Старец алексий пензенский молитва. Пензенский старец схиигумен Алексий

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы: Радуйся, ветхаго Рима рождение; Радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение. Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; Радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный. Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; Радуйся, Закону Господню верно наученный. Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; Радуйся, самоотвержение чудное показавый. Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; Радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый. Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; Радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных, Алексие богомудре, возлюбил еси блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его; сего ради дом родителей твоих и все богатство их оставил еси, нищету же вольную избрал еси, да Христу угоден будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати. О сем дивимся и тебе зовем хвалебно: Радуйся, Христов любителю, мрежею любве к миру сему неуловленный; Радуйся, Иисусов последователю, плоти угождения избежавый. Радуйся, высотою подвига твоего Ангелы удививый; Радуйся, крепостию произволения твоего демоны посрамивый. Радуйся, град отечествия твоего оставивый, да Вышняго Града наследие обрящеши; Радуйся, в путь далекий и многоскорбный потекий, да пути спасительнаго причастник будеши. Радуйся, нищету самоизвольную себе усвоивый; Радуйся, гладом и жаждею многажды томимый. Радуйся, в молитвах деннонощных пребывавый; Радуйся, слезами умиления лице твое орошавый. Радуйся, терпения столпе непоколебимый; Радуйся, веры адаманте крепкий. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Силою Божиею укрепленный, путь далекий совершил еси и града Едеса достигл еси, Алексие достохвальне, в немже, яко един от нищих, пребывал еси в злострадании и нищете, ко храму Божию выну приметаяся и молитвы усердныя со многими слезами принося Христу, Царю и Богу, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси, святче Божий, небо покровом и землю одром упокоения, рубища же убогая одеянием многоподвижному твоему телу, зноем опаляему и мразом померзаему, емуже ни малаго угождения не попускал еси, да не возобладает плоть над духом твоим, любовию ко Господу пламеневшим. В таковем подвизе твоем едино утешение Христа имел еси, Иже и нам внушает вопити тебе: Радуйся, от запада на восток пришедый взыскати Солнца Правды, Свет Невечерний; Радуйся, Того во глубине твоего боголюбиваго сердца обретый. Радуйся, светильниче Божественнаго сияния, мира концы озаривый; Радуйся, твоими христопоследовательными стопами Едес освятивый. Радуйся, правило веры истинныя; Радуйся, образе нищеты духовныя. Радуйся, в души твоей добродетели высокия возрастивый; Радуйся, целомудрия сокровище драгое сохранивый. Радуйся, Евангелия Христова добрый хранителю; Радуйся, заповедей Иисусовых усердный исполнителю.Радуйся, на земли небесно поживый; Радуйся, Богу совершенно угодивый. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю страстей юношеских воздержанием укротил еси, святе Алексие, и постом сугубым увядил еси красоту лица твоего; темже возсия в души твоей нетленная красота благодатнаго безстрастия, благоугодная краснейшему паче сынов человеческих Христу, Емуже во умерщвленнем телеси сладце воспевал еси песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав клирик церкве Едесския в видении глас от иконы Богоматере, человеком Божиим тя нарицающ, достойным Царствия Небеснаго, егоже молитва, яко кадило благовонное, восходит пред Лице Божие, и повелевающ ввести тя внутрь церкве от притвора, идеже нищетно пребывал еси, удивися зело таковей святости твоей, Алексие богоблаженне, и введ тя в церковь Господню, ублажаше тя звании сими: Радуйся, Духа Святаго жилище, преукрашенное чистотою; Радуйся, Божия благодати приятелище, сияющее добродетелей красотою. Радуйся, Божия Матере словесы похваленный; Радуйся, Царицею небесе и земли человеком Божиим наименованный. Радуйся, имя новое и таинственное от Владычицы мира получивый; Радуйся, смирением высокая стяжавый. Радуйся, нищетою богатство нетленное снискавый; Радуйся, почесть вышняго звания достойно восприявый. Радуйся, молитв благоприятное кадило; Радуйся, Царствия Горняго ревностный искателю. Радуйся, в притворе церковнем дни и нощи молитвенно провождавый; Радуйся, внутрь храма Божия повелением Богоматере честно введенный. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, Алексие свято, егда избегая славы человеческия, от Едеса удалился еси во иныя страны, обаче Божиим Промыслом корабль, на немже плыл еси, ко отечественному твоему граду Риму принесеся. Ты же, познав в сем волю Господню тамо тебе подвизатися, притекл еси к дому родителей твоих, и яко един от нищих, у врат его водворился еси, слезами омывая лице твое и вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев тя боголюбивый родитель твой, святе Алексие, странна и нища образом, милосердова о тебе и хижину малу повеле соорудити тебе у врат своего дома, в нейже питаше тя Христа ради, отнюд не познавая в тебе своего сына; ты же, нищетно в доме родительстем пребывая, всякую нужду странническую и поношение нищенское претерпел еси, подвизая ны благохвалити тя сице: Радуйся, мужество великое показавый; Радуйся, в терпении мнозем преуспевый. Радуйся, в доме родителей твоих незнаемь пребывавый; Радуйся, скорбь их о лишении твоем всегда созерцавый. Радуйся, сетования отца твоего слышавый; Радуйся, слезы матере твоея видевый. Радуйся, плач обручницы твоея познавый; Радуйся, сердце твое сими болезненно уязвлявый. Радуйся, поношения и укоризны от слуг родителей твоих незлобно восприявый; Радуйся, биения и заушения от них молчаливое переносивый. Радуйся, за обидевшия тя непрестанно Бога умолявый; Радуйся, самоизволен мученик воистинну бывый. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедник евангельския кротости был еси, святе Алексие, образом жития твоего многотерпеливаго всем показуяй, яко вся возможна человеку о укрепляющем Бозе, Егоже силою в немощней плоти великия подвиги совершил еси и многия страдания претерпел еси любве ради Христовы, достойно и праведно воспевая Пресвятей Троице Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в древнем Риме необычайными подвиги твоими, Алексие блаженно, и сими озарил еси благодатно всю Церковь Христову: кто бо не умилится, слыша твое пачеестественное терпение и многая злострадания, в доме родителей твоих восприятая самоизвольно, и како, наследник сый того дома, от слуг его укоризны и раны преносил еси радостно. Сего ради приносим ти от усердия нашего сия песноглашения: Радуйся, великий угодниче Христов, в мире премирно поживый; Радуйся, равноангельный слуго Господень, многоболезненно жизнь твою препроводивый. Радуйся, безчестие в славу себе вменивый; Радуйся, раны на теле твоем терпеливо носивый. Радуйся, ланиты твоя от заушений не уклонивый; Радуйся, плещи твоя на ударения предавый. Радуйся, оплевания христоподражательно принимавый; Радуйся, молчанием на укоризны отвещавый. Радуйся, во Христе утешение едино обретый; Радуйся, воспоминанием крестных страданий Иисусовых скорби твоя услаждавый. Радуйся, велико-душный многострадальче; Радуйся, добропобедный подвижниче. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси, и наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа.

Икос 7

Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святе Алексие, среди мира чуждо мирских пристрастий и всякия скверны греховныя; темже приял еси в души твоей боговедения дар совершен и был еси одушевленный храм Трисияннаго Божества, в немже Христос со Отцем и Духом обитель Себе сотвори, нас же научи звати тебе: Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото; Радуйся, ризу душевную девства чистотою убеливый. Радуйся, в радость Господа твоего вшедый; Радуйся, добровольною нищетою превозвышенный. Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся; Радуйся, уничижением твоим евангельскому Лазарю подражавый. Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый; Радуйся, страданьми неисчетными Царствие Христово приобретый. Радуйся, ветхаго Рима благодатное обновление; Радуйся, Церкве Христовы Божественное удобрение. Радуйся, обетовании Иисусовых наследниче; Радуйся, Пресвятыя Троицы таинниче. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странник и пришлец, был еси во граде отечествия твоего, святе, выну взыскуя Вышняго Града, Иерусалима Небеснаго; егдаже приспе время отшествия твоего к Богу, ты на хартии тайну жития твоего начертал еси, в познание твоим родителем, и неослабно пребывал еси в подвизех поста и молитвы, приуготовляяся ко исходу умиленным пением Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, Алексие святе, молитве бывшей на устах твоих, предал еси праведную душу твою в руце Божии мирно и безмятежно, яко уснул еси; смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от страданий и подвигов непрестанных, и прохождение от худшаго на лучшее. О таковем блаженнем успении твоем мы радующеся, сия прикладныя тебе приносим глаголы: Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый; Радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый. Радуйся, на лоно Авраама Ангелы несенный; Радуйся, пением неземным от святых Небожителей встреченный. Радуйся, венцем безсмертныя жизни от Господа увенчанный; Радуйся, во обители райския со славою восприятый. Радуйся, Пресветлое Лице Владыки Христа выну созерцаяй; Радуйся, Пресвятей Троице Трисвятую песнь немолчно возглашаяй. Радуйся, Создателя горних и дольних молитвами твоими умилостивляяй; Радуйся, весь мир христианский предстательством твоим объемляй. Радуйся, Ангелов и человеков радование; Радуйся, почитающим святую память твою верный ходатаю. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Вси людие римстии в трепет приидоша, слышавше глас в соборней церкви града своего, во время Божественныя литургии свыше от олтаря глаголющ и повелевающ поискати тя, человече Божий, да молитв твоих сподобятся. Темже во удивлении и ужасе бывше, молит-венно возопиша они ко Господу, да явит им тебе, Своего избранника, зовуще дивному во святых Своих Владыце: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному Гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице, еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь народ возгласиша тебе: Радуйся, светлый лучу Трисолнечнаго Света, оживляющаго весь мир; Радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы. Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный; Радуйся, дарований Божественных сокровище. Радуйся, родителем твоим хартиею себе явивый; Радуйся, плач их горестный на сладостный преложивый. Радуйся, седины отца твоего прославлением твоим прославивый; Радуйся, слезы матере твоея благодатно возна-градивый. Радуйся, честную обручницу твою, верность тебе сохраншую, духовно утешивый; Радуйся, весь народ римский обретением твоим зело возвеселивый. Радуйся, исцеления чудесная от святых мощей твоих обильно источивый; Радуйся, на небеси и на земли почесть посмертную достойно восприявый. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотящим пример благий житие твое, святе Алексие, имже вся ны поучавши отрешатися сует мира, искати же едино на потребу, еже есть богоугождение. Помози убо нам, человече Божий, в сем тебе подражати, укрепи немощное произволение наше, вдохни в нас мужество душевное, украси нас добродетельми и яви быти наследники Царствия Небеснаго, да с тобою на земли живых воспоем Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный последователь был еси, Алексие блаженне, Егоже Страшному Престолу ныне предстоиши во славе небесней, о нейже мы, земнии и перстнии, ниже помыслити можем; обаче любовию усердною к тебе понуждаеми, мысленно созерцаем тя, горе за ны молящагося пред лицем Божиим, и бренными усты возсылаем ти пение таковое: Радуйся, верно чтущим тя скорый помощ-ниче; Радуйся, молитвенно призывающих тя усердный заступниче. Радуйся, праведниче Господень, Егоже Правда возсия немерцаемо; Радуйся, соль земли, яже никогдаже обуяет. Радуйся, добрыми делы твоими Бога прославивый и человеки удививый; Радуйся, житием твоим Ангелы возвеселивый и духи тьмы посрамивый. Радуйся, Горняго Мира украшение; Радуйся, дольняго мира защищение. Радуйся, Рима славо и похвало; Радуйся, христианскаго рода возвышение. Радуйся, в чудесех просиявый; Радуйся, в милостех неистощимый. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение надгробное со славою тебе сотвориша, святе Алексие, царь, святитель и весь народ римский, родителем твоим и обручнице твоей, возследующим честному твоему гробу, несенному благолепно в соборную церковь, от негоже чудес множество источил еси: слепии прозираху, разслабленнии укрепляхуся, недужнии здрави бываху прикосновением к мощем твоим святым, во еже всем видящим таковая возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светло и радостно бысть погребение твое, человече Божий, светел бо лицем возлежал еси во гробе и благоухание сладостное испущал еси от нетленнаго твоего телесе, сими знаменуя светлость немерцающую святыя твоея души, в воню благоухания Христова притекшия и мира Божественнаго преисполненныя, от еяже полноты и в наша души подаждь даяние благодатное, да со утешением духовным тебе возопием: Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу горе возжженная; Радуйся, лампадо златая, елеем милости долу живущих умащающая. Радуйся, алавастре драгий, миро целебное болящим источаяй; Радуйся, реко многоводная чудес. Радуйся, иночествующим наставниче добраго подвига; Радуйся, в мире живущим образе богоугождения. Радуйся, зерцало чистое праведнаго жития; Радуйся, пристанище благотишное по Бозе упование на тя возложивших. Радуйся, врагов невидимых крепкий противоборче; Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий споспешниче. Радуйся, от небесных высот к земнородным милостивно приникаяй; Радуйся, чтущих тя прошения скоро исполняяй. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Христа, Царя и Бога нашего, Алексие достохвальне; вемы бо, яко много может молитва твоя пред Лицем Его, и благоуветливо преклоняется Он к молению твоему. Темже усердно к тебе прибегаем и смиренно просим: окорми нас пред-стательством твоим в тихое пристанище Христово и сподоби наслаждатися нетленныя радости святых, немолчно вопиющих славословия песнь Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги многострадальнаго и предивнаго жития твоего, человече Божий, хвалим, славим и ублажаем тя усердною любовию, яко небеснаго многомощнаго предстателя нашего; ты же, святе, данною ти свыше благодатию нас, грешных и мрачных, освяти, просвети и настави вопити тебе неосужденно: Радуйся, востока незаходимаго присносияющая заре; Радуйся, вселенную твоими чудесы исполнивый. Радуйся, мощами твоими преславно чудотворяй; Радуйся, образми подобия твоего предивная совершаяй. Радуйся, болящих безмездный врачу; Радуйся, скорбящих благий утешителю. Радуйся, унывающих благодатное ободрение; Радуйся, изнемогающих внезапное укрепление. Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; Радуйся, от жития отходящим заступление твое многомощное являяй. Радуйся, радости духовныя боголюбивым душам подателю; Радуйся, благ временных и вечных усердный нам у Господа просителю. Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О святый и богопрославленный человече Божий Алексие! Тебе, горе за ны молящемуся пред Престолом Господа Славы, мы грешнии, долу живущии, сие малое приносяще пение, молимся от всея души и от всего помышления: молитвами твоими испроси нам у Христа Бога прощение согрешений и по кончине нашея жизни приятие в блаженныя обители Небеснаго Царствия, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

>

Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие.

Предисловие

Про Пензенского батюшку Алексия издано уже семь книг, написал их иеромонах Гавриил, который служил в обители батюшки и общался с ним непосредственно в течение десяти лет. Книги называются: “Придите ко мне все труждающиеся…”

Гавриил пишет, что читая о подвижниках прошлого столетия, задаешься вопросом, почему при жизни этих подвижников о них никто ничего не знал, и мы узнаем об их дарах, способностях и помощи людям только тогда, когда они уже закончили свой жизненный путь, и почти не осталось очевидцев их добродетельной жизни.

Сейчас, как все почти что слышали, время сжимается, по данным японских исследователей в сутках уже не двадцать четыре часа, а семнадцать, а на время написания этого материала похоже, что и меньше. И ритм жизни естественно убыстряется даже по сравнению с прошлым столетием. Да и жить становится все сложнее и сложнее не только в материальном и физическом плане, но и в духовном. Люди не знают, как жить, вокруг столько безнравственности, лжи и обмана и на частном, и на государственном уровне. Поэтому книги о благочестивых, прозорливых старцах, которых в наше время не так много, просто необходимы как воздух.

Поэтому иеромонах Гавриил решил написать о схиигумене Алексие, который жил в наше время и отошел ко Господу 8 января 2005 года. Да и очень многие почитатели старца просили рассказать о случаях благодатной помощи старца, хотя находились они зачастую за многие тысячи километров от старца, но молились, просили о помощи и батюшка им помогал.

Пензенский старец схиигумен Алексий был избранником Божием, он в жизни терпел очень много мучений, поношений и гонений, и Господь наделил его многими благодатными дарами – знанием Божией воли, прозорливостью, изгнанием бесов. Он помогал всем, кто к нему обращался, никому не отказывал, а вот для себя ничего не мог сделать. Старец окормлял и помогал тысячам людей, брал на себя немощи и грехи людей, страдал и мучился за них.

Дорога из Церкви

О книге "Дорога к старцу" (из-во "Благовещение")

Еще один «пророк» избран питерским издательством «Благовещение» – «пензенский старец Алексий», «проводник между Богом и людьми», получивший на то «благословение свыше». Ему посвятили книгу «Дорога к старцу», выпущенную в 2004 году, как водится, под брендом «по благословению», – на сей раз якобы «преосвященного Никона, епископа Липецкого и Задонского».
Всего «лучу солнца» посвящено три книги. Третья – «Придите ко мне все труждающиеся» (2005 г.) – составлена иеромонахом Гавриилом (Алексеевым), но теперь помечена «благословением» другого архиепископа - Пензенского и Кузнецкого Филарета. В книге утверждается, что батюшка, после кончины в 2005 г. «общающийся со своими прихожанами на своей могилке... в виде мысленного разговора», сказал, «что стоит очень близко у Престола Божия». Словом, теперь ЗА НЕГО молиться нельзя, а НАДО молиться НА НЕГО. Он якобы еще на земле дал на то благословение, заранее зная, что – святой. А для этого широко распространяются изображения этого больного, судя по всему находившегося в глубокой прелести человека, на обратной стороне которых - тропарь и кондак ему как святому. Какую же святость провозглашают самочинные издатели?

ВТОРОЙ СЕРАФИМ?
Что опаснее: ложка дегтя в чистом виде или она же в бочке с медом? С медом опаснее, так как в чистом виде кто же будет есть деготь?
Если перенести этот вопрос на духовный план, то он будет звучать иначе. Что опаснее: ложь в чистом виде или ложь, растворенная в море истины? Этот вопрос возникает при изучении книги «Дорога к старцу». Книга содержит массу совершенно неоспоримых истин православного вероучения и духовной жизни. И читатель, отчасти знакомый с ними, вполне может «проглотить» и другое: то, что никоим образом к истинам Православия не относится.
Книга написана о старце. Зовут его... Впрочем, авторы книги, очевидно, и сами толком не знают, как его зовут, называя то «схимонах Алексий», то «схиигумен Алексий», то почему-то «схиЕгумен». Один раз проскальзывает «схиархимандрит Алексий». Так кто же этот человек (в миру Михаил Иванович Шумилин, 1930 г.р.)? Само слово «старец» производит на наших православных современников некое мистическое действие. Действительно, в России это слово приобрело смысл, которого не имело раньше.
В святоотеческой литературе старец - человек, имеющий достаточный опыт монашеской жизни, духовный наставник новоначального монаха: «...старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии».
Совсем иное значение это слово приобрело в России после оптинских старцев XIX века. Теперь в сознании большинства православных слово «старец» почти то же, что «живой святой». Под этим словом обязательно подразумевается наличие духовных дарований: прозорливости, исцелений и т. д. Именно такой старец предстает нам из книги: святой чудотворец, прозорливец и целитель. Куда там святым древних патериков! Прочитав книгу, впору вспомнить жития прп. Серафима Саровского. Кстати, в книге о. Алексий буквально поставлен рядом с этим святым: «Как-то диакон Андрей сокрушался, что старца не было на празднике в Дивеево. Но батюшка возразил, что он был там и стоял вместе с Серафимом у его раки». В данном случае утверждается, что старец, телом находясь в одном месте, духом пребывал в другом - стоял (телесно «отец Алексий» стоять не может и ниже будет сказано почему) рядом с прп. Серафимом.
Можно ли поверить тому, что в наше время под Нижним Новгородом, вне всякого канонического церковного подчинения, жил-поживал святой такого уровня? Да еще в «обители», построенной по его личному благословению без всякого ведома об этом епископа?
Но главная идея книги не в этом. Она в следующем: без старца (именно в смысле без святого) спастись невозможно. Не хотелось бы говорить о святости или несвятости «старца Алексия». Коснемся исключительно книги о нем.
Начнем с того, что он человек не простой - инвалид детства: «Родился мальчик с тяжелейшим физическим недугом, из-за которого его ножки никогда не касались земли». Для тех, кто не знает церковных правил, надо сказать: такой человек не может быть священником. Монахом - может. Старцем - наставником монахов - может. Святым - может. А священником - нет. Инвалидность - каноническое препятствие к рукоположению в священный сан. Не по этой ли причине мы не найдем в книге ту часть жития о. Алексия, где было бы сказано о его хиротонии и начале служения? Какой же епископ дерзнул нарушить правила, рукоположив человека, который не может не только ходить, но даже есть без посторонней помощи? И был ли вообще этот епископ? Была ли вообще хиротония?
В новой книге «Приидите ко мне все труждающиеся», вышедшей в 2005 г. уже после смерти «старца Алексия», все сомневающиеся в каноничности его рукоположения приговариваются к вечным мукам. Вот что ответил сам «батюшка на эти измышления»:
«Рукоположение было правильное. Дух Святой сошел. А кто будет в этом сомневаться и других ввергать в смущение, то это будет хула на Святого Духа. И если в этом не покаются, то им не будет прощения ни в этой жизни, ни в будущей». Приговор начал сбываться тут же. «А тот священник, который порочил имя старца, говоря, что он будто не схиигумен, находится теперь в сильном расслаблении и вызывает у своих прихожан лишь большую жалость».
И еще один любопытный ответ на сомнения в том, как калека мог держать в руках Потир: «Да. Не мог держать Потир. А если старец весь мир держал? А если был удерживающим на земле?»
После этого уже не удивляешься, встретив такие слова старца о себе: «Такого уже на земле не будет...», «для них я Великий».

«СТАРЦЕОБРЯДЧЕСКАЯ» ЦЕРКОВЬ
Но оказывается не только странность высказываний «старца Алексия» настораживала тех, кто пограмотнее (все же священники!), но и еще кое-что: «Их раздражало, что батюшка не в штате епархии и вроде как никому не подчиняется». Вот в чем дело! Батюшка-то в своей собственной юрисдикции, вне всякого епископа, а по сути это означает, что он вне Церкви. Ни Евхаристии, ни других служб он совершать не может. Из книги напрашивается вывод о том, что о. Алексий или «самосвят», или раскольник. Увы, это так!
Автор и составитель книги, священник Геннадий Емельянов, пытается навести мути в этот вопрос: «На Кавказе мне рассказывали, как во время гонения на монахов в шестидесятые годы прошлого века, когда за ними буквально охотились, два старца избежали преследования чудесным образом: они по воздуху перешли пропасть и исчезли из виду. К какой епархии они принадлежали, какому епископу? И почему старец Антоний после лагерей служил Литургию в кочегарке и никто из мирян не выдал его властям? Многие священники во времена лютых гонений не смогли найти себе пристанище в официальной Церкви (выделено нами. – Иг. И.), но продолжали служить по домам, подвергая себя смертельной опасности. На этот вопрос нет простого и однозначного ответа, и мы не будем подробно исследовать его. Заметим только, что Дух дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет. Откуда приходит и куда уходит - никто этого не знает. Непреложные свидетельства Духа Святого отражены в этой книге. Можно их отвергать, но ведь это значит бороться с Богом. Пусть же задумаются приверженцы прописных истин и уложений: есть ли у них в душе место живому Духу? Не заслоняют ли официальные персоны Церкви (выделено нами. - Иг. И.) самого Господа?»
Здесь автор сознательно вводит читателя в заблуждение. Никакой загадки и проблемы тут нет, и необязательно наводить тень на плетень. Если во времена гонений в силу смертельной опасности можно (и иногда нужно) было жить и служить в подполье, то после устранения этой опасности нормальные священники шли к архиереям и получали приходы для служения и антиминсы. Сейчас не время гонений. Сектантские же рассуждения о Духе, который дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет, оставим без комментариев. У нас, православных, в отличие от неохаризматических сект, слава Богу, есть Церковь, имеющая полноту даров Духа. Впрочем, о причине, заставившей автора написать такие строки, мы скажем ниже, а пока продолжим цитировать о. Геннадия Емельянова -составителя книги о старце Алексии «Дорога к старцу»: «Вопрос об официальной принадлежности священника к епархии стал непреодолимой преградой на пути к старцу для многих современных священников (что не может не радовать. - Иг. И.). Многолетняя "законническая" болезнь вновь обострилась среди священства в наши дни. Внешний, плотской человек потому и цепляется за внешнее, "законное", чтобы заслонить собственную духовную пустоту - и от других, и от себя самого, чтобы не нарушать мнимый покой и комфорт чувств и мыслей».
Каноничность объявляется «законнической» болезнью, а желание окормляться у духовника, находящегося в евхаристическом и молитвенном общении с Церковью – духовной пустотой. После этих рассуждений книга читается совсем по-другому: уж не сектантом или раскольником писана она?
«Можно поставить этот вопрос и еще шире. Можно ли служить Литургию без антиминса, вина, просфор, церковной утвари и обычных церковных облачений? Любой законник ответит - невозможно. Но что невозможно человеку, возможно Богу. История нашей Церкви знает случаи, когда такие Литургии совершались в Соловецких и Прибайкальских лагерях, когда даже охранники не смели ее прервать, остановленные ангельским пением служащих. За такое служение, как правило, священники платили собственной кровью, и это их не останавливало». О. Геннадий пошел по второму кругу. Опять времена гонений у него не исключение, а правило. Но вот более любопытный перл: «Сегодня встает еще один вопрос. Может ли совершать Литургию священник, запрещенный в служении без канонических оснований? Наложивший такое прещение епископ запрещает служение самого себя. И все-таки ответ на этот вопрос нужно искать у старца, поступать не по своей, а по Божественной воле». Вот она - новая «старце-обрядческая» церковь! Оказывается, старец имеет право высшего суда над епископом! И все же: кого под неправедно запрещенным священником подразумевает о. Геннадий? Старца или самого себя?
«Может быть, нам, законно рукоположенным и служащим, повнимательнее посмотреть на себя и попытаться понять, почему мы не имеем тех даров Духа Святого, которые щедрой рукой Господа в изобилии дарованы схиигумену Алексию?» А чего тут пытаться понимать? И так все понятно. Дары Духа имеют те, кто живет праведной жизнью. Мы ею не живем, и иметь такие дары не можем. И священный сан тут совершенно ни при чем: он не сообщает дара личной святости, и, как священнику, о. Геннадию это должно быть хорошо известно.

МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ БЕЗ СТАРЦА?
И заканчивая это краткое исследование книги «Дорога к старцу», хочется коснуться ее главной духовной мысли, выраженной в следующем диалоге с о. Алексием: «Батюшка, а как же другие священники, которые служат и окормляют своих прихожан, которые приходят со своими нуждами, молятся друг за друга, испрашивают совета, как поступить в той или иной ситуации? Идут ли эти священники с паствой ко спасению, если у них, как правило, нет общения со старцем?» - «Если священник не ищет общения со старцем и не стремится к нему, то он не приведет ко спасению ни себя, ни паству».
Грозные слова. Без старца - читай без святого духоносного наставника - спастись нельзя. А поскольку такого уровня старцев у нас, кроме о. Алексия (если верить книжке), считай что и нет, то без общения лично с ним у нас нет и спасения.
Получается, все церковные Таинства, все Святые Отцы и весь опыт Церкви без старца - ничто, так как без него нет спасения. Так ли учит Церковь? Сравним этот тезис с мыслями свт. Игнатия Брянчанинова. Говоря о духовном руководстве, он пишет: «По учению Отцов, жительство... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно поверять по писанию Отцов. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя Боговдохновенного... Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное Писание и Отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью со¬вет современных и сожительствующих братии».
«Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие... Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость».
«В духовнике, по мнению моему, великое достоинство - простота, неуклонное наследование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований».
Именно учения о верности Церкви мы не найдем в книге «Дорога к старцу».
Остается вспомнить еще одно горькое замечание святителя Игнатия: «Боговдохновенных наставников нет у нас!»

В последнее время в России активно распространяются книги и DVD -диски с информацией о разных людях, находившихся в бесовской прелести и в разрыве с Церковью. Их выдают за православных святых, параллельно внедряя в души людей под видом христианских вредные теории.

Периодически опасные для души книги и DVD — диски просачиваются в храмы и православные магазины. Наиболее известными являются культ Алексия Пензенского и культ Славика Чебаркульского.

Культ «старца Алексия Пензенского» — это движение сектанского и раскольнического духа, маскирующееся под православие.

Община лжестарца Алексия находится в так называемой «Михайловской обители», расположенной в пос. Победа Бессоновского района Пензенской области.

«Старец Алексий», настоящее имя которого Михаил Иванович Шумилин родился 10 ноября 1930 года. Он с детства не владел руками и ногами и не мог членораздельно говорить, т.е. был колясочником и инвалидом детства. Его нужно было с ложечки кормить, поить и умывать.

Миф о его святости и прозорливости возник благодаря его матери, которая за ним ухаживала и толковала окружающим его неразборчивую речь. Этот миф быстро подхватили и распространили и другие женщины, которые стали за ним ухаживать. Появились первые почитатели и жертвователи, доход от которых способствовал безбедному существованию матери Михаила, а потом и другим хожалкам и приживалкам.

В 1998 году о пензенском инвалиде узнал некто Александр Жуков. Он своим практическим умом понял какой большой бизнес можно сделать напочитании лжестарца и засучив рукава взялся за дело.

Сначала был распространен слух о том, что Михаил не просто почитаемый старец, а иеромонах и зовут его схиигумен Алексий. А сам Жуков — это не просто Александр, а священник РПЦ и зовут его отец Рафаил.

Затем в 2006 году почитателями лжестарца Алексия была издана книга «По вере вашей да будет вам». В настоящее время издано 6 книг, некоторые из них уже повторно. В народе пошла молва, что он святой и к могиле началось массовое паломничество.

В пос. Победа, на деньги почитателей «старца», недалеко от его могилы был приобретен земельный участок. На котором, без благословения пензенского Владыки, была построена так называемая «Михайловская обитель» с храмом и молитвенным домом.

Пензенская митрополия сделала официальное заявление по поводу «Михайловской обители», действующей в поселке Победа под видом организации православной церкви:

«Это объединение не имеет никакого отношения к Русской православной церкви Московского Патриархата и является незаконной организацией. Это объединение не имеет признания другими поместными православными церквями, а у его служителей нет канонического рукоположения. Все действия этих людей, выдаваемых за священнодействия и таинства, являются не только не действительными, но и могут принести вред вашему духовному здоровью»,- говорится в обращении РПЦ.

Подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

Поминовение Святейшего Патриарха и правящего пензенского архиерея за их «службами» является лишь прикрытием для православных паломников, которые во множестве устремляются к могиле «лжестарца Алексия», увлеченные народной молвой о его святости. Приехавших, после «службы» и «исповеди» на могилке, посылают на строительные и подсобные работы и используют как бесплатную рабочую силу.

По словам местной жительницы Галины М. «секта ориентирована на москвичей и жителей больших городов.

— Они приезжают сюда на 2 дня. Чем их там поят, я не знаю, но после этого они уезжают домой и продают все, что можно продать, а потом возвращаются сюда и якобы «жертвуют» все деньги на «обитель». … живут здесь около месяца, а потом покидают обитель. Дальнейшая судьба их неизвестна».

Пензенское епархиальное управление предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия Пензенского, которое порождает новую секту». В официальном обращении говорится:

«Дорогие братия и сестры! Храните единство и верность Святой
Православной Церкви… Предупреждаем вас о том, что вся выпускаемая
и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия,
не соответствует духу Православной Церкви. Еще в III веке
священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не
Мать, тому Бог не Отец».

Дата и место рождения: 10.11.1930 г., с. Ломовка Лунинского района Пензенской области
Дата смерти: 8.1.2005 г.

Пензенский старец Алексий

В ограде Успенской церкви – единственного в Победе православного храма – беседка с надгробием и огромным крестом. К человеку, который похоронен здесь, приезжает немалое число почитателей, именующих его «схиигуменом Алексием», «старцем Алексием Пензенским».

Но его «схиигуменство» вызывает, мягко говоря, большие сомнения и у официальных церковных властей, и у православных клириков. Михаил Иванович Шумилин (так звали «старца» по паспорту) был тяжелым инвалидом детства. Прикованный к инвалидному креслу, с огромным трудом проговаривавший слова, он просто не мог быть рукоположен в священный сан – поставлять во священники людей с тяжелыми физическими недугами категорически воспрещено по церковным канонам.

Биография

Михаил родился с тяжелым физическим недугом, и в течение всей своей жизни не мог владеть руками и ногами, и практически не мог членораздельно говорить. Передвигался он на инвалидной коляске с помощью других людей.

В возрасте 22 лет будущий «старец» был перевезен в Пензу, где, не имея постоянного места проживания, обитал на квартирах верующих людей, которые ему оказывали внимание, а некоторые уже тогда начали считать его за прозорливого. Позднее к сыну приехала его мать - Анна, которая и стала его главным «переводчиком», поскольку речь Михаила была крайне неразборчивой.

В 1982 г. она, при неясных обстоятельствах приняла схиму с именем Ангелина. После смерти матери «переводчиком» старца становится некая Зинаида - впоследствии монахиня Зиновия.

Об обстоятельствах пострига и хиротонии самого «старца» долгое время община молчала, лишь только в 2007 г. в книге «По вере вашей да будет вам...» появляется первая информация на эту тему. Согласно этой версии благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан по версии Геннадия Емельянова совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни в присутствии правящего архиерея - митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), воспремника «старца» - архимандрита Тавриона (Батозского), и известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкона). Таким образом, «старец Алексий» получает духовное преемство Глинских старцев.

По версии этой же книги постриг в схиму был совершен в 1992 году по благословению почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима архимандритом Василидом из Почаевской лавры. На этот факт доподлинно известно, что архиепископ Серафим никогда такого благословения не давал, а также категорически не благословлял строительство Михайловского храма и обители при нем.

В советские годы община находилась на подпольном положении из-за преследования властями бродячих монахов и незаконных общин. С наступлением 90-х годов XX в. личность «Мишеньки» приобретает большую популярность, в это время он с членами уже тогда сформировавшейся около него общины посещает православные храмы, причащается Св. Тайн с мирским именем, параллельно с этим ведя свою тайную «священническую проповедь», а в конце же 90-х они уже строят свой храм и создают самочинная «обитель». В последние годы члены общины совершенно размежевались с канонической Церковью, оставив лишь видимость общения с нею.

Михайловская обитель, появившаяся в поселке Победа рядом с Пензой еще несколько лет назад, до сих пор существовала достаточно тихо и славилась в основном среди людей глубоко верующих. Ею руководит 52-летний Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом. Члены же обители называют себя «последователями старца Алексия». Алексий в свое время работал на строительстве храма в поселке, за что позднее его похоронили на территории православного прихода. Слава о набожном старике привлекла к нему верующих. Затем последователи Алексия возвели его в сан иеромонаха и сами для себя канонизировали. Его дом и соседние земельные участки был выкуплены членами общины, где они и организовали свою обитель.

Община быстро стала популярной, особенно среди жителей Москвы и других больших городов – Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Волгограда. Сюда проводить отпуск и выполнять послушание приезжают очень состоятельные люди, занимающие высокие посты в различных областях деятельности.

Интересные факты из жизни

В учении «старца Алексия» можно выделить такие моменты:
- учение об ИНН как о печати антихриста
- учение о том, что без старца невозможно спасение
- мысль о том, что чудеса являются показателем истинности «старца», в отличие от канонической Церкви, клирики которой, будучи законно поставленными, творить таких чудес не могут
- запрет поминать «старца» о упокоении, так как он является однозначно святым.

Дополнительно

В 2008 году администрация Пензы обратилась в Железнодорожный районный суд с иском о сносе самовольно возведенных строений «Михайловской обители». Выяснилось, что часть земельного участка, на котором расположен объект (церковь), находится в природно-рекреационной зоне.
Судебный пристав-исполнитель потребовал владельца участка (Жукова) демонтировать постройки и наложил штраф на общую сумму 631500 рублей. Мужчина до сих пор игнорирует это требование суда, но штрафы оплачивает исправно.

В 2010 году суд обязал Железнодорожный районный отдел судебных приставов демонтировать самовольно возведенные строения. Однако, в случае сноса незаконных «церквей» члены религиозной общины в поселке Победа пригрозили сжечь себя.

14 октября 2013 г., в духовной семинарии состоялось совещание по вопросу сноса построек. Был принят ряд мер, которые призваны ускорить решение данной проблемы. Но до сих пор не решен вопрос с изготовлением проекта на демонтаж данных строений. Для того чтобы составить смету, потенциальному исполнителю придется вести работы непосредственно в обители, однако ее члены вряд ли позволят спокойно этим заниматься - снос зданий противоречит их интересам.
Осложняет ситуацию и то, что выбор подрядчика должен происходить на конкурсной основе, то есть необходимы заявки от нескольких организаций, претендующих на право получения контракта. Пока же ни одного желающего не нашлось.

В обращении к православным прихожанам Пензенской митрополии и паломникам из других регионов России от октября 2013 г. подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

"Приехавших почтить место упокоения старца завлекают на территорию «обители» обманным путем. Их посылают на строительные и подсобные работы якобы ради памяти старца, используют как бесплатную рабочую силу", - отмечают в пресс-службе пензенской митрополии.

Мнение о человеке

Пензенская епархия утверждает, что в целом, культ «старца Алексия» представляет собой движение сектантского и раскольнического духа, действующее под маской канонической Церкви. Община «старца» действует под неизвестной юрисдикцией, не имеет государственной регистрации, члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Пензенская епархия просит верующих не доверять книгам и рассказам о старце Алексии Пензенском, и предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия в поселке Победа Бессоновского района, которое порождает новую секту».
На официальном сайте Пензенской епархии говорится о том, что вся выпускаемая и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия, не соответствует духу Православной Церкви.

В Пензенской епархии утверждают, что никто его не рукополагал, и что в епархии вообще нет документов на схиигумена Алексия Шумилина.

***
«Когда Батюшке задавали вопросы, он отвечал притчами, очень лаконичными фразами, смысл которых предстояло «разгадывать»». «Батюшка показывал то, что ещё должно произойти, взывал к глубокой правде, открытой ему, но не нам. Поэтому понимание приходило не сразу, и не всегда. Трудно приходилось и тем, кто слышал старца в первый раз. К их радости матушка Зиновия, много лет проведшая подле старца, помогала людям понимать его слова. (..) Полноценное же общение с Батюшкой было возможно только при настроенности на единую духовную волну». (с.60-61)
Это банальная схема создания сект – у нас был «спаситель», «избранник», которого могли понимать только мы, его «апостолы», потому что мы на «единой духовной волне». Поэтому мы его вам растолкуем, объясним, направим на истинный путь. Есть у нас и «святые матери», которые растолкуют «апостолов». Так создаются все культы..."
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ПЛУЖНИКОВ: "СТАРЧЕСКАЯ ТЕНЬ" (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ…»)

Поделиться