и было как в бане.

    Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

    Репетиция состоялась и наутро в день спектакля.

    Может быть, я поэтому отказался ехать вместе с ними.

    Мальчишка бежал без оглядки.

    Этот толстяк ест за двоих .

    Он вошёл в тёмную комнату и зажёг свет

    Гусары носили брюки в обтяжку.

    Васька был мальчиком на побегушках.

    По новому шоссе мчались машины.

    Пришлось довольно долго бежать во всю мочь.

    Стол накрыли на пятерых .

    Братья взяли без спросу банку варенья.

    По началу разговора можно было догадаться, что взаимопонимания не будет.

    Грибники ушли вглубь леса.

    В дали голубой виднелись силуэты горы.

    Мать на цыпочках подошла к двери и прислушалась.

    В стоячую воду болота падали шишки с огромной ели.

    На кухне готовили в трое рук.

    По тому вопросу следует обращаться в департамент образования.

    Маленький отряд двигался вдоль берега.

    Каждому коню досталось по мере овса.

    Мой друг стоял возле и внимательно слушал.

    Он вышел, кланяясь и благодаря спасителя.

    По мере продвижения вперед в пещере становилось всё холоднее и холоднее.

    Благодаря южному солнцу мы загорели и были совсем чёрные.

    Мы встретились спустя два года.

    Включая свет, я нечаянно опрокинул вазу.

    В лице его произошли перемены.

    За исключением нескольких человек, все отправились купаться.

    Вокруг расположились палатки.

    Мы возвращались обычным путём.

    Мы поговорим об этом после.

    В лице директора я приветствую всех собравшихся.

    Несмотря на несчастье, настроение было преотличное.

    Задача легко решалась путём приведения к единице.

    По линии горизонта скапливались грозовые тучи.

    Не смотря на окружающих его одноклассников, ученик быстро выбежал из класса.

    Ему кажется, что он прав.

    Это предположение вероятно.

    Правда , я ничего не понимаю.

    Предположим, поездку придётся отложить.

    Это правда, что тебя пригласили на стажировку в Германию?

    Этот пример решён верно.

    Эксперимент, действительно, удался.

    Предположим, что данные величины равны.

    Гипотеза может быть неправильной.

    Какое вы имеете право так разговаривать с нами?

    Такое воздействие возможно .

    Наш коллега, бесспорно , прав.

    Это, право , не совсем умный поступок.

    Утверждение бесспорно , поэтому необходимо продолжать опыты.

    Зима, может быть , в этом году будет ранняя.

    Пожалуй мне немного деньжат до завтра.

    На пример руководителя аспирант решил не ссылаться.

    Эта вещи, пожалуй , мне ещё пригодятся.

    В девичьей две женщины занимаются вязанием.

    Как тополь киевских высот, она стройна.

    По случаю волнения на море пароход пришёл поздно.

    Она носила чулки цвета беж.

    Против неба, на земле, жил старик в одном селе.

    Он работал обеими руками.

    Старая усадьба представляла собой трёхэтажный особняк.

    Сторож мёрз на ветру.

    Что это такое?

    Я приехал к вам прямо с вокзала.

    Спортсмены бегали вокруг стадиона.

    Говори прямо, а то всё вокруг да около.

    Едва он встал с постели, началась суета во всём доме.

    Даже ребёнок это в силах понять.

    Согласно общему мнению новенький был подготовлен к занятиям хорошо.

100) Я не понимаю, как мне удалось справиться с этой сотней предложений! Я – герой! Ура!!!

Тест «Морфология» 1 вариант

1.Укажите сколько частей речи в русском языке

А) 8 В) 7 С) 11 Д) 12 Е) 10

2. Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль

А) мужской В) средний С) женский Д) общий Е) женского и общего

3. Выделите в предложении имена существительные и определите одушевленные они или неодушевленные.

В последний караван отправился в путь, сопровождали его погонщики и всадники .

А) неодушевленное, неодушевленное, одушевленное, одушевленное

В) неодушевленное, одушевленное, одушевленное, одушевленное

С) одушевленное, неодушевленное, одушевленное, одушевленное

Д) неодушевленное, одушевленное, неодушевленное, одушевленное

Е) одушевленное, одушевленное, одушевленное, одушевленное

4. Укажите род следующих существительных: ябеда, неряха, умница, надежда, сирота

А) женский В) средний С) мужской Д) общий Е) женского, общего

5. Определите род следующих существительных: маэстро, атташе, кенгуру, буржуа

А) мужской В) средний С) женский Д) общий Е) мужского, общего

6. Укажите существительное I склонения

А) газ В) завод С) книга Д) пальто Е) степь

7. Укажите разносклоняемое существительное

8. Укажите ряд слов, имеющих форму только единственного числа

А)сырье,ельник, духи В)дебаты, сласти,листья С)железо, молодежь,чай Д)шорты, часы,тиски Е)очистки, духи, отруби

9. Укажите синтаксическую роль существительного Чтение – лучшее учение .

А) подлежащее В) дополнение С) определение Д) обстоятельство Е) сказуемое

10. Укажите собственное имя существительное

А) Пригород В) Девочка С) Леса Д) Иртыш Е) Имя

11. Найдите правильное определение:

А)Имя прилагательное–это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой,чей?

В)Имя прилагательно –это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на в-сы: какой?каков?

С) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

Д) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

Е) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: какой? чей?

12. Как образуется прилагательное в превосходной простой и составной форме?

А) При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов менее, более

В) При помощи суффиксов –ейш, –айш– или путем прибавления слов самый, наиболее, наименее

С) При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов наиболее и наименее

Д)При помощи суффиксов –ейш, –айш– и слов сверх самый, очень Е)При помощи суффиксов –е–, –ее–, и слов более, менее

13. Определите ряд, где все прилагательные относительные

А. зеленая трава, деревянный стол, тревожное состояние В. прошлогодний снег, песчаный берег, луговая трава

С. вечерняя заря, глухой лес, ранняя весна Д. высокие вершины, молодой месяц, изумительный вкус

Е. интересная книга, белый снег, смирный конь

14. Укажите часть речи, которая не является наречием

А. ничего В. Нимало С. Ничуть Д. нисколечко Е. никак

15. Укажите наречие образа действия

А. поздно,рано В. вверх, вниз С. нарочно, назло Д. вчера, утром Е. быстро, верхом

16. Укажите наречие с о на конце

А. Изредк… В. Досыт… С. Начист… Д. Снов… Е. Издавн…

17. Слово с несколькими корнями – это числительное

A ) Простое B ) Сложное C ) Составное D ) Простое и сложное E ) Сложное и составное

18. Собирательные числительные обозначают

A )Не целые числа B )Отвлечённые числа C )Порядок при счёте D )Кол-во предметов E )Кол-во предметов как одно целое

19. Укажите разряд местоимений в предложении Никогда не будет лишним то, чему научила тебя работа в тайге

А) относительное-личное-определительное-возвратное В) отрицательное-определительное-личное-личное

С) определительное-возвратное-отрицательное D ) отрицательное-указательное-относительное-личное

Е) указательное-личное-отрицательное-личное

20. Укажите правильный вариант написания глагола в предложении: Золотистые клочья тумана стел…ся над рекой.

A ) Ет B ) Ит C ) Ят D ) Ют E ) Ат

21. Слова с производными предлогами

А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь В) по тропинке, под навесом, про него

С) с подругой, через испытания, от магазина D ) без семьи, за садом, о тебе Е) при вокзале, у меня, до утра

22. Соединительные союзы

А) а, но, однако В) или, либо, толи С) когда, лишь D ) если, как Е) и, да, тоже

23. Модальные частицы

А) пусть, давай В) не, ни С) бы, б D ) да, пускай Е) даже, лишь

24. К раткое страдательное причастие в предложении выполняет роль:

A) п одлежаще го B) с казуемо го C) д ополнени я D) о бстоятельств а E) о пределени я

25. Деепричастие подумав

A)сов. вида, 2 спр. B)сов. вида, невозврат. C)несов. вида, возвр. D)сов. вида, 1спр. E)несов. вида, невозвр

Тест «Морфология» 2 вариант

1 . Укажите раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи

А) орфография В) словообразование С) лексикология Д) морфология Е) фонетика

2. Укажите ряд существительных, не имеющих формы единственного числа

А) пути, письма, листья В) жители, котлеты, портфели С) родня, горох, откровенность

Д) консервы, чернила, тефтели Е) ельник, сырье, листва

3. Укажите ряд существительных 2 склонения

А) имя, фамилия, сирота В) ярость, пустошь, горсть С) картофель, горячность, гортань

Д) заглавие, госпиталь, рояль Е) время, бремя, стремя

4. Укажите несклоняемые имена существительные

А) мать, дочь, путь В) пальто, пианино, кофе С) знамя, семя, племя

Д) Вильям Шекспир, Вальтер Скотт, Марк Твен Е) дитя, снег, время

5. Укажите разносклоняемые существительные

А)Батуми, Кармен, Гете В)кофе, такси, метро С)имя, путь, время Д)Черных, Серых, Дюма Е) Кенгуру, какаду, шимпанзе

6. Укажите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

А) деревья, листья, ели В) ребята, школьники, братья С) ножницы, брюки, будни

Д) дома, книги, полки Е) асфальт, каучук, железо

7. Укажите род сложносокращенных слов: ООН, ТЭЦ, ГЭС

А) мужской В) общий С) средний Д) женский Е) мужского, общего

8. Укажите существительное I склонения

А) небо В) добро С) возмущение Д) география Е) ночь

9. Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к имени существительному

А) падеж В) число С) время Д) род Е) склонение

10. Найдите собирательные существительные

А) нефть, серебро, глина В) листва, человечество, детвора С) мед, молоко, сахар

Д) горчица, баранина, холодец Е) бензин, щавель, мусор

11. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное

А) Провожающие вышли на перрон. В) Взрослые сидели и тихонько переговаривались.

С) Взрослые дети доставляют больше хлопот. Д) Кругом белым-бело.

Е) Надо было завершить в первой половине декабря.

12. Укажите простую форму превосходной степени сравнения

А) Храбрейший В) Холоднее С) Грустнее всех Д) Самый твердый Е) Наиболее верный

13. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных:

стеклянный, красивый, легкий, медвежий.

А. относительное, качественное, относительное, притяжательное В. относительное, относительное, качественное, притяжательное С. относительное, качественное, качественное, притяжательное Д. качественное, относительное, относительное, притяжательное Е. качественное, качественное, притяжательное, относительное

14. Наречие – это...

А. Часть речи, которая обозначает признак предмета

В. Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

С. Часть речи, которая указывает на предмет, признак предмета и количество, но не называет их

Д. Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, или предмета

Е. Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом

15. Укажите предложение, где сказуемое выражено наречием

А. Издалека доносилась песня. В. Пароходы приходят засветло. С. На улице прохладно.

Д. Торжественно на землю сходит ночь Е. Оттуда по морю льется глухой гул.

16. Укажите наречие с а на конце

А. Досух… В. Долг… С. Влев… Д. Направ… Е. Набел…

17. Слово, состоящее из нескольких слов, - это числительное

A ) Простое B ) Сложное C ) Составное D ) Простое и сложное E ) Сложное и составное

18. Собирательные числительные не употребляются с существительными

A ) Женского рода B ) Мужского рода C ) Среднего рода D ) Общего рода E ) Женского и мужского родов

19. Укажите разряд местоимения в словосочетании «на ваших глазах»

А) относительное В) определительное С) отрицательное D ) притяжательное Е) указательное

20. Укажите правильный вариант написания глагола в предложении

По вечерам солнце косыми лучами лож…ся на рожь.

A ) Ыт B ) Ат C ) Ет D ) Ит E ) Ить

21. Укажите предлог, который пишется раздельно

А) (в)течение недели В) (в)следствие ошибки С) (на)счет занятий D )(в)место друга Е) (во)круг площади

22. Противительные союзы

А) или, либо В) а, но, однако С) и, да, тоже D ) хотя, пусть Е) как, словно

23. Формообразующие частицы

А) пусть, бы В) разве, ли С) вон, вот D ) даже, ни, же Е) неужели, как раз

24. Причастный оборот является…

A) п ридаточным предложением B) с огласованным определением C) о бстоятельством D) д ополнением

E) н есогласованным определением

25. Количество деепричастий изображающий, сомневаясь, глядеть, возвратился, сочинял :

A) 5 B) 2 C) 1 D) 4 E) 3

Вариант 1

1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.


2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.

3. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.

4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.

5. Как изменяются имена прилагательные?
А) по родам, падежам, числам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам, временам, числам;
Г) по лицам и числам;
Д) по лицам, числам и родам.


6. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.


7. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный;

Г) маленький;
Д) дорогой.


8. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

А) снежный;
Б) хороший;
В) плохой;
Г) маленький;
Д) дорогой.


9. Выберите вариант без ь на конце:
А) спряч.., картеч.., проч..;
Б) печ.., мыш.., рож..;
В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;
Д) хорош.., могуч.., свеж…


10. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-;

В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.


11. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
А) самый интересный;
Б) острее;
В) наивысший;
Г) жарче;
Д) наиболее верный.


12. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:

А) купили машину совсем (не)дорогую;
Б) (не)ожиданное известие;
В) (не)умолчны звуки весенней капели;
Г) далеко (не)удачный ответ;

Д) дороги сделались (не)проезжими.
13. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;
14. С какими словами употребляются собирательные числительные?
А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
В) баран, школа, яблоки, деревья;
Г) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Д) учитель, арбуз, сумка, забор.

15. Как склоняется числительное 90?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.

16. Какие местоимения не изменяются по падежам?
А) весь, таков,
Б) себя, сколько;
В) никто, ничто;
Г) кто-либо, ваш;
Д) некто, нечто.

17. Какие местоимения относятся к притяжательным?
А) всякий, таков, тот, вас;
Б) ты, сам, самый, каждый;
В) иной, другой, себя, свой;
Г) свой, их, его, этот;
Д) мой, твой, наш, свой.
18. Какой разряд местоимений включает только одно слово?
А) неопределенное;
Б) определительное;
В) притяжательное;
Г) возвратное;
Д) отрицательное.

Контрольный тест по теме «Морфология» (Сущ., прил., числ., мест.)10 класс

Вариант 2

1. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.


2. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

3. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;

В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.


4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?

А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

5.На какие разряды делятся имена прилагательные?
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;


6.Качественными называются прилагательные:

А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.


7.Укажите относительные прилагательные:

А) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
В) удобный, белый;
Г) красный, глупый;
Д) заячий, медвежий.


8.Укажите притяжательные прилагательные
:
А) грустный, очередной
Б) медный, стеклянный
В) последний, полный
Г) дедов, кошачий
Д) изумрудный, новый


9. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?
А) вовсе (не) строгий
Б) (не) вежлив, а груб
В) далеко (не) удачный ответ
Г) ничуть (не) интересный
Д) совсем (не) интересная книга


10.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе:
А) камыш…вый
Б) песц…вый
В) плюш…вый
Г) свинц…вый
Д) еж…вый


11.Укажите прилагательные с –НН-:
А) кожа…ый, глиня…ый
Б) це…ый, оловя…ый
В) нефтя…ой, сви…ой
Г) песча…ый, льня…ой

Д) пчели…ый, льви…ый
12. Укажите прилагательное с суффиксом –к-:
А) январ…ий
Б) француз…ий
В) немец…ий
Г) сибир…ий
Д) гигант…ий
13. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) северо(западный)
Б) выпукло(вогнутые)
В) легко(растворимый)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)

14. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?
А) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
В) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.

15. Как склоняется числительное 50?
А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятых.

16. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.

17. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что;

Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.
18. Укажите слово с частицей не:
А) н..о чем не жалеть;
Б) н..за что н..про что;
В) н..от кого не ждал;
Г) н..кому написать;
Д) н..с кем договориться.

Поделиться