Тест по истории реформаторская деятельность сперанского. Реформаторская деятельность М.М

Тест по истории России Реформаторская деятельность М.М. Сперанского для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.

1 вариант

1. Кто из перечисленных исторических деятелей подверг критике реформы начала царствования Александра I и деятельность М.М. Сперанского в записке «О древней и новой России»?

1) А.Н. Радищев
2) Н.М. Карамзин
3) М.М. Щербатов
4) Н.И. Новиков

2. Как назывался законосовещательный орган Российской им­перии, созданный по предложению М.М. Сперанского в 1810г.?

1) Совет министров
2) Правительствующий Сенат
3) Государственная дума
4) Государственный совет

3. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в 1809 г., предусматривал создание

1) коллегий как центральных государственных учреждений
2) Государственной думы как органа законодательной власти
3) Верховного тайного совета как высшего органа управ­ления
4) Тайной канцелярии как органа по борьбе с политиче­скими преступлениями

4. Какое изменение в социальной системе Российской импе­рии предусматривалось планом государственных преобра­зований, разработанным М.М. Сперанским в 1809 г.?

1) ликвидация дворянства как особой привилегированной социальной группы
2) создание группы приписных крестьян
3) установление полного равноправия представителей раз­ных сословий
4) объединение купцов, мещан и государственных крестьян в группу «среднее состояние»

5. Что было одной из причин отставки и ссылки М.М. Сперан­ского в марте 1812 г.?

1) протест М.М. Сперанского против Тильзитского догово­ра и союза с Наполеоном
2) разработка М.М. Сперанским конституционного проек­та без ведома и разрешения императора Александра I
3) недовольство деятельностью М.М. Сперанского со сто­роны консервативной части дворянства
4) участие М.М. Сперанского в убийстве Павла I

6. Назовите не менее двух основных целей, которые ставил в своем проекте государственных преобразований М.М. Сперанский.

2 вариант

1. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в царствование Александра I, преду­сматривал

1) установление федеративного устройства России
2) переход к республиканской форме правления
3) возвращение к коллегиальной форме центрального управления
4) реализацию принципа разделения властей

2. Что было одним из результатов деятельности М.М. Сперанского в царствование Александра I?

1) переход России к конституционной монархии
2) отмена крепостного права в России
3) совершенствование существующего порядка управления
4) ликвидация сословной организации российского общества

3. Как назывался разработанный М.М. Сперанским документ, содержавший план государственных преобразований в России?

1) «Уставная грамота Российской империи»
2) «Введение к уложению государственных законов»
3) «Записка о древней и новой России»
4) «Генеральный регламент»

4. Какой орган власти по проекту М.М. Сперанского должен был стать высшей судебной инстанцией?

1) Министерство юстиции
2) Непременный совет
3) Комитет министров
4) Сенат

5. Какое положение соответствует социальной системе, создание которой было предусмотрено планом государствен­ных преобразований М.М. Сперанского?

1) предоставление политических прав только первым двум сословиям
2) установление запрета на переход из сословия в сосло­вие
3) объединение государственных и крепостных крестьян в одно сословие
4) предоставление равных политических прав всем сосло­виям

6. Назовите не менее двух причин отставки и ссылки М.М. Сперанского.

Ответы на тест по истории России Реформаторская деятельность Сперанского
1 вариант
1-2
2-4
3-2
4-4
5-3
2 вариант
1-4
2-3
3-2
4-4
5-1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Краткий обзор биографии М.М. Сперанского. Политико-правовые взгляды. Отличия гражданского и правового рабства. Сперанский - участник либеральных преобразований в начале царствования Александра I. Реформы государственного управления, их роль и значение.

    Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории ЦО №1828 «Сабурово».

    Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

    Цели урока:

      показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в тоже время половинчатый характер;

      выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;

      совершенствование умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;

      осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

    План урока.

      Начало деятельности М.М. Сперанского.

      Проект политических реформ: замыслы и результаты.

      Отставка М.М. Сперанского.

    Ход урока.

    (слайд 1) Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

    (слайд 2) План урока

    (слайд 3)Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.

    (слайд 4) Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве , сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I , известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

    Для разработки планов новых реформ нужен был иной человек и выбор пал на М.М. Сперанского .

    (слайд 5) В 1834 г. А.С. Пушкин записал в своем дневнике:

    «В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

    Взгляд Пушкина отражал общее мнение того времени.

    (слайд 6) М.М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. — в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина.В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.

    (слайд 7) Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: «попович», «семинарист», «служака», «предатель», «отец русской бюрократии», «реформатор» и т. п.

    (слайд 8, 9) Работа с документами.

    «Вольтер в православно-богословской оболочке»

    «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

    В.О. Ключевский

    «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

    Л.Н. Толстой

    «Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

    Наполеон

    «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

    Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

    «Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость… Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер…»

    Барон Густав Армфельд

    Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

    (слайд 10) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» . Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

    (слайд 11) « В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

    Из письма М.М. Сперанского Александру I

    Вопрос. На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I ?

    (слайд 12) Таким образом, план реформ, составленный М.М. Сперанским был изложением мыслей и идей самого императора?

    «…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

    Что же это были за меры?

    (слайд 13) Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению- Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату.

    Вопросы. Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов?

    Кем впервые был предложен этот принцип?

    В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?

    (слайд 14) Еще один новый орган- Государственный совет- должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в думу.

    (слайд 15) Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами.

    Вопрос. Какие права называются гражданскими?

    Неприкосновенность личности, презумпция невиновности,
    равенство перед законом, судебная защита,
    право на жилище, владение и распоряжение
    имуществом, заключение сделок.

    (слайд 16) Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» первых двух сословий.

    Вопрос. Какие права называются политическими?

    Избирательное право получали лишь лица, обладающие движимым и недвижимым имуществом.

    (слайд 17) Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми(вначале проходили выборы в волосные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь,- депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы) . Руководить работой думы должен был назначаемый царем канцлер.

    (слайд 18) Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе.

    (слайд 19) 1 января 1810 г. Был обнародован манифест о создании Государственного совета.

    В порядке государственных установлении Совет представляет орган в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и

    через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях

    предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом

    действием державной власти поступают к предназначенному им

    совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”. М.М. Сперанский

    Вопрос. Каковы задачи Государственного совета?

    А) оценивал содержание законов и саму необходимость
    реформирования;
    б) разъяснял смысл законов;
    в) принимал меры к их исполнению.

    (слайд 20) По подсчетам П.Н. Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825 гг. в Государственном совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях мнение меньшинства (причем в четырех случаях согласился с мнение одного члена Совета.

    Вопрос. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют цифры, приведенные в документе?

    (слайд 21) Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ6 слишком свежа была в памяти судьба отца.

    (слайд 22) Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.

    (слайд 23) Вопрос. В чем же причины отставки М.М. Сперанского?

    М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.

    (слайд 24) Работа с документом.

    Великий день отечества и нас всех – 17 марта 1812 г. Бог ознаменовал милость Свою на нас.. И враги наши пали. Открыто преступление в России необычайное – измена и предательство… Должно просто полагать, что Сперанский намерен был продать отечество и государя врагу нашему. Уверяют, что в тоже время он хотел возжечь бунт…, дав вольности крестьянам… Записки В.И. Бакуниной.

    Вопрос. 1. Как вы думаете, почему для столичного дворянства опала М.М. Сперанского стала «великим днем»?

    2. В чем дворянство обвиняло М.М. Сперанского? Насколько, на ваш взгляд, эти обвинения были справедливы?

    (слайд 25) Работа с документом.

    «Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор».

    Кизеветтер А.А. Исторические хроники

    Вопрос. 1. В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому?

    2. Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I ?

    Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского по существу, направлена в его собственный адрес. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставки Сперанского.

    (слайд26) Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

    Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

    Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

    Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

    (слайд 27) Работа с документом.

    «В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

    Томсинов В.А.

    Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком.

    Почему вы так считаете?

    (слайд 28) Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
    могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

    2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?

    3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

    В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

    Литература:

      ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России 19 век.

      Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.

      Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век.

      История России 19 век. Хрестоматия. 8 класс.

    1.Император Александр 1 был

    1) внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

    2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

    3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

    4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1

    2. В негласный комитет не входил

    1) П.А.Строганов

    2)В.п.Кочубей

    3)Н.Н.Новосильцев

    4) Д.Н.Сенявин

    3. В новой системе образования 1803 г. , созданной по указу Александра 1 , не было

    1) гимназий

    2) приходских училищ

    3) университетов

    4) сельских школ

    4. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

    5. Четвёртая антифранцузская коалиция была создана

    1)в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

    2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

    3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

    4) в 1807 г. После войны со Швецией

    6.Реформы М.М. Сперанского получили поддержку императора

    4) в 1809 г

    7.Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г. Имели

    1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

    2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

    3) право на участие в земском управлении и на ограниченную покупку земли

    4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда

    8. Государственный совет был создан

    2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу.

    9. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

      вариант

    1.Александр 1 стал российским императором

    1) в 1803 г. после смерти своего брата

    2) в 1801 г. после смерти Екатерины 2

    3) в 1803 г. по решения Негласного комитета

    4) в 1801 г. после убийства Павла 1 в результате дворцового переворота

    2. К первым изданным Александром 1 указам не относился указ

    1) об улучшении содержания заключённых

    2) о сокращении срока службы солдат регулярной армии

    3) о свободе пропуска российских произведений за границу

    4) о передаче рассмотрения всех судебных дел в Сенат

    3.Реформа высших органов государственной власти Александра 1предполагала

    1) введение министерств вместо коллегий и передачу Сенату высшей судебной власти

    2) отмену властных полномочий Сената и передачу их Негласному комитету

    3) превращение Сената в высший судебный орган и запрет на участие дворян в городском управлении

    4) превращение Сената в высший судебный орган и отмену Табели о рангах

    4. Конвенция «О взаимной дружбе» была заключена

    1) в 1801 г. между Россией и Швецией

    2) в 1804 г. между Россией и Австрией

    3) в 1801 г. между Россией и Великобританией

    4) в 1805 г. между Россией и Швецией

    5.Тильзитский мир был заключён

    1) между Францией и Россией в 1807 г., эти страны стали союзниками

    2)между Россией и Турцией по итогам войны 1806-1812 гг.

    3) между Россией и Швецией по итогам войны 1808-1809 гг.

    4) между Россией и Ираном в 1813 гг., эти страны стали союзниками

    6. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

    1) дворянство, государственные служащие, крепостные крестьяне

    2) государственные служащие, помещики, крепостные крестьяне

    3) дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

    4) дворянство, « мещанство и купечество», «всякий люд»

    7. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г. , получали

    1) только дворяне и мещане

    2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

    3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

    4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет

    8.Согласно замыслу М.М.Сперанского, сенат необходимо было

    1) разделить на 8 министерств

    2) разделить на 3 палаты- судебную, государственных законов и министерскую

    3) разделить на 2 части

    4) заменить Государственным советом

    9. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

    1) в 1803 г. И разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

    2) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

    3) в 1803 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

    4) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика в собственность землю

    Задание № 1.

    Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

    1801 - статс-секретарь при госсекретаре, 1802 - статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 - статс-секретарь Александра I, 1808 - товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 - государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 - ссылка.
    Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

    Задание № 2.

    Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

    План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

    Задание № 3.

    Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

    Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

    Задание № 4.

    Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

    Основные положения

    Положительные стороны

    Отрицательные стороны

    Осуществить разделение влас-тей на законодательную, испол-нительную и судебную
    - Создать систему представитель-ских учреждений
    - Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти
    - Выборность судебной власти на местах
    - Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами
    - Монарх сохранял верховную власть

    Децентрализация власти
    - Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов
    - Предоставление гражданских прав всему населению
    - Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

    Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы
    - Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью
    - Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях
    - Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права
    - Основная масса населения оста-валась бесправной

    Задание № 5.

    Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

    Сенат - состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
    Государственная Дума - выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
    Государственный совет - совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
    Министерства - орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

    Задание № 6.

    Выберите правильный ответ.
    По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

    а) самодержавной монархией; в) парламентской монархией;
    б) конституционной монархией; г) республикой.

    Задание № 7.

    На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.


    Задание № 8.

    Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

    Причины

    Последствия

    * Реформы затрагивали интересы высших слоев населения
    * Либеральный характер реформ
    * Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества
    * Личность самого Сперанского («попович»)
    * Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран
    * Интриги двора
    * Нерешительность Александра I

    * Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффектив-ности аппарата управления
    * Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва
    * Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)
    * Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

    Задание № 9.

    Заполните таблицу «Функции министерств».

    Название министерства

    Функции

    Военное министерство

    Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил

    Морское министерство

    Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, воору-жения, строительства военно-морских сил

    Министерство иностранных дел

    Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал

    Министерство юстиции

    Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства

    Министерство внутренних дел

    Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйст-во, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика

    Министерство финансов

    Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кре-дитные учреждения (банки)

    Министерство народного просвещения

    Управление учебными заведениями, Академией наук, науч ными учреждениями, музеями и ведало цензурой

    Министерство коммерции

    Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

Поделиться