Саблин михаил павлович. Михаил павлович саблин Михаил Павлович Саблин

В декабре 1914 года награждён Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен ».

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул », подводная лодка «Тюлень » и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведённые ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «

Саблин Михаил Павлович (17.7.1869 - 17.10.1920, Ялта),русский вице-адмирал.Родился в Севастополе, в дворянской военной семье (его отец был морским офицером, дослужившимся впоследствии до адмиральских чинов, а мать являлась дочерью генерала).Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890). По окончании Морского Училища в 1890 году он был произведен в мичманы и служил на Черном море.С 1898 года, окончив к тому времени Минный Офицерский Класс в 1893 году, он служил на Тихоокеанской эскадре, в составе которой «был в походах и делах в Китае в 1900 и 1901 гг.», как на крейсере «Дмитрий Донской», так и на суше,«уничтожая фугасы и минные заграждения» китайских укреплений «на Печелинском побережьи». Участник русско-японской войны. В составе эскадры адмирала З. П. Рожественского выступил в поход к дальневосточным берегам и к Цусиме. В Цусимском сражении он тонул вместе с эскадренным броненосцем «Ослябя», но был спасен и поднят из воды на эсминец «Бравый». «И он признавался мне, - рассказывает адмирал Пилкин, - что долго, долго спустя, когда входил на палубу корабля чувствовал, что ноги у него отнимаются». В 1905-06 старший офицер учебного судна «Хабаровск».Первое в своей жизни командование кораблем - миноносцем «Завидный» - он принимает на Балтике в 1906 году, а с 1908-го снова служит на Черном море, почти сразу же получив назначение начальником дивизиона миноносцев,в 1912–1914 годах командуя линейным кораблем «Ростислав» и в первые недели Мировой войны приняв должность начальника Минной бригады, в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа. На этой должности капитан 1-го ранга Саблин был удостоен награждения Георгиевским Оружием «за смелые действия на путях сообщения неприятеля с явною для себя опасностью». Награждение состоялось уже в декабре 1914 года, а через два месяца Саблин назначен в «Думу из лиц, имеющих Георгиевское Оружие», то есть признан достойным оценивать подвиги других с точки зрения их соответствия положениям Георгиевского Статута.С 21.7.1916 начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и.д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря. Но кроме доблести, Саблин, в апреле 1915 года ставший контр-адмиралом, славился еще и «крутым и прямолинейным нравом», вызвавшим конфликт с адмиралом А. В. Колчаком, который летом 1916 года принял командование над Черноморским Флотом. «По соображениям принципиальным» Михаил Павлович, к тому времени три месяца исполнявший обязанности начальника дивизии линейных кораблей, ушел с Черного моря: 31 октября 1916 года он был назначен «состоять при Морском Министре» с переводом на Балтику с зачислением во 2-й Балтийский экипаж.Лишь 21 июля 1917 года, уже в условиях революционной разрухи, вернется Саблин в Черноморский Флот, причем сразу на должность Начальника Штаба Командующего Флотом, адмирала А. В. Немитца. Немитц и представил контр-адмирала Саблина к производству в чин вице-адмирала, однако сделано это было уже после Октябрьского переворота, за несколько дней до разгрома большевиками Ставки Верховного Главнокомандующего. После Октябрьской революции мобилизован на службу к большевикам. С 12(25).12.1917 по 4(17).6.1918 командующий Черноморским флотом. В глазах тех, кто возглавлял Белую борьбу на Юге России, не станет препятствием для занятия Михаилом Павловичем ответственных постов и роль, которую ему довелось играть в 1918 году. Перед лицом развивавшегося австро-германского наступления в Новороссии и Малороссии, весной 1918-го в буйных головах черноморских матросов началось некоторое протрезвление,и в марте «Центрофлот» в заседании с участием представителей корабельных команд избирает Командующим Флотом «товарища Саблина». В июне 1918 получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован. С помощью моряков бежал в Великобританию.Флот частично был затоплен, частично - уведен в Севастополь (после поражения Германии в Великой войне эта его часть в несколько этапов вступила в строй под Андреевским флагом), а в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР.Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу,не сломавшемуся и не опустившему рук и после всех мытарств, перенесенных на советской службе.Свобода, впрочем,встретила его тоже неласково: после приезда в Лондон Саблин столкнулся с жесткой позицией ставшего к тому времени Верховным Правителем России адмирала Колчака, который, как рассказывал позднее Михаил Павлович, «прислал на имя нашего поверенного в делах в Англии Набокова телеграмму с запрещением мне въезда в Россию, и кроме того просил его принять меры, чтобы Англичане не дали мне возможности командовать Черноморским флотом».Полученное затем разрешение «проживать в России только как частное лицо» вряд ли могло утешить столь энергичную натуру,как адмирал Саблин, но он, кажется, был уже готов подчиниться, когда после приезда на Родину в Россию и представления Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генералу А. И. Деникину неожиданно для себя получил предложение занять должность Главного командира Севастопольского порта и служить в ВСЮР.Саблин доложил о запрете Колчака занимать ответственные посты во Флоте, но «вопрос о том, принимать ли мне эту должность или нет,был поставлен так, что это мой долг и отказываться от исполнения своего долга я не могу». Тяжелое наследство адмирала Канина дополнилось по существу предательской позицией французского адмирала Амета,который, оказавшись старшим начальником на Севастопольском рейде, после переговоров с представителями приближавшихся большевиков 2/15 апреля ультимативно потребовал эвакуации Севастополя русскими войсками(крайне малочисленными, основные силы находились на фронте) и Флотом. Выведя все, что было возможным, в море, сам адмирал на крейсере «Кагул» (который Канин незадолго до этого хотел вообще передать частному предпринимателю для производства работ по подъему затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария», причем предполагалось поднять на крейсере коммерческий флаг!) несколько дней «крейсировал между Севастополем и Новороссийском, наблюдая за движением наших судов для оказания в случае надобности им помощи».С потерей Севастополя должность Михаила Павловича, казалось бы, превращалась в фикцию,но в действительности его ожидало повышение до уровня «Главного Командира портов и судов Черного и Азовского морей» (впрочем, немного было этих портов и судов),а летом в переписке наименование должности даже стало формулироваться как «Главный Командир флота и портов…» - и это было вполне по заслугам: разношерстный, слабый качественно и количественно, укомплектованный зачастую необученными и мало пригодными для морской службы добровольцами «флот» становился в руках адмирала Саблина подлинным и боеспособным Флотом, соответствовавшим уровню возникавших перед ним оперативных задач и являвшимся надежным помощником сухопутных сил. Поддержка защитников Ак-Манайских позиций, разведки и десанты при освобождении Крыма летом 1919 года, борьба с Очаковскими батареями, прорыв в Днепровско-Бугский лиман, содействие пехоте при взятии Херсона и Николаева, десант в Одессу, - эти славные боевые дела стали наглядным результатом трудов Командования Флотом (как бы оно формально ни называлось),а Михаил Павлович Саблин тем самым заслужил в истории характеристику человека, возродившего русский Черноморский Флот из чудовищной разрухи, из состояния, которое, с учетом изменившихся масштабов,вполне может быть сравнимо с состоянием Флота после Цусимы или Крымской войны.Но тогда же, летом 1919-го, вновь возобновился старый конфликт, в котором стороны занимали явно неравное положение: из Сибири через Париж доходили требования Верховного Правителя устранить адмирала Саблина от командования.Сам адмирал, да, кажется, и Главнокомандующий генерал Деникин, склонны были считать эти требования следствием интриг тех, о ком Михаил Павлович с гневом писал:"Были и здесь адмиралы, было еще много орлов с заячьими душами, которые прятались в тяжелые минуты за границей, интригуя там и набивая себе карманы. У них были пароходы, которыми они торговали вместо того, чтобы на них придти в Новороссийск и предоставить себя в распоряжение Добровольческой Армии. Теперь, когда положение Добровольческой Армии окрепло, когда на флоте водворился порядок, они являются в большом числе, они уже говорят и будут говорить: “Саблин большевик, он служил с большевиками, - а вот мы такие хорошие, такие чистенькие, даже близко к большевикам не подходили, мы только одни имеем право спасать родину и достойно служить на флоте”…»

Самолюбие Саблина, безусловно, было жестоко уязвлено, но все же лейтмотив своей позиции он выразил, думается, вполне честно: «Я полагаю, что благо Родины зиждется не на том, уйду ли я или не уйду из флота, а зиждется, кроме всего прочего, на справедливости, на уважении к суду и на признании заслуг тех лиц, которые работали и работают для спасения России». Ссылка на «суд» не была голословной - деникинское Морское Управление запрашивало Колчака, известно ли в Омске, что Саблин «прошел через следственную комиссию»; в результате было принято компромиссное решение - Михаил Павлович остался на своем посту (теперь «Главным Командиром портов»), но, с восстановлением в августе должности Командующего Флотом, которым стал адмирал Д. В. Ненюков, прерогативы Саблина, конечно, заметно сократились. Однако 8/21 февраля 1920 года генерал Деникин уволил Ненюкова от службы, заподозрив его в интригах и подрыве власти Главнокомандующего (в отношении самого адмирала подозрения вряд ли были оправданы, но своих подчиненных он как будто действительно распустил), и в командование Флотом почти на два месяца снова вступает Саблин. Тяжелый период, когда при катастрофической нехватке угля, в условиях небывало холодной зимы, сковывавшей льдом прибрежные воды, корабли Черноморского Флота оказывали действенную помощь геройски сражавшимся на перешейках Войскам Таврии и Крыма генерала Я. А. Слащова, также должен быть во многом поставлен в заслугу Михаилу Павловичу. Впрочем, вскоре он проявил и свой «крутой нрав», вступив в конфликт с предназначавшимся на его место адмиралом А. М. Герасимовым, в результате чего временно отошел от дел.Но после вступления в Главное Командование генерала барона П. Н. Врангеля (22 марта / 4 апреля 1920 года) новому Главнокомандующему «пришлось заменить командующего флотом адмирала Герасимова, прекрасного человека, но мягкого и недостаточно решительного»: 19 апреля / 1 мая Командующим Флотом и Начальником Морского Управления (фактически Морским Министром) был назначен Саблин, очевидно, в глазах Врангеля не обладавший указанными недостатками.И Главнокомандующему не пришлось пожалеть о своем выборе: ряд новых боевых операций подтвердил, что Михаил Павлович по-прежнему остается волевым и талантливым флотоводцем.Один из гражданских сотрудников Врангеля, Н. В. Савич, писал в своих воспоминаниях, что Саблин в это время «был совсем больным человеком. Страшный недуг, от которого он умер месяца три спустя, подтачивал его организм, лишал сил и энергии», - но продолжение цитаты как будто противоречит этому утверждению: «Притом он одновременно командовал боевым флотом, операции которого занимали все его время и внимание». И действительно, Михаила Павловича, больного раком печени, но до последней возможности державшегося и окончательно слегшего лишь в сентябре, незадолго до этого видят в боевых условиях, и этот человек, по Савичу едва ли не умирающий, запомнится подчиненным проходящим по заливаемой водою палубе и личным примером подбадривающим непривычных к морю, малоопытных добровольцев.

Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17/30 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина (в частности, им были заблаговременно созданы неприкосновенные запасы угля и масла на случай эвакуации), вновь «подтянувшего» Флот после тяжелой зимы 1919/1920 года. И спасение десятков тысяч чинов Армии и гражданских беженцев от большевицкой расправы стало еще одной, теперь уже посмертной заслугой адмирала.«В 1927 г. собор был “освобожден от предметов, оскорбляющих революционные чувства трудящихся масс”, в том числе и от останков покоившихся там адмиралов», - пишет современный историк. Гражданская война настигала русских флотоводцев и за гробом, и горьким утешением остается лишь сознание, что даже этим актом большевицкого вандализма Михаил Павлович Саблин был сопричтен к тем Великим Адмиралам, чьи имена никогда не изгладятся со скрижалей Истории.

"Ему не везло… по крайней мере на службе, хотя он был, кажется, лучший офицер в выпуске", - писал адмирал В. К. Пилкин о Михаиле Павловиче Саблине.И действительно, судьба как будто не благоволила Саблину, нередко ставя его в ситуации сложные, безвыходные, трагические, и фактически на протяжении всей его жизни предоставляя мало возможностей для совершения громких деяний, по которым в основном и оценивают значимость исторического вклада и величие флотоводца. И все же деятельность Михаила Павловича в 1919–1920 годах, когда он стоял во главе возрождавшегося русского Флота, вполне заслуживает столь высокой оценки;и еще более соответствует ей некое внутреннее величие духа, сопутствующее этому человеку в самых тяжелых жизненных обстоятельствах и побуждающее его упорно идти вперед, несмотря ни на что, и продолжать дело своей жизни -служение России и Флоту.И не может быть простой случайностью, что и посмертную свою судьбу, оказавшуюся столь же трагической, он разделил с теми Великими Адмиралами, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Великой России - черноморскими героями М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, В. И. Истоминым, П. С. Нахимовым…"

Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890).

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя», участвовал в Цусимском морском бою; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

В 1905-1906 годах старший офицер учебного судна «Хабаровск». В 1906-1907 годах командир миноносца «Завидный», затем - канонерской лодки «Донец». Начальник 5-го (разведывательного) дивизиона миноносцев в 1907-1909 годах.

В 1909-1911 годах начальник 5-го резервного дивизиона миноносцев Черного моря, в 1911-1912 годах - начальник 3-го дивизиона Черноморской минной дивизии. 6 декабря 1912 года назначен командиром линейного корабля «Ростислав», а в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа.

Первая мировая война

В декабре 1914 года награжден Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен».

Начальник (командующий) минной обороны Черного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау» и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком.

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы.

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом, 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В связи с приближением Германской армии к Севастополю, после Брест-Литовского мира, 31 мая - 2 июня увел лучшую часть Черноморского флота (2 новейших линейных корабля и 14 эсминцев) в Новороссийск. В июне 1918 года получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован.

С помощью моряков бежал в Великобританию, откуда прибыл на Юг России.

С начала 1919 года главный командир судов и портов Черного моря. Начальник Военно-морской базы Севастополя. 25.3-20.8.1919 командующий Черноморским флотом ВСЮР.

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул», подводная лодка «Тюлень» и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведенные ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III» («Генерал Алексеев») и современные эсминцы.

После увольнения адмирала Ненюкова (8 февраля 1920 года) был вновь назначен командующим Черноморским флотом, но уже 17 февраля сдал командование адмиралу Герасимову.

19 апреля 1920 года генерал Врангель вновь назначил его командующим Черноморским флотом и начальником Морского управления Русской армии.

В середине 1920 тяжело заболел раком печени и был 12 октября 1920 года заменен адмиралом М. А. Кедровым.

Флот Годы службы Звание Часть Командовал Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны Награды и премии Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Па́влович Са́блин (17 июля (18690717 ) - 17 октября ) - вице-адмирал (1916), командующий Черноморским флотом .

Биография

Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890).

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя» , участвовал в Цусимском морском бою ; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

Адмирал М. П. Саблин

В декабре 1914 года награждён Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен ».

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул », подводная лодка «Тюлень » и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведённые ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III » («Генерал Алексеев») и современные эсминцы.

Награды

  • Орден святого Георгия 4 степени
  • Золотое георгиевское оружие

Напишите отзыв о статье "Саблин, Михаил Павлович"

Примечания

Литература

  • Гутан Н. Р. От Севастополя до Новороссийска. Очерк о положении Черноморского флота (осень 1917 - первая половина 1918) : январь 1919; по матер. ЦГАВМФ , . - В: От Севастополя до Новороссийска / подгот. публ. Л. А. Кузнецова, археограф. обр. и комм. А. Е. Иоффе // Гангут [журн.]. - СПб. : «Типография им. Ивана Федорова», 1992. - № 4. - С. 98-111 ; 1993 ; № 5. - С. 80-88 ; № 6. - С. 127-143.

Ссылки

День рождения 17 июля 1869

вице-адмирал

Биография

Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890).

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя», участвовал в Цусимском морском бою; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

В 1905-1906 годах старший офицер учебного судна «Хабаровск». В 1906-1907 годах командир миноносца «Завидный», затем - канонерской лодки «Донец». Начальник 5-го (разведывательного) дивизиона миноносцев в 1907-1909 годах.

В 1909-1911 годах начальник 5-го резервного дивизиона миноносцев Черного моря, в 1911-1912 годах - начальник 3-го дивизиона Черноморской минной дивизии. 6 декабря 1912 года назначен командиром линейного корабля «Ростислав», а в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа.

Первая мировая война

В декабре 1914 года награжден Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен».

Начальник (командующий) минной обороны Черного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау» и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы.

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом, 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В связи с приближением Германской армии к Севастополю , после Брест-Литовского мира, 31 мая - 2 июня увел лучшую часть Черноморского флота (2 новейших линейных корабля и 14 эсминцев) в Новороссийск . В июне 1918 года получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву , где был арестован.

С помощью моряков бежал в Великобританию , откуда прибыл на Юг России.

С начала 1919 года главный командир судов и портов Черного моря. Начальник Военно-морской базы Севастополя. 25.3-20.8.1919 командующий Черноморским флотом ВСЮР.

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул», подводная лодка «Тюлень» и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведенные ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III» («Генерал Алексеев») и современные эсминцы.

Поделиться