Сказки и истории сказка о трех братцев. Сказка о трёх братьях

Сказка о трех братьях

Жили-были трое братьев, и вот однажды отправились они путешествовать. Шли они в сумерках дальней дорогой и пришли к реке. Была она глубокая - вброд не перейти, и такая быстрая, что вплавь не перебраться. Но братья были сведущи в магических искусствах. Взмахнули они волшебными палочками - и вырос над рекою мост. Братья были уже на середине моста, как вдруг смотрят - стоит посреди дороги кто-то, закутанный в плащ.
И Смерть заговорила с ними. Она очень рассердилась, что три жертвы ускользнули от нее, ведь обычно путники тонули в реке. Но Смерть была хитра. Она притворилась, будто восхищена мастерством братьев, и предложила каждому выбрать себе награду за то, что они ее перехитрили.
И вот старший брат, человек воинственный, попросил волшебную палочку, самую могущественную на свете, чтобы ее хозяин всегда побеждал в поединке. Такая волшебная палочка достойна человека, победившего саму Смерть! Тогда Смерть отломила ветку с куста бузины, что рос неподалеку, сделала из нее волшебную палочку и дала ее старшему брату.
Второй брат был гордец. Он захотел еще больше унизить Смерть и потребовал у нее силу вызывать умерших. Смерть подняла камешек, что лежал на берегу, и дала его среднему брату. Этот камень, сказала она, владеет силой возвращать мертвых.

Спросила смерть младшего брата, что он желает. Младший был самый скромный и самый мудрый из троих и не доверял он Смерти, а потому попросил дать ему такую вещь, чтобы он смог уйти оттуда и Смерть не догнала бы его. Недовольна была Смерть, но ничего не поделаешь - отдала ему свою мантию-невидимку.
Тогда отступила Смерть и пропустила троих братьев через мост. Пошли они дальше своей дорогой и всё толковали промеж собой об этом приключении да восхищались чудесными вещицами, что подарила Смерть.
Долго ли, коротко ли, разошлись братья каждый в свою сторону.
Первый брат странствовал неделю, а может, больше, и пришел в одну далекую деревню.
Отыскал он там волшебника, с которым был в ссоре. Вышел у них поединок, и, ясное дело, победил старший брат - да и как могло быть иначе, когда у него в руках была бузинная палочка? Противник остался лежать мертвым на земле, а старший брат пошел на постоялый двор и там давай хвастаться, какую чудо-палочку он добыл у самой Смерти, - с нею никто не победит его в бою.
В ту же ночь один волшебник пробрался к старшему брату, когда тот лежал и храпел, пьяный вдрызг, на своей постели. Вор унес волшебную палочку, а заодно перерезал старшему брату горло.
Так Смерть забрала первого брата.
Тем временем средний брат вернулся к себе домой, а жил он один-одинешенек. Взял он камень, что мог вызывать мертвых, и три раза повернул в руке. Что за чудо - стоит перед ним девушка, на которой он мечтал жениться, да только умерла она ранней смертью.
Но была она печальна и холодна, словно какая-то занавесь отделяла ее от среднего брата. Хоть она и вернулась в подлунный мир, не было ей здесь места, и горько страдала она. В конце концов средний брат сошел с ума от безнадежной тоски и убил себя, чтобы только быть вместе с любимой.
Так Смерть забрала и второго брата.
Третьего же брата искала Смерть много лет, да так и не нашла. А когда младший брат состарился, то сам снял мантию-невидимку и отдал ее своему сыну. Встретил он Смерть как давнего друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира.

Альбус Дамблдор о «Сказке о трех братьях»

В детстве эта сказка произвела на меня глубокое впечатление. Я услышал ее от матери и чаще других сказок просил рассказать мне на ночь именно эту. Из-за этого мы не раз ссорились с моим младшим братом Аберфортом - он больше всего любил другую - «Брюзга - задрипанный козел».
Мораль «Сказки о трех братьях» совершенно ясна, понятней некуда: любые попытки победить смерть обречены на провал. Один только младший брат («самый скромный и самый мудрый из троих») понимает, что, ускользнув один раз от смерти, он может надеяться в лучшем случае отсрочить следующую встречу с ней. Он знает, что дразнить смерть - полагаясь на силу, как старший брат, или с помощью сомнительного искусства некромантии (Некромантия - Темное искусство, позволяющее вызывать мертвых. Как видно из данной сказки, эта разновидность магии никогда не приносила желаемых результатов. - Дж. К. Р.) , как средний брат, - значит сражаться с коварным противником, одолеть которого невозможно.
По иронии судьбы, вокруг этой сказки сложилась весьма любопытная легенда, полностью противоречащая замыслу автора. Легенда утверждает, что Дары Смерти - непобедимая волшебная палочка, камень, возвращающий к жизни мертвых, и не знающая сносу мантия-невидимка - существуют в действительности. Более того: тот, кому удастся завладеть всеми тремя магическими предметами, «победит смерть» - под этим обычно понимают, что такой человек станет неуязвимым и даже бессмертным.
Можно только улыбнуться с легкой грустью, видя, как эта легенда отражает человеческую натуру. Самый милосердный из уместных здесь комментариев: «Надежда в нашем сердце, как звезда» (Эта цитата свидетельствует о том, что Альбус Дамблдор был не только чрезвычайно начитан в области магической литературы, но был знаком также и с произведениями магловского поэта Александра Поупа. - Дж. К. Р.) . Несмотря на то что, по сказке, два из трех Даров крайне опасны, несмотря на четко сформулированную мораль, что в конце концов смерть приходит за каждым из нас, небольшая часть волшебного сообщества упорно продолжает верить, что Бидль оставил нам зашифрованное сообщение, по смыслу прямо противоположное содержанию сказки. И только они одни достаточно умны, чтобы об этом догадаться.
Их теория (или, возможно, точнее будет сказать «отчаянная надежда») не подтверждается реальными фактами. Мантии-невидимки встречаются в нашем мире, хотя и нечасто, однако мантия смерти в сказке обладает уникальными свойствами - она не снашивается со временем (Мантии-невидимки, вообще говоря, не лишены недостатков. Они рвутся, тускнеют от старости, наложенные на них чары истощаются или же могут быть нейтрализованы разоблачающим заклинанием. Поэтому маги чаще пользуются для маскировки дезиллю-минационным заклинанием. Как известно, Альбус Дамблдор умел выполнять настолько мощное дезиллюминационное заклинание, что становился невидимым без всякой мантии. - Дж. К. Р.) . За все века, прошедшие с момента написания сказки, никто и никогда не заявлял о том, что нашел мантию-невидимку. Приверженцы теории о Дарах Смерти объясняют это следующим образом: либо наследники младшего брата не знают, откуда у них мантия, либо знают, но не афишируют этого, проявляя тем самым мудрость, достойную их славного предка.
Камень, естественно, также никогда не был найден. Как я уже говорил в комментарии к сказке о зайчихе Шутихе, мы до сих пор не умеем возвращать к жизни мертвых и вряд ли когда-нибудь научимся. Темные волшебники создали инферналов (Инферналы - мертвецы, получившие подобие жизни посредством Темной магии. - Дж. К. Р.) , но это всего лишь отвратительные марионетки, а не ожившие по-настоящему люди. Более того, Бидль в своей сказке ясно говорит о том, что возлюбленная второго брата на самом деле не вернулась из царства мертвых. Она была прислана, чтобы заманить второго брата в лапы смерти, и потому остается холодной, дразняще отстраненной, она словно бы и здесь, и не здесь (Многие исследователи считают, что Бидль создает камень, воскрешающий мертвых, по аналогии с философским камнем, при помощи которого изготавливают эликсир жизни, дарующий бессмертие.).
Итак, остается волшебная палочка. Некоторые упрямцы до сих пор верят, что по крайней мере в этом их невероятные гипотезы подтверждаются историческими фактами. На протяжении веков многие волшебники уверяли, что владеют необыкновенно могущественной, прямо-таки «непобедимой» палочкой - то ли из тщеславия, то ли действительно веря своим словам. Некоторые утверждали даже, что их палочка сделана из бузины, как и та, из сказки. Такие волшебные палочки называли по-разному, в том числе Смертоносной и Жезлом Судьбы.
Нет ничего удивительного в том, что вокруг волшебных палочек возникают суеверия - в конце концов, это важнейший магический инструмент, а также оружие. Утверждают, что некоторые волшебные палочки несовместимы, а следовательно, несовместимы и их владельцы:
У нее из остролиста, у него из дуба - Значит, пожениться им было бы глупо.
Иная волшебная палочка свидетельствует о недостатках своего хозяина:
Рябина - сплетница, каштан - бездельник, Упрямец ясень, плакса орешник.
И конечно, среди этих бездоказательных изречений мы находим:
Палочка из бузины доведет до беды.
Оттого ли, что в сказке Бидля Смерть сделала волшебную палочку из бузины, или оттого, что многие жадные до власти волшебники всегда утверждали, что их палочки сделаны из бузины, это растение не пользуется популярностью среди мастеров по их изготовлению.
Первое документально подтвержденное упоминание о бузинной волшебной палочке, обладающей особо сильными и опасными свойствами, принадлежит Эмерику, прозванному в народе Отъявленным. Этот волшебник прожил короткую, но бурную жизнь, в эпоху раннего средневековья держал в страхе всю Южную Англию. Умер он так же, как и жил, - в жестоком бою с волшебником по имени Эг-берт. Судьба Эгберта неизвестна, хотя средняя продолжительность жизни средневековых дуэлянтов невелика. До того, как Министерство магии ввело ограничения на применение Темных искусств, поединки, как правило, заканчивались смертью по крайней мере одного из противников.
Целое столетие спустя еще один не очень приятный персонаж, на сей раз по имени Го-делот, внес свой вклад в развитие Темной магии, составив ряд весьма опасных заклинаний при помощи волшебной палочки, которую он в своих записках называет «спутница коварная и злокозненная, тело ея из древа самбука (Старинное название бузины.) , волхование же ведомо ей всех презлейшее» (фраза «Волхование всех презлейшее» стала заглавием самого известного из сочинений Годелота).
Как видим, Годелот считает волшебную палочку своей помощницей, почти наставницей. Знатоки волшебных палочек (Как я, например.) согласятся со мной, что волшебные палочки действительно способны впитывать знания тех, кто ими пользуется, хотя этот процесс непредсказуем и далек от совершенства. Чтобы оценить, насколько полно могут передаваться знания каждого конкретного мага, нужно учитывать самые разные факторы, такие как взаимоотношения между палочкой и ее владельцем. Тем не менее вполне вероятно, что палочка, долгое время переходившая от одного Темного волшебника к другому, вобрала в себя известную долю самых опасных разновидностей магии.
Как правило, маги предпочитают волшебную палочку, которая сама их «выбрала», а не принадлежавшую в прошлом еще кому-то - именно потому, что усвоенные палочкой привычки прежнего владельца могут оказаться несовместимы с присущим новому хозяину стилем колдовства. Обычай хоронить волшебную палочку вместе с владельцем после его смерти (или даже сжигать) также не позволяет волшебным палочкам переходить из рук в руки. Однако, по мнению тех, кто верит в Бузинную палочку, ее никогда не хоронили и не сжигали, поскольку новый хозяин каждый раз отнимал ее у предыдущего, чаще всего - убив его на поединке. Вот почему в ней якобы накопились необычайная мудрость и могущество.
Как известно, Годелот окончил жизнь в подвале, куда его заточил собственный сын, безумный Геревард. Надо полагать, Геревард забрал у отца волшебную палочку, иначе тот сумел бы бежать. Но что сделал с палочкой Геревард, мы не знаем. Известно только, что в начале XVIII века объявилась волшебная палочка, которую ее владелец, Варнава Деверилл, называл Бузинным жезлом. Благодаря ей Деверилл приобрел славу жестокого и страшного чародея, но в конце концов его самого убил не менее известный злодей Локсий, а палочку взял себе, переименовал в Смертоносную и с ее помощью уничтожал всякого, кто ему не угождал. Дальнейшую историю этой палочки проследить трудно - слишком многие утверждали, в том числе и его собственная мать, будто прикончили Локсия именно они.
При вдумчивом изучении истории вопроса прежде всего бросается в глаза, что каждый волшебник (Ни одна волшебница не объявляла себя владелицей Бузинной палочки. Делайте из этого какие хотите выводы.) , объявлявший себя владельцем так называемой Бузинной палочки, считал ее непобедимой, хотя способ, каким она переходила из рук в руки, свидетельствует о том, что она много раз терпела поражение и, мало того, буквально притягивала неприятности, как козел Брюзга - мух. В целом, все это лишь подтверждает истину, в которой я не раз убеждался за свою долгую жизнь: людям свойственно стремиться именно к тому, что для них всего хуже.
Впрочем, кто из нас, будь ему предложено выбрать любой из Даров Смерти, поступил бы так же мудро, как третий брат? И волшебники, и маглы равно подвержены властолюбию. Многие ли устояли бы перед Жезлом Судьбы? Кто, потеряв любимого человека, справился бы с искушением воскрешающего камня? Даже я, Альбус Дамблдор, легче всего отказался бы от мантии-невидимки, и это всего лишь доказывает, что я, при всем своем уме, на самом деле такой же глупец, как и все прочие.

Глава 21. Сказка о трёх братьях.

Жили-были три брата, которые путешествовали однажды поздно вечером (вариант Рона — в полночь). Дошли они до широкой реки и наколдовали себе мост. Но на середине моста их встретила Смерть. Смерть была недовольна, что лишилась целых трех жертв — обычные путники, не маги, тонули в этой реке. Но она прикинулась, что поздравляет братьев, и предложила им выбрать себе награду за то, что они победили Смерть.
Старший брат попросил палочку, которая побеждала бы во всех дуэлях. Смерть взяла ветку с куста бузины у реки и сделала ему такую палочку.
Средний брат попросил способность воскрешать мертвых. Смерть дала ему камень с берега реки и сказала, что с помощью этого камня можно будет возвращать мертвецов.
Младший брат, самый скромный и самый умный, попросил возможность уйти с этого места, не будучи преследуемым Смертью. И Смерть неохотно дала ему мантию-невидимку.
Уйдя, три брата вскоре разделились.
Первый брат, спустя неделю или больше, пришел в одну деревню, там ввязался в драку и убил своего противника — у него же была непобедимая палочка. Потом он расхвастался в местной таверне. Ночью к нему, пьяному, пробрался вор и украл бузинную палочку, а ее владельцу перерезал горло. И Смерть забрала старшего брата.
Средний брат вернулся к себе домой, где жил один, трижды повернул камень в руке и вызвал из царства мертвых девушку, в которую когда-то был влюблен, но которая умерла перед свадьбой. Она явилась, но холодная, и была отделена от него, словно завесой. Наконец, обезумев от бесплодного желания, он покончил с собой, чтобы по-настоящему соединиться с любимой. И Смерть забрала и этого брата.
А третьего брата Смерть много лет не могла найти. Лишь на склоне лет он снял с себя мантию-невидимку и отдал ее сыну. А сам приветствовал Смерть, как старого друга, радостно пошел с ней, и, как равные, они покинули этот мир.

Лавгуд показывает трио, как рисуется знак. Прямая линия — это бузинная палочка. Круг на ней — камень, воскрешающий мертвых. И все накрывается, словно домиком, — это мантия-невидимка. Получается знак «Даров Смерти» (Deathly Hallows). В самой сказке этих слов нет, потому что она детская, развлекательная [фигассе у волшебников развлечения!], однако, кроме нее, есть учение о трех предметах, которые, будучи объединены, делают владельца господином Смерти. Или же ее победителем — кому как нравится.
Гермиона сомневается, что такие предметы существуют, Лавгуд говорит, что она ограниченная. Например, мантия-невидимка Смерти не просто делает владельца невидимым, но и не поддается никаким заклятиям и не теряет своих способностей со временем. Гермиона думает, что такая же мантия у Гарри. Доказать существование камня воскрешения так же трудно, как доказать, что его нет, но вот бузинную палочку, по словам Лавгуда, легко проследить. Дело в том, что для того, чтобы стать законным владельцем бузинной палочки, ее нужно отобрать у предыдущего владельца. Он перечисляет нескольких владельцев ее в древности, добавив, что кровавый след этой палочки прослеживается на страницах волшебной истории.
Гермиона спрашивает, имели ли Певереллы отношение к Дарам Смерти. Лавгуд смотрит на нее с изумлением. «А вы ввели меня в заблуждение, юная леди! Я думал, вы новичок в деле Поиска… Певереллы имеют полное отношение к Дарам!». Гермиона говорит, что видела на кладбище в Годриковой Лощине могилу со знаком Даров и с именем «Игнотус Певерелл». Выясняется, что изначальные владельцы Даров и были Певереллами — Антиох, Кадмус и Игнотус Певереллы.
Тем временем Лавгуд уходит на кухню. Троица обсуждает услышанное. Гермиона отказывается в это все верить. Обсуждаются магические суеверия и т.д. [очень интересно, но длинно] Обсуждают, кто бы что выбрал из Даров Смерти: Гермиона — мантию, Рон — палочку, Гарри — камень воскрешения.
Потом Гарри поднимается наверх, в комнату Луны, и видит там на потолке собственный портрет, а еще портреты Рона, Гермионы, Невилла и . Их соединяет что-то вроде золотой цепи, но, присмотревшись, он обнаруживает, что это много раз написанное слово «Друзья».
Но Гарри замечает, что на всем в комнате Луны лежит тонкий слой пыли, и понимает, что ее не было дома несколько недель. А ведь Лавгуд сказал, что она на ручье, и постоянно выглядывал в окно. Гарри прижимает Лавгуда к стенке, тот не знает, что сказать. Гермиона берет свежий номер «Придиры» — там портрет Гарри с объявлением о награде. Становится ясно, что Лавгуд их сдал.
Лавгуд говорит, что у него забрали Луну. Он не знает, где она и что с ней. Но ему пообещали, что все будет хорошо, если он выдаст Гарри.
Тем временем у дома уже появляются люди на метлах. Лавгуд пытается задержать трио — ему надо спасти Луну. Гарри не хочет его атаковать. Лавгуд пытается оглушить их, но те кидаются в сторону, и заклятье попадает в тот самый рог Erumpent. Раздается взрыв.
Дом заваливает осколками. Являются два УпСа — Трэверс и Селвин. Но они не хотят верить, что Лавгуд не врет, считают, что он пытался заманить их в ловушку. Они требуют представить им Поттера, если он в доме, иначе Луна не вернется.
Лавгуд поднимается наверх. Гермиона велит Рону надеть мантию-невидимку, сама берет за руку его и Гарри. Когда показывается Лавгуд, она стирает ему память и тут же удаляет часть пола. Трио проваливается на первый этаж — УпСы видят Гарри и Гермиону, но не видят Рона — сразу же после этого троица аппарирует.

Взято отсюда: http://jenni.diary.ru/?comments&postid=31578826

Жили-были трое братьев, и вот однажды отправились они путешествовать. Шли они в сумерках дальней дорогой и пришли к реке. Была она глубокая - вброд не перейти, и такая быстрая, что вплавь не перебраться. Но братья были сведущи в магических искусствах. Взмахнули они волшебными палочками - и вырос над рекою мост. Братья были уже на середине моста, как вдруг смотрят - стоит посреди дороги кто-то, закутанный в плащ.

И Смерть заговорила с ними. Она очень рассердилась, что три жертвы ускользнули от нее, ведь обычно путники тонули в реке. Но Смерть была хитра. Она притворилась, будто восхищена мастерством братьев, и предложила каждому выбрать себе награду за то, что они ее перехитрили.

И вот старший брат, человек воинственный, попросил волшебную палочку, самую могущественную на свете, чтобы ее хозяин всегда побеждал в поединке. Такая волшебная палочка достойна человека, победившего саму Смерть! Тогда Смерть отломила ветку с куста бузины, что рос неподалеку, сделала из нее волшебную палочку и дала ее старшему брату.

Второй брат был гордец. Он захотел еще больше унизить Смерть и потребовал у нее силу вызывать умерших. Смерть подняла камешек, что лежал на берегу, и дала его среднему брату. Этот камень, сказала она, владеет силой возвращать мертвых.

Спросила смерть младшего брата, что он желает. Младший был самый скромный и самый мудрый из троих и не доверял он Смерти, а потому попросил дать ему такую вещь, чтобы он смог уйти оттуда и Смерть не догнала бы его. Недовольна была Смерть, но ничего не поделаешь - отдала ему свою мантию-невидимку.

Тогда отступила Смерть и пропустила троих братьев через мост. Пошли они дальше своей дорогой и всё толковали промеж собой об этом приключении да восхищались чудесными вещицами, что подарила Смерть.

Долго ли, коротко ли, разошлись братья каждый в свою сторону.

Первый брат странствовал неделю, а может, больше, и пришел в одну далекую деревню.

Отыскал он там волшебника, с которым был в ссоре. Вышел у них поединок, и, ясное дело, победил старший брат - да и как могло быть иначе, когда у него в руках была бузинная палочка? Противник остался лежать мертвым на земле, а старший брат пошел на постоялый двор и там давай хвастаться, какую чудо-палочку он добыл у самой Смерти, - с нею никто не победит его в бою.

В ту же ночь один волшебник пробрался к старшему брату, когда тот лежал и храпел, пьяный вдрызг, на своей постели. Вор унес волшебную палочку, а заодно перерезал старшему брату горло.

Так Смерть забрала первого брата.

Тем временем средний брат вернулся к себе домой, а жил он один-одинешенек. Взял он камень, что мог вызывать мертвых, и три раза повернул в руке. Что за чудо - стоит перед ним девушка, на которой он мечтал жениться, да только умерла она ранней смертью.



Но была она печальна и холодна, словно какая-то занавесь отделяла ее от среднего брата. Хоть она и вернулась в подлунный мир, не было ей здесь места, и горько страдала она. В конце концов средний брат сошел с ума от безнадежной тоски и убил себя, чтобы только быть вместе с любимой.

Так Смерть забрала и второго брата.

Третьего же брата искала Смерть много лет, да так и не нашла. А когда младший брат состарился, то сам снял мантию-невидимку и отдал ее своему сыну. Встретил он Смерть как давнего друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира.

В детстве эта сказка произвела на меня глубокое впечатление. Я услышал ее от матери и чаще других сказок просил рассказать мне на ночь именно эту. Из-за этого мы не раз ссорились с моим младшим братом Аберфортом - он больше всего любил другую - «Брюзга - задрипанный козел».

Мораль «Сказки о трех братьях» совершенно ясна, понятней некуда: любые попытки победить смерть обречены на провал. Один только младший брат («самый скромный и самый мудрый из троих») понимает, что, ускользнув один раз от смерти, он может надеяться в лучшем случае отсрочить следующую встречу с ней. Он знает, что дразнить смерть - полагаясь на силу, как старший брат, или с помощью сомнительного искусства некромантии , как средний брат, - значит сражаться с коварным противником, одолеть которого невозможно.



По иронии судьбы, вокруг этой сказки сложилась весьма любопытная легенда, полностью противоречащая замыслу автора. Легенда утверждает, что Дары Смерти - непобедимая волшебная палочка, камень, возвращающий к жизни мертвых, и не знающая сносу мантия-невидимка - существуют в действительности. Более того: тот, кому удастся завладеть всеми тремя магическими предметами, «победит смерть» - под этим обычно понимают, что такой человек станет неуязвимым и даже бессмертным.

Можно только улыбнуться с легкой грустью, видя, как эта легенда отражает человеческую натуру. Самый милосердный из уместных здесь комментариев: «Надежда в нашем сердце, как звезда» . Несмотря на то что, по сказке, два из трех Даров крайне опасны, несмотря на четко сформулированную мораль, что в конце концов смерть приходит за каждым из нас, небольшая часть волшебного сообщества упорно продолжает верить, что Бидль оставил нам зашифрованное сообщение, по смыслу прямо противоположное содержанию сказки. И только они одни достаточно умны, чтобы об этом догадаться.

Их теория (или, возможно, точнее будет сказать «отчаянная надежда») не подтверждается реальными фактами. Мантии-невидимки встречаются в нашем мире, хотя и нечасто, однако мантия смерти в сказке обладает уникальными свойствами - она не снашивается со временем . За все века, прошедшие с момента написания сказки, никто и никогда не заявлял о том, что нашел мантию-невидимку. Приверженцы теории о Дарах Смерти объясняют это следующим образом: либо наследники младшего брата не знают, откуда у них мантия, либо знают, но не афишируют этого, проявляя тем самым мудрость, достойную их славного предка.

Камень, естественно, также никогда не был найден. Как я уже говорил в комментарии к сказке о зайчихе Шутихе, мы до сих пор не умеем возвращать к жизни мертвых и вряд ли когда-нибудь научимся. Темные волшебники создали инферналов , но это всего лишь отвратительные марионетки, а не ожившие по-настоящему люди. Более того, Бидль в своей сказке ясно говорит о том, что возлюбленная второго брата на самом деле не вернулась из царства мертвых. Она была прислана, чтобы заманить второго брата в лапы смерти, и потому остается холодной, дразняще отстраненной, она словно бы и здесь, и не здесь .

Итак, остается волшебная палочка. Некоторые упрямцы до сих пор верят, что по крайней мере в этом их невероятные гипотезы подтверждаются историческими фактами. На протяжении веков многие волшебники уверяли, что владеют необыкновенно могущественной, прямо-таки «непобедимой» палочкой - то ли из тщеславия, то ли действительно веря своим словам. Некоторые утверждали даже, что их палочка сделана из бузины, как и та, из сказки. Такие волшебные палочки называли по-разному, в том числе Смертоносной и Жезлом Судьбы.

Нет ничего удивительного в том, что вокруг волшебных палочек возникают суеверия - в конце концов, это важнейший магический инструмент, а также оружие. Утверждают, что некоторые волшебные палочки несовместимы, а следовательно, несовместимы и их владельцы:

У нее из остролиста, у него из дуба -

Значит, пожениться им было бы глупо.

Иная волшебная палочка свидетельствует о недостатках своего хозяина:

Рябина - сплетница, каштан - бездельник,

Упрямец ясень, плакса орешник.

И конечно, среди этих бездоказательных изречений мы находим:

Палочка из бузины доведет до беды.

Оттого ли, что в сказке Бидля Смерть сделала волшебную палочку из бузины, или оттого, что многие жадные до власти волшебники всегда утверждали, что их палочки сделаны из бузины, это растение не пользуется популярностью среди мастеров по их изготовлению.

Первое документально подтвержденное упоминание о бузинной волшебной палочке, обладающей особо сильными и опасными свойствами, принадлежит Эмерику, прозванному в народе Отъявленным. Этот волшебник прожил короткую, но бурную жизнь, в эпоху раннего средневековья держал в страхе всю Южную Англию. Умер он так же, как и жил, - в жестоком бою с волшебником по имени Эгберт. Судьба Эгберта неизвестна, хотя средняя продолжительность жизни средневековых дуэлянтов невелика. До того, как Министерство магии ввело ограничения на применение Темных искусств, поединки, как правило, заканчивались смертью по крайней мере одного из противников.

Целое столетие спустя еще один не очень приятный персонаж, на сей раз по имени Годелот, внес свой вклад в развитие Темной магии, составив ряд весьма опасных заклинаний при помощи волшебной палочки, которую он в своих записках называет «спутница коварная и злокозненная, тело ея из древа самбука , волхование же ведомо ей всех презлейшее» (фраза «Волхование всех презлейшее» стала заглавием самого известного из сочинений Годелота).

Как видим, Годелот считает волшебную палочку своей помощницей, почти наставницей. Знатоки волшебных палочек согласятся со мной, что волшебные палочки действительно способны впитывать знания тех, кто ими пользуется, хотя этот процесс непредсказуем и далек от совершенства. Чтобы оценить, насколько полно могут передаваться знания каждого конкретного мага, нужно учитывать самые разные факторы, такие как взаимоотношения между палочкой и ее владельцем. Тем не менее вполне вероятно, что палочка, долгое время переходившая от одного Темного волшебника к другому, вобрала в себя известную долю самых опасных разновидностей магии.

Как правило, маги предпочитают волшебную палочку, которая сама их «выбрала», а не принадлежавшую в прошлом еще кому-то - именно потому, что усвоенные палочкой привычки прежнего владельца могут оказаться несовместимы с присущим новому хозяину стилем колдовства. Обычай хоронить волшебную палочку вместе с владельцем после его смерти (или даже сжигать) также не позволяет волшебным палочкам переходить из рук в руки. Однако, по мнению тех, кто верит в Бузинную палочку, ее никогда не хоронили и не сжигали, поскольку новый хозяин каждый раз отнимал ее у предыдущего, чаще всего - убив его на поединке. Вот почему в ней якобы накопились необычайная мудрость и могущество.

Как известно, Годелот окончил жизнь в подвале, куда его заточил собственный сын, безумный Геревард. Надо полагать, Геревард забрал у отца волшебную палочку, иначе тот сумел бы бежать. Но что сделал с палочкой Геревард, мы не знаем. Известно только, что в начале XVIII века объявилась волшебная палочка, которую ее владелец, Варнава Деверилл, называл Бузинным жезлом. Благодаря ей Деверилл приобрел славу жестокого и страшного чародея, но в конце концов его самого убил не менее известный злодей Локсий, а палочку взял себе, переименовал в Смертоносную и с ее помощью уничтожал всякого, кто ему не угождал. Дальнейшую историю этой палочки проследить трудно - слишком многие утверждали, в том числе и его собственная мать, будто прикончили Локсия именно они.

При вдумчивом изучении истории вопроса прежде всего бросается в глаза, что каждый волшебник , объявлявший себя владельцем так называемой Бузинной палочки, считал ее непобедимой, хотя способ, каким она переходила из рук в руки, свидетельствует о том, что она много раз терпела поражение и, мало того, буквально притягивала неприятности, как козел Брюзга - мух. В целом, все это лишь подтверждает истину, в которой я не раз убеждался за свою долгую жизнь: людям свойственно стремиться именно к тому, что для них всего хуже.

Впрочем, кто из нас, будь ему предложено выбрать любой из Даров Смерти, поступил бы так же мудро, как третий брат? И волшебники, и маглы равно подвержены властолюбию. Многие ли устояли бы перед Жезлом Судьбы? Кто, потеряв любимого человека, справился бы с искушением воскрешающего камня? Даже я, Альбус Дамблдор, легче всего отказался бы от мантии-невидимки, и это всего лишь доказывает, что я, при всем своем уме, на самом деле такой же глупец, как и все прочие.

Дорогой читатель!

Спасибо тебе за то, что ты купил эту уникальную, совершенно особенную книгу. Пользуясь случаем, хочу объяснить, каким образом твоя поддержка поможет изменить жизнь многих социально незащищенных детей.

Более миллиона детей по всей Европе живут в крупных детских домах. Вопреки распространенному мнению, это вовсе не сироты. Они находятся под опекой государства и различных благотворительных организаций, потому что родители у них больны, нетрудоспособны или принадлежат к этническим меньшинствам. Среди таких детей мною инвалидов, но они зачастую не получают медицинской помощи и не могут нормально учиться. Иногда они лишены даже самого необходимого, например качественного питания. Почти все они страдают от недостатка общения и эмоциональных контактов с другими людьми.

Для того чтобы изменить жизнь этих детей и не допустить подобного в будущем, мы с Дж. К. Ролинг в 2005 году создали благотворительный детский фонд «Чилдренз Хай Левел Груп» (Children"s High Level Group - CHLG).

Цель нашего фонда - покончить с крупными детскими домами и способствовать тому, чтобы дети жили в семьях: собственных, или приемных, или в небольших семейных детских домах.

Каждый год мы помогаем примерно четверти миллиона детей. Мы финансируем независимую «горячую линию», по которой сотни тысяч детей ежегодно получают помощь и информацию. Также мы разрабатываем различные образовательные программы, в том числе проект «Комьюнити Экшн» («Общественная работа»), в рамках которого ученики общеобразовательных школ помогают детям, нуждающимся в специальном обучении, и «Эдельвейс», дающий возможность детям выразить себя в творчестве. В Румынии наш фонд создал государственный детский совет, который представляет права детей и позволяет им рассказывать о своей жизни и проблемах.

К сожалению, наши возможности ограничены. Необходимы средства, чтобы увеличить масштабы нашей деятельности, охватить больше стран и шире помогать детям, которые в этом отчаянно нуждаются.

CHLG отличается от других неправительственных организаций в той же области, поскольку работает с правительствами и государственными учреждениями, профессиональными и добровольными организациями, а также предоставляет конкретную практическую помощь на местах.

Цель нашего фонда - добиться выполнения в полном объеме Конвенции ООН о правах ребенка во всей Европе, а в конечном итоге - и во всем мире. Всего лишь за два года с нашей помощью во многих странах были разработаны методики, направленные на то, чтобы детей реже оставляли в больницах, чтобы улучшился уход за детьми-инвалидами. Также было разработано руководство по подбору семей для детей из детских домов.

Мы искренне благодарны за твою помощь - покупку этой книги. Вырученные за нее деньги позволят нам продолжать свою работу и дадут сотням тысяч детей шанс на здоровую, достойную жизнь.

Если хочешь больше узнать о нас, пожалуйста, зайди на сайт: www.chlg.org.

Баронесса Николсон Уинтербурнская,

член Европарламента,

Сопредседатель фонда CHLG

Сноски

1. Нужно заметить, что настоящие волшебники и волшебницы неплохо наловчились избегать костра, петли и плахи (см. историю Лизетты де Ла Кроль в моих комментариях к сказке «Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал»). Тем не менее бывали случаи и со смертельным исходом. Например, когда был посажен в темницу сэр Николас де Мимси-Дельфингтон (королевский маг при жизни, а после смерти - факультетский призрак Гриффиндора). У него отобрали волшебную палочку, и он не смог бежать перед казнью. Особенно часто семьи магов теряли младших волшебников, которые еще не умели контролировать свои магические способности и потому становились жертвами магловской охоты на ведьм.

2. Сквиб - потомок родителей-маглов, лишенный магических способностей. Встречается крайне редко. Значительно чаще бывает наоборот - в семьях маглов рождаются дети, наделенные волшебными способностями. - Дж. К. Р.

3. В том числе и я сам.

4. Позднее профессор Бири уводился из Хогвартса и стал преподавателем в ВАДИ (Волшебная Академия Драматического Искусства). Как-то он мне признался, что всю жизнь старался избегать постановок по этой сказке, считая, что она приносит несчастье.

5. См. «Фантастические звери и места их обитания» - там приведено подробное описание этого своеобразного животного, которое ни в коем случае не следует пускать в помещения с деревянной обшивкой стен и тем более подвергать увеличивающему заклинанию.

6. За время своей работы преподавателем по уходу за магическими существами профессор Кеттлберн отстранялся от занятий не менее шестидесяти двух раз. У него были весьма натянутые отношения с моим предшественником, профессором Диппетом. Профессор Диппет считал Кеттлберна несколько безрассудным. К тому времени, как директором стал я, годы укротили профессора Кеттлберна, хотя некоторые циники утверждали, что он вынужден был угомониться, когда из первоначального набора конечностей у него остались всего лишь полторы.

7. На мое письмо мистер Малфой откликнулся еще несколькими письмами, но поскольку они, в основном, состояли из неодобрительных замечаний по поводу моего происхождения, душевнного здоровья и личной гигиены, то к теме данного комментария они имеют весьма отдаленное отношение.

8. Если верить дневнику Беатрис Блоксам, писательница так и не оправилась от потрясения, пережитого ею, когда она услышала, как ее тетушка рассказывала сказку о мохнатом сердце ее старшим двоюродным сестрам. «По чистой случайности мое ушко оказалось вблизи от замочной скважины. Должно быть, я оцепенела от ужаса и потому дослушала до конца эту отвратительную легенду, а заодно и леденящие душу подробности весьма неприглядной истории о моем дядюшке Нобби, местной колдунье и мешке прыгучих луковиц».

9. Термин «чародей» - чрезвычайно древний. Хотя его иногда используют как синоним слова «волшебник», первоначально он означал человека, владеющего искусством поединка и всеми видами боевой магии. Титул чародея присваивали волшебникам за проявленную отвагу примерно так же, как маглов за доблесть посвящали в рыцари. Называя главного героя сказки чародеем, Бидль хочет подчеркнуть, что тот был признанным мастером наступательной магии. В наши дни слово «чародей» употребляется магами в двух значениях: когда речь идет об очень свирепом на вид волшебнике и как знак особого мастерства или необыкновенных достижений. Так, сам Дамблдор был Верховным чародеем Визенгамота. - Дж. К. Р.

10. Основатель Сугубо Экстраординарного Общества Зельеварителей Гектор Дагворт-Грейнджер объясняет: «Искусно приготовленное зелье может вызвать у человека сильное увлечение, но никому еще не удавалось искусственно создать настоящую, вечную, безоговорочную привязанность, единственно достойную именоваться Любовью».

11. Мурлокомли - розовые колючие грибоподобные существа. Трудно представить, что кому-то могло бы захотеться их гладить. Подробнее о них можно прочесть в книге «Фантастические звери и места их обитания».

12. Не путать с книгой «Мохнатая морда, человеческое сердце» - трогательной историей о борьбе некоего волшебника с ликантропией.

13. Изображения волшебников на портретах и фотографиях движутся, а портреты еще и разговаривают, сохраняя манеру оригинала. Изображения на портретах и фотографиях, а также образы, которые показывают нам зеркала вроде Еиналеж, не стоит путать с призраками. Призраки - прозрачные, движущиеся, говорящие и мыслящие воплощения волшебников и волшебниц, которые по каким-либо причинам пожелали остаться на земле. - Дж. К.Р.

14. Нынешний директор Хогвартса, профессор МакГонагалл, просила меня особо подчеркнуть, что она стала анимагом в результате углубленных исследований в различных областях трансфигурации и что она никогда не использовала свою способность превращаться в кошку для каких-либо тайных целей. Единственное исключение - вполне правомерная работа в Ордене Феникса, когда тайна была жизненно необходима. - Дж. К.Р.

15. Возможно, данный факт способствовал распространению слухов о душевном расстройстве этого короля-магла.

16. Как показали углубленные исследования, проведенные Министерством магии еще в 1672 г., волшебниками рождаются, а не становятся. Изредка в немагических семьях «случайно» появляются люди, способные к волшебству (хотя при внимательном рассмотрении, как правило, оказывается, что и их генеалогическом древе все-таки присутствуют маги), но маглы колдовать не могут. В лучшем - или в худшем - случае они могут надеяться на самопроизвольный, неуправляемый эффект от применения подлинной волшебной палочки, поскольку она является инструментом, перенаправляющим поток магической энергии, и может сохранять остаточную магию, случайный выброс которой совершенно непредсказуем. По поводу волшебных палочек см. также комментарий к «Сказке о трех братьях».

17. Подробное описание этих любопытных существ см. в книге «Фантастические звери и места их обитания».

18. Заклятия Круциатус, Империус и Авада Кедавра впервые были классифицированы как Непростительные в 1717 г., и за их применение полагалась чрезвычайно серьезная кара.

19. Некромантия - Темное искусство, позволяющее вызывать мертвых. Как видно из данной сказки, эта разновидность магии никогда не приносила желаемых результатов. - Дж. К. Р.

20. Эта цитата свидетельствует о том, что Альбус Дамблдор был не только чрезвычайно начитан в области магической литературы, но был знаком также и с произведениями магловского поэта Александра Поупа. - Дж. К. Р.

21. Мантии-невидимки, вообще говоря, не лишены недостатков. Они рвутся, тускнеют от старости, наложенные на них чары истощаются или же могут быть нейтрализованы разоблачающим заклинанием. Поэтому маги чаще пользуются для маскировки дезиллюминационным заклинанием. Как известно, Альбус Дамблдор умел выполнять настолько мощное дезиллюминационное заклинание, что становился невидимым без всякой мантии. - Дж. К. Р.

22. Инферналы - мертвецы, получившие подобие жизни посредством Темной магии. - Дж. К. Р.

23. Многие исследователи считают, что Бидль создает камень, воскрешающий мертвых, по аналогии с философским камнем, при помощи которого изготавливают эликсир жизни, дарующий бессмертие.

24. Старинное название бузины.

25. Как я, например.

26. Ни одна волшебница не объявляла себя владелицей Бузинной палочки. Делайте из этого какие хотите выводы.

Либрусек .. 1

Сказки барда Бидля (fb2) . 1

Джоан Ролинг Сказки барда Бидля . 1

Предисловие . 1

Примечания к комментариям .. 3

Колдун и Прыгливый горшок .. 4

Альбус Дамблдор о сказке «Колдун и Прыгливый горшок» . 7

Фонтан феи Фортуны .. 9

Альбус Дамблдор о сказке «Фонтан феи Фортуны» . 14

Мохнатое сердце чародея . 16

Альбус Дамблдор о сказке «Мохнатое сердце чародея» . 19

Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал . 21

Альбус Дамблдор о сказке «Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал» . 26

Сказка о трех братьях . 28

Альбус Дамблдор о «Сказке о трех братьях» . 30

Сказка о трёх братьях
Переводчик - Dariana Black , корректор - Анориэль

Жили-были однажды три брата. И шли они по пустынной извилистой дороге в сумерках. Долго ли, коротко ли, дошли они до реки, слишком глубокой, чтобы перейти в брод и слишком опасной, чтобы переплыть. Однако эти братья были обучены магическому искусству, поэтому они просто взмахнули палочками и наколдовали мост через вероломную воду. Они дошли до середины моста, когда дорогу им преградила фигура в капюшоне.
И Смерть заговорила с ними. Она была зла, потому что три новых жертвы ускользнули от неё, ведь обычно путешественники тонули в этой реке. Но Смерть хитрила. Она притворилась, что гордится троими братьями за их волшебство и что каждый из них заслужил награду за то, что оказался достаточно умён, чтобы избежать её.
И старший брат, который был воинственным человеком, попросил волшебную палочку, которая была бы сильнее любой из существующих: палочку, которая бы всегда выигрывала дуэли для своего владельца, палочку, достойную человека, покорившего Смерть! И Смерть подошла к кусту бузины на берегу, сделала из свисающей ветки палочку и вручила её старшему из братьев.
И тогда средний брат, который был заносчив и высокомерен, решил, что хочет унизить Смерть ещё больше, и попросил для себя власть возвращать умерших. И Смерть подняла камень с берега реки, дала его среднему брату и сказала, что у камня будет сила возвращать мёртвых.
И тогда Смерть спросила третьего, младшего из братьев, чего бы ему хотелось. Младший был самым скромным, но самым мудрым из братьев, и он не доверял Смерти. И он попросил то, что позволило бы ему покинуть это место так, чтобы Смерть не последовала за ним. И Смерть с величайшей неохотой отдала ему собственный плащ невидимости.
Затем Смерть отступила в сторону и позволила братьям продолжить свой путь. Так они и сделали, с удивлением обсуждая пережитое приключение и восищаясь подарками Смерти.
Со временем братья расстались, и каждый пошёл своей дорогой.
Много недель путешествовал первый брат, пока не добрался до отдалённой деревни, где нашёл собрата-волшебника, с которым поссорился. Естественно, с бузинной палочкой в качестве оружия он не мог проиграть последовавшую дуэль. Оставив врага мёртвым на полу, старший брат проследовал в гостиницу, где громко хвастался своей сильной палочкой, которую он вырвал у самой Смерти, и которая сделала его непобедимым.
Той же ночью другой волшебник подкрался к старшему брату, лежавшему пьяным на кровати. Вор забрал палочку и заодно перерезал старшему брату горло.
Так Смерть забрала к себе первого брата.
Тем временем второй брат направлялся к себе домой, где он жил в одиночестве. Там он достал камень, имевший силу вызывать мёртвых, и трижды повернул его на ладони. К его удивлению и радости, фигура девушки, на которой он когда-то, до её безвременной смерти, надеялся жениться, тут же появилась перед ним.
Только она была печальна и холодна, и будто отделена от него завесой. Хотя она вернулась в мир смертных, она на самом деле не принадлежала ему и страдала.Наконец, второй брат, сведённый с ума безнадежным стремлением, убил себя, чтобы по-настоящему присоединиться к ней.
Так Смерть забрала к себе второго брата.
Но хотя Смерть искала третьего брата многие годы, она не могла найти его. И только дожив до глубокой старости, младший брат, наконец, снял плащ невидимости и отдал его своему сыну. И тогда он приветствовал Смерть, как старого друга, и пошёл с ней с радостью, и они, как равные, оставили эту жизнь.

Альбус Дамблдор о «Сказке о трёх братьях»
Эта история произвела на меня в детстве глубокое впечатление. Я услышал её впервые от своей матери, и скоро я стал просить эту сказку на ночь чаще, чем любую другую. Это часто приводило к спорам с моим младшим братом, Аберфортом, предпочитавшим историю «Грамп - чумазый козёл».
Мораль «Сказки о трёх братьях» не могла бы быть яснее: человеческие попытки избежать или обойти смерть всегда обречены на провал. Третий брат из истории - «самый скромный и самый мудрый из братьев» - был единственным, кто понял: едва избегнув смерти однажды, лучшее, на что он мог надеяться - оттянуть следующую встречу с ней на как можно более долгий срок. Младший брат знает, что насмехаться над Смертью - занимаясь насилием, как поступил первый брат, или интересуясь тёмным искусством некромантии , как второй брат, значит восстановить против себя коварного врага, который не может проиграть.
Ирония состоит в том, что вокруг этой истории выросла любопытная легенда, абсолютно противоречащая оригинальному смыслу. Легенда утверждает, что подарки, сделанные Смертью - непобедимая палочка, камень, способный возвращать мёртвых и вечный плащ-невидимка - являются настоящими предметами, существующими в реальном мире. Легенда пошла даже дальше. Она утверждает, что если кто-то станет законным владельцем всех трёх предметов, то он будет «господином Смерти», под чем обычно понимают, что он станет неуязвимым, даже бессмертным.
Мы можем лишь улыбнуться, несколько печально, тому, что это говорит о человеческой природе. Наиболее милосердной интерпретацией будет «Надежда вечна ». Несмотря на тот факт, что, если верить Бидлю, два из трёх этих предметов чрезвычайно опасны, и на ясно выраженную идею, что Смерть в конце концов приходит за всеми, незначительное меньшинство в магическом сообществе продолжает верить, что Бидль передал им зашифрованное послание, смысл которого полностью противоположен тому, что написано на пергаменте, и только они достаточно умны, чтобы его понять. Их теория (или, возможно, термин «отчаянная надежда» подойдёт больше) подтверждается редкими реальными свидетельствами. Настоящие плащи-невидимки, хоть и редки, но всё же существуют в нашем мире; однако история чётко даёт понять, что плащ, принадлежавший Смерти, был необыкновенно долговечным . За все века, прошедшие со времён Бидля и до наших дней, никто ещё не утверждал, что нашёл плащ Смерти. Истинно верующие оправдывают это следующим образом: либо наследники третьего брата не знают, откуда взялся их плащ, либо знают, но решительно проявляют свойственную их предку мудрость и не трубят об этом на каждом углу.
Вполне естественно, что камень тоже так и не был найден. Как я уже отмечал в комментариях к сказке «Бэббити Рэббити и её хихикающий пень», мы по-прежнему не умеем возвращать к жизни мёртвых, и есть все основания полагать, что этого никогда не случится. Тёмные маги, разумеется, попробовали всякие жуткие замены, и создали инфери , но это ужасные марионетки, а не по-настоящему оживлённые люди. Кроме того, в истории Бидля вполне ясно описано, что потерянная любовь второго брата на самом деле не воскресла из мёртвых. Она была послана Смертью, чтобы заманить второго брата в её объятия, а потому была холодной, отстранённой и дразняще присутствующей и отсутствующей одновременно .
Остаётся палочка. И тут у упрямых сторонниковтеории тайного послания Бидля есть хоть какие-то исторические свидетельства в поддержку их диких утверждений. Поскольку в этом случае - потому ли, что им нравилось восхвалять себя, или пугать потенциальных противников, или потому, что они действительно верили в то, что говорили, - но некоторые волшебники в прошлые века утверждали, что обладают палочкой более сильной, чем обычные, или даже «непобедимой» палочкой. Некоторые из этих волшебников доходили до того, что утверждали, что их палочка сделана из бузины, как и та, что, предположительно, была сделана Смертью. Такие палочки называли по-разному, в частности, «Роковая палочка» или «жезл смерти».
Едва ли удивительно, что наши палочки, в конце концов, являющиеся нашим главным магическим инструментом и оружием, обросли суевериями. Некоторые палочки (а заодно и их хозяева) считаются несовместимыми:
Парню с палочкой из дуба на той, чья из остролиста несомненно будет глупым недомыслием жениться.
Или отмечающими особенности характера владельца:
Лентяю каштан, сплетнику рябина, ясень для упрямца, а нытику лещина.
И, как и следовало ожидать, среди подобных непроверенных поговорок мы находим:
Палочка из бузины до добра не доведёт.
Потому ли, что Смерть в истории Бидля делает свою сказочную палочку из бузины, или потому, что жадные до силы и жестокие волшебники настойчиво утверждали, что их собственные палочки сделаны из бузины, но бузина - весьма нелюбимое изготовителями палочек дерево.
Первое документально подтверждённое упоминание о палочке из бузины, обладавшей весьма сильными и опасными свойствами, называет её владельцем Эмерика, прозванного «Злым», рано умершего, но чрезвычайно агрессивного волшебника, терроризировавшего юг Англии во времена раннего средневековья. Он умер, как и жил, в жестоком поединке с волшебником, известным как Эгберт. Что сталось с Эгбертом, неизвестно, хотя предполагаемая продолжительность жизни средневековых дуэлянтов невысока. До того, как появилось министерство магии, контролирующее использование тёмной магии, поединки обычно оканчивались смертью.
Столетие спустя другой неприятный персонаж по имени Годелот внёс вклад в изучение тёмной магии, создав целый сборник опасных заклинаний с помощью волшебной палочки, которую он описывает в своей записной книжке следующим образом: «Мой наизлобнейший и наиумнейший другъ съ теломъ изъ ока диавола , кто ведаетъ пути волшбы наиужаснейшей». («Волшба наиужаснейшая» стало названием его книги.)
Как можно заметить, Годелот считает свою палочку помощником, почти наставником. Те, кто хорошо разбираются в природе палочек , согласятся, что палочки действительно впитывают опыт тех, кто ими пользуется, хотя это очень непредсказуемое и несовершенное дело. Следует учитывать множество дополнительных факторов, таких как отношения между палочкой и тем, кто её использует, чтобы понять, насколько хорошо это будет работать с каждым конкретным человеком. И тем не менее, палочка, прошедшая через руки стольких тёмных волшебников, вероятно, будет иметь как минимум явное пристрастие к наиболее опасным видам магии.
Большинство волшебников и ведьм предпочитают «выбравшую» их палочку любой бывшей в употреблении палочке как раз потому, что последняя с высокой долей вероятности переняла привычки предыдущего владельца, которые могут быть несовместимы с манерой колдовать нового хозяина. Широко практикуемое захоронение (или сожжение) палочки вместе с её владельцем, когда он или она умирает, так же призвано не дать каждой конкретной палочке учиться у слишком многих хозяев. Но те, кто верят в Старейшую палочку придерживаются мнения, что из-за того, как палочка переходила от владельца к владельцу - следующий побеждал предыдущего, обычно убивая его, - она так и не была ни уничтожена, ни похоронена, но сохранилась и вобрала в себя мудрость, силу и мощь, намного превосходящие обычную.
Известно, что Годелот умер в собственном подвале, где был заперт своим сумасшедшим сыном Херевардом. Приходится предполагать, что Херевард забрал у отца палочку, иначе последний мог бы сбежать, но что Херевард сделал с палочкой потом, мы не можем знать наверняка. Достоверно известно лишь, что палочка, наречённая своим хозяином, Барнабасом Деверилом, «палочка судьбы » появляется в начале восемнадцатого столетия, и этот Деверил использует её, чтобы завоевать себе репутацию грозного варлока, пока его ужасающее правление не было прервано не менее печально известным Локсиасом, который забрал палочку, переименовал её в «жезл смерти» и использовал, чтобы губить любого, кто ему не нравился. Точно проследить историю палочки Локсиаса сложно, ибо многие, включая его собственную мать, утверждали, что именно они его прикончили.
Но что должно прийти в голову любому разумному волшебнику или ведьме, изучающим так называемую «историю Старейшей палочки», это то, что каждый волшебник , кто владел ею, настаивал, что она «непобедима», в то время как известные факты передачи её через руки множества владельцев показывают, что она не только была побеждена сотни раз, но ещё и притягивает неприятности, как Грамбл - чумазый козёл - мух. В конечном счёте, поиски Старейшей палочки лишь подтверждают наблюдение, неоднократно сделанное мной на моём долгом жизненном пути, что у людей талант выбирать именно то, что для них хуже всего.
Но кто из нас продемонстрировал бы мудрость третьего брата, если бы ему предложили выбрать один из подарков Смерти? Волшебники и магглы в равной степени пропитаны жаждой могущества. Сколько из нас смогли бы устоять перед «Роковой палочкой»? Какое человеческое создание, потеряв кого-то, кого любил, сможет сопротивляться искушению Воскрешающего камня? Даже мне, Альбусу Дамблдору, было бы легче всего отказаться от плаща-невидимки, что показывает лишь, что, каким бы умным я ни был, я остаюсь таким же дураком, как и все остальные.
Некромантия - тёмное искусство, позволяющее воскрешать мёртвых. Эта отрасль магии никогда не работала, как показывает нам эта сказка. - Дж.К.Р.
Эта цитата показывает, что Альбус Дамблдор был необычайно начитан не только по магическим понятиям, но так же был знаком с творчеством маггловского поэта Александра Попа. - Дж.К.Р.
Плащи-невидимки не всегда надёжны. Они могут порваться, со временем утратить прозрачность, наложенные на них чары могут ослабнуть или быть нейтрализованы чарами разоблачения. Именно поэтому волшебники и ведьмы обычно в первую очередь обращаются к дезиллюминационным чарам для маскировки себя или сокрытия чего-то. Известно, что у Альбуса Дамблдора дезиллюминационные чары олучались такими сильными, что он мог сделать себя невидимым без всякого плаща. - Дж.К.Р.
Инфери - это мёртвые тела, оживлённые с помощью тёмной магии. - Дж.К.Р.
Многие критики полагают, что идею камня, могущего воскрешать мёртвых, Бидль взял от Философского камня, создающего дарующий бессмертие эликсир жизни.
Старое, народное название бузины.
Как я сам.
Английское слово “elder” может быть переведено и как «бузинная», и как «старейшая» (прим. пер.)
Дерево судьбы - ещё одно старое название бузины.
Ни одна ведьма никогда не утверждала, что владеет Старейшей палочкой. Что из этого следует - решайте сами.

Однажды трое братьев путешествовали. В сумерках они дошли до реки, которая была настолько быстра, что её не переплыть, и настолько глубока, что её не перейти вброд. Но братья были волшебниками. Взмахнув волшебными палочками, они провели мост через реку. Дойдя до середины реки, братья увидели Смерть, которая была возмущена тем, что не заполучила новых жертв, но своё возмущение скрыла и восхитилась мастерством братьев и за это предложила им подарки.

Старший брат был воинственым. Он попросил самую могущественную на свете волшебную палочку, такую что её хозяин мог бы победить в поединке любого соперника. Смерть отломила ветку растущей неподалёку бузины, сделала из неё волшебную палочку и дала её старшему брату.

Средний брат был гордым. Чтобы унизить Смерть, он потребовал силу воскрешать мёртвых. Смерть подняла камень, валявшийся на берегу, дала его второму брату и сказала, что он может возврашать мёртвых.

Младший брат был умным и скромным. Он сразу поставил под сомнения добрые намерения Смерти и попросил у неё возможность прятаться от Смерти, где бы она его не искала. Смерти ничего не осталось, как снять с себя мантию-невидимку и отдать её младшему брату.

После этого каждый из братьев пошёл своей дорогой. Старший брат забрёл в одну деревню и победил в поединке волшебника, с которым был в конфликте. Затем он зашёл на постоялый двор и стал хвастаться своей волшебной палочкой. В ту же ночь к нему пробрался вор, перерезал ему горло и украл волшебную палочку. Так Смерть получила первого брата.

Средний брат вернулся домой и воспользовался воскрешающим камнем. Три раза повернул он камень и увидел, что перед ним стоит девушка, на которой он хотел женится. Но она была холодна и печальна. В конце концов брат не смог вынести тоски, сошел с ума и убил себя, чтобы навсегда остаться со своей любимой. Так Смерть получила среднего брата.

Третьего брата Смерть искала очень долго, но он постоянно прятался от неё под мантией-невидимкой. В конце концов он состарился и отдал мантию своему сыну, а сам вышел навстречу Смерти.

Поделиться