Как пользоваться прямоугольным ареометром для электролита. Плотность электролита в аккумуляторе: измерение и корректировка

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля .

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр .

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра , включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка . Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).


Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.


Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:

Автомобильный аккумулятор служит для накопления электрической энергии и питания ею бортовой сети автомобиля, прежде всего электростартера двигателя при запуске. В статье речь пойдет о том, как правильно производится диагностика аккумулятора автомобиля, контроль его заряда, а также будет рассмотрена проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе.

Система электрооборудования большинства автомобилей 12-вольтовая, с отрицательной массой. Конструкция автомобильных аккумуляторов довольно проста: состоят они из 6 блоков свинцовых пластин с наполнителем, погруженных в емкость, которую заполняет электролит. Электролит является водным раствором серной кислоты. Каждый из блоков обеспечивает напряжение около 2-х вольт и соединяются последовательно, в сумме обеспечивая напряжение на уровне 12-13 В. Подзарядка аккумулятора автомобиля осуществляется генератором при работе двигателя. Отдельно стоят гелевые аккумуляторы, которые отличаются по устройству от кислотных аккумуляторов. Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов можно узнать .

Один из многих — надежный автомобильный аккумулятор VARTA

Перед обслуживанием аккумуляторную батарею необходимо снять с автомобиля. Отсоединение аккумулятора от бортовой сети – процесс ответственный. Сначала обязательно снимается отрицательная клемма, а в процессе установки эту же клемму устанавливают последней.

Выгодно ли проведение диагностики и восстановления аккумулятора?
Определенно. Приведем нехитрый расчет. Номинальный срок службы нового аккумулятора составляет порядка 4-х лет. Его замена будет стоить около 5000 рублей. Однако при грамотной диагностике и зарядке батареи она способна служить вам верой и правдой до 5-6 лет. Но производить диагностику и восстановление аккумулятора советуют не только из соображений экономии. Дело в том, что от работы аккумулятора зависит нормальная работа всех электроприборов и систем автомобиля.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе. Приготовление электролита

Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Проверку уровня и плотности электролита следует проводить раз в три месяца, чтобы своевременно контролировать состояние батареи.
Уровень электролита в аккумуляторе проверяется через заливные отверстия при помощи полой стеклянной трубки, имеющей внутренний диаметр 4-5 мм. Один конец трубки опускается через отверстие до упора в предохранительный щиток. Отверстие трубки на другом конце плотно закрывается пальцем, после чего она вынимается. Столбик электролита, оставшегося в трубке должен быть в пределах 12-15 мм. Если в аккумуляторе имеется индикатор (тубус), то уровень электролита должен находиться на одном уровне или быть выше него на 3-5 мм.

Проверка уровня электролита аккумулятора

Приготовление электролита для аккумуляторов производится только из аккумуляторной серной кислоты с добавлением дистиллированной воды. Использовать техническую серную кислоту и обычную воду не допускается, так как электролит обязан иметь высокую степень чистоты. В противном случае будет происходить ускоренная саморазрядка (сульфитация) батареи, уменьшение ее емкости и разрушение пластин. При понижении уровня электролита в результате испарения воды для восстановления требуемого объема необходимо доливать исключительно дистиллированную воду и ни в коем случае готовый электролит! В случае, когда уровень электролита превышает нормальный, его следует отсасывать резиновой грушей со стеклянным или эбонитовым наконечником. Если в аккумуляторе будет повышенный уровень электролита, то он способен выплескиваться, что также нежелательно.

Во время приготовления электролита серная кислота тонкой струйкой доливается в воду, при этом раствор перемешивается стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту запрещается, так как плотность воды намного ниже кислоты. Вода не сможет погрузиться в кислоту и останется на поверхности, при этом происходящие химические реакции вызовут нагрев и разбрызгивание кислоты. Существует вероятность получить ожоги.

Проверка плотности электролита. Денсиметр

Одним из важнейших параметров электролита является его плотность. Плотность электролита в аккумуляторе проверяется денсиметром при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания денсиметра вносятся поправки в соответствии с приведенной табл

Таблица поправок плотности электролита в зависимости от температуры

В период эксплуатации аккумулятора плотность электролита непрерывно изменяется. Существует обратимое изменение плотности – нормальный интервал заряда и разряда батареи. Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 .

Существуют также необратимые изменения плотности, например, при испарении воды во время кипения электролита. При этом его плотность увеличивается.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Плотность электролита измеряется специальным прибором – денсиметром. Он состоит из ареометра 1, резиновой груши 2, стеклянной трубки 3 и наконечника 4.

прибор для измерения плотности электролита — денсиметр

Наконечник 4 погружается в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумулятора и с помощью резиновой груши часть электролита засасывается внутрь стеклянной трубки. При этом (поплавок) должен всплыть в корпусе трубки, не касаясь ее стенок. После прекращения колебаний ареометра производится отсчет показаний по шкале вдоль линии жидкости. Взгляд наблюдателя должен находиться на уровне поверхности.

Определение уровня плотности электролита по денсиметру

Для средней полосы России (Москва, Казань и т.д.) плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 . Проверка плотности производится в каждом отсеке АКБ отдельно, разница между показаниями не должна превышать 0,01 . Низкая плотность электролита зимой создает опасность его замерзания.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Как замерить плотность электролита

При необходимости производится корректировка плотности. Предварительно из отсека АКБ отсасывается некоторый объем электролита, вместо которого добавляется либо корректирующий электролит, либо дистиллированная вода. Низкая плотность электролита в аккумуляторе устраняется путем добавления корректирующего электролита с плотностью 1,40 . Соответственно при повышенной плотности электролита в аккумуляторе следует добавить дистиллированную воду. После этого производится зарядка батареи номинальным током в течение 30 мин с последующей выдержкой в течение 1-2 часов для лучшего перемешивания электролита и выравнивания его плотности во всех отсеках АКБ.

Видео: Диагностика аккумулятора.Чем и как.

Как проверить заряд аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Провести эти измерения можно с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор состоит из двух контактов, вольтметра, рукоятки и переключателя нагрузочного сопротивления. Один из вариантов представлен на рисунке.

Прибор для проверки заряда аккумулятора

Нагрузочное сопротивление настраивается таким образом, чтобы обеспечить ток разряда, больший значения емкости в 3 раза. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 55 Ач, значит, ток разряда должен быть равен 165 А. Нагрузочная вилка своими контактами подключается к клеммам батареи, после чего замеряется время, в течение которого напряжение снизится с 12,6 до 6 В. Для полностью заряженной и исправной АКБ это время должно составлять не менее 3-х минут.

Заряд аккумулятора также можно оценить по величине выходного напряжения. Для его измерения необходимо воспользоваться вольтметром или мультиметром , предварительно сняв провод с минусовой клеммы АКБ. Ниже приведена таблица зависимости заряда от выходного напряжения.

Современные необслуживаемые батареи имеют . При полной зарядке индикатор имеет зеленый цвет. При уменьшении заряда его цвет меняется от зеленого до белого или красного.

Для зарядки аккумулятора стоит воспользоваться специальным зарядным устройством. Зарядное устройство представляет собой источник постоянного тока. При подсоединении его к аккумулятору положительный полюс соединяют строго с положительной клеммой батареи, отрицательный – с отрицательной клеммой. Необходимо, чтобы выходное напряжение зарядного устройства было обязательно выше напряжения АКБ для обеспечения прохождения зарядного тока.

Автомобильный аккумулятор заряжается номинальным током, равным 10% от номинальной емкости батареи. Например, при емкости 60 Ач номинальный ток зарядки должен составлять 6 А. При этом зарядка может продолжаться до 13-15 часов. Пробки заливных отверстий должны быть обязательно открыты!

Считается завершенной, если наблюдается постоянство плотности электролита и выходного напряжения в течение 2-х часов. При желании и наличии знаний основ электротехники можно сделать своими руками.

Своевременная проверка электролита и зарядка аккумулятора должна стать хорошей привычкой для автолюбителя. Это позволит продлить срок службы батареи, обеспечить бесперебойное питание всех электроприборов автомобиля и сэкономить средства.

Каждый владелец автотранспортного средства хочет, чтобы аккумулятор служил как можно дольше. И если ресурс необслуживаемых АКБ ограничен производителем, то обслуживаемые источники питания при грамотном сервисе могут пережить автомобиль. Один из важнейших показателей - плотность электролита. Чтобы его контролировать, необходимо знать, как правильно пользоваться ареометром для аккумулятора - прибором, позволяющим измерять степень закисленности раствора в ячейках батареи.

Плотность - это вес смешанной с водой серной кислоты по отношению ко всему объему раствора, другими словами это степень закисленности данной смеси. Закон о гидростатике гласит, что при погружении тела в жидкую среду его вес равняется массе вытесняемого объема. На основе данного принципа и работает это нехитрое устройство, позволяющее с точностью до сотых значений определить кислотность смеси в г/см куб.

Конструктивно ареометр для аккумулятора имеет вид стеклянного поплавка, с расположенной внутри шкалой измерения. Во многих моделях он помещен в прозрачную колбу (пипетку) из стекла или пластика. Это максимально упрощает процедуру забора жидкости. При использовании некоторых видов ареометров можно проводить измерение не только кислотности, но и температуры тосола. В полном сборе вся конструкция состоит из следующих деталей:

  • Ареометр;
  • Груша;
  • Стеклянная пипетка, в которую помещается сам прибор;
  • Плотная пробка;
  • Заборник.

Обзор популярных моделей ареометров

Автовладельцы, впервые столкнувшиеся с измерением кислотности, задаются вопросом, какие бывают ареометры для замера плотности электролита, и какие у них цены. Современные производители предлагают несколько разновидностей этих приборов, которые различаются, как стоимостью и внешним видом, так и функционалом.

Наиболее популярными являются:

  • Sparta 549125. Модель, имеющая компактные размеры, прочный корпус из стекла и невысокую стоимость.
  • SKYBEAR 623000. Недорогой китайский аналог, по отзывам хорошая вещь за такие деньги.
  • Орион АР-02. Плотномер для электролита отечественного производства (НПП Орион г. Санкт-Петербург). Колба стеклянная, но, как утверждают владельцы, поплавок к ней постоянно липнет, что заставляет немного понервничать в процессе замеров.
  • Рефрактометры (цифровые ареометры). Это инструменты для профессионального использования. Могут измерять характеристики множества разных жидкостей, из которых автомобилистам будут полезны кислотность электролита и температура тосола (антифриза). Стоят дорого, но зато могут настраиваться по дистиллированной воде, что позволяет всегда правильно определять параметры, вне зависимости от внешних условий. Заказать цифровой ареометр можно у китайцев .

Бюджетные измерители плотности можно приобрести по цене от 100 до 600 руб. Профессиональные инструменты стоят от 800 руб.

Важно. При выборе ареометра обратите внимание на материал корпуса пипетки. Некачественный пластик со временем может помутнеть, что затруднит или вовсе сделает невозможной работу с инструментом.

Как пользоваться ареометром и что при этом нужно учитывать

Чтобы пользоваться ареометром для аккумулятора правильно, следует соблюдать оптимальные условия его эксплуатации. Устройство предназначено для проверки показателей кислотности, находящихся в диапазонах от 1100 г/см3 до 1300 г/см3. Также некоторые модели могут определять температуру охлаждающей жидкости. Ее значения могут варьироваться, как правило, в пределах –20…+40 градусов.

Как пользоваться ареометром для аккумулятора, чтобы всегда правильно определять параметры раствора? Следует соблюдать простую последовательность шагов.

  1. Сначала необходимо собрать готовую конструкцию. Это означает поместить поплавок в пипетку, с одной стороны которой надеть грушу, а с другой - закрепить пробку с наконечником.
  2. Сжав грушу, пипетку требуется погрузить в жидкую среду. Постепенно ослабляя давление важно добиться такого заполнения сосуда пипетки, чтобы поплавок свободно плавал в вертикальном положении.
  3. Правильно произвести считывание значений по шкале в точке соприкосновения с жидкостью.
  4. После завершения процедуры важно полностью промыть всю конструкцию. Это не только продлит эксплуатацию прибора, но и поможет избежать ошибок показаний при дальнейшем использовании.

Чтобы правильно пользоваться ареометром для АКБ и сохранить достоверность результатов, следует учитывать некоторые важные нюансы:

  • Соблюдением техники безопасности не следует пренебрегать. Попадание кислоты на кожу станет причиной возникновения ожога, а в случае попадания на одежду приведет ее в негодность для дальнейшего использования.
  • Измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром важно проводить правильно - так, чтобы исключить соприкосновение поплавка с краями емкости (корпуса). В противном случае он может «залипнуть» и показания будут недостоверными.
  • Будьте осторожны при взаимодействии с тосолом. Некоторые производители используют в составе опасный компонент – этиленгликоль, который (в отличие от пропиленгликоля) очень ядовит и при длительном воздействии на кожу может привести к ее серьезному повреждению.

Знание о том, как пользоваться плотномером для электролита правильно, позволит самостоятельно проверять уровень кислотности в аккумуляторе. Что в совокупности с грамотной ее корректировкой продлит жизнь вашего квадратного друга на долгие годы.

Каждому водителю полезно знать, как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Этот навык окажется полезным всякому, кто постоянно ездит на машине зимой. Также проблемы с аккумуляторной батареей могут возникать в любое время года. Поэтому рекомендуют проверять работоспособность этой части автомобиля раз в три месяца. При работе с аккумулятором помните о наличии там кислот.

Чтобы избежать ожогов стоит производить все работы максимально аккуратно. Не переворачивайте батарею, это может привести к утечке электролита и повреждению окружающих предметов. Избегайте попадания кислот на корпус автомобиля. Это приведет к разъеданию краски.

На что влияет плотность?

Как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром? Этот показатель влияет на способность АБ восстанавливать заряд. Определив плотность, можно узнать техническое состояние аккумулятора. Плотность напрямую связана с емкостью батареи. При низкой плотности почти не происходит зарядки аккумулятора.

Поэтому измерение этого показателя является основной работой при проведении диагностики батареи. Выполняется эта работа с помощью ареометра. Это приспособление позволяет довольно точно определить состояние электролита.

Ареометр

Этот прибор представляет собой продолговатый цилиндр, зауживающийся с одной стороны. На толстый конец надевается резиновая груша. На тонкий резиновая трубочка-наконечник. Внутри находится поплавок с делениями. Принцип работы прост. И наверняка всем известен из школьного курса физики. То есть, чем плотнее жидкость, тем большее по массе тело способна вытолкнуть. В данном случае поплавок имеет определенную массу. И в зависимости от плотности электролита он будет погружаться в жидкость на разную глубину. Опытным путем выявлено соотношение плотности и глубины погружения. В соответствии с этим и нанесена шкала.

На практике, чем выше плотность электролита, тем больше он будет выталкивать поплавок. Оценивается уровень плотности путем оценки шкалы. Нужно отметить, что все ареометры, продающиеся в автомобильных магазинах, имеют 2 шкалы. Одна рассчитана для проверки плотности электролита. Там деления обозначены в г/дм3. Другая шкала используется для проверки тосола и антифриза. На шкале можно увидеть °C.

Измерение

Перед тем как измерять плотность электролита обязательно подготовьтесь к этой работе. Внимательно осмотрите аккумулятор. На нем не должно быть потеков и грязи. Желательно замерить уровень самозаряда. Для этого понадобится мультиметр. После этого один щуп прибора ставят на клемму аккумулятора, другую на его корпус. Полученный показатель и есть уровень самозаряда. В идеале он должен быть около . Температура в помещении должна быть порядка 20°C.

Если вы принесли батарею с мороза, то нужно дождаться пока она согреется. Кислота жгучая. Поэтому обязательно у вас под рукой должна быть емкость с водой. Чтобы при необходимости можно было смыть попавший на кожу электролит. Также желательно одеть специальные очки.

Сама работа производится следующим образом:

  • Сначала выкручивают пробки из батареи. Помните, что банки между собой не сообщаются, поэтому плотность нужно проверять в них по отдельности;
  • Визуально оценивается уровень жидкости. Он не должен быть критически мал;
  • Производится забор жидкости ареометром. Его следует держать вертикально. Забор производится следующим путем. Груша сжимается.
  • Трубка опускается в банку и грушу отпускают. Таким образом, жидкость затягивается в прибор;
  • Визуально оценивают состояние электролита. Серый цвет жидкости говорит об осыпавшихся пластинках. Это означает неработоспособность банки. Оценивают показания ареометра. При этом поплавок должен плавать абсолютно свободно;
  • Жидкость выливают обратно и переходят к проверке другой банки.
Если выяснилось, что плотность не соответствует нормам, следует попытаться исправить ситуацию. Для этого есть несколько способов.

Поднимаем плотность

Основным методом для поднятия плотности электролита можно назвать зарядку аккумулятора. Все дело в том, что часто низкая плотность обозначает низкий заряд батареи. Поэтому в такой ситуации проще всего поставить ее на зарядку. Лучше всего для этого использовать автоматическое зарядное устройство. Не стоит проверять плотность сразу после окончания зарядки. Нужно выждать пару часов, чтобы получить максимально точные результаты.

Если это не помогает, то можно попробовать добавить электролит. Но это нужно делать только при совсем низкой плотности. После этого обязательно проверьте плотность. Особое внимание обращайте на цвет жидкости. Она должна быть прозрачной.

Заключение . Если у вас , то лучше всего проверить его состояние. Для этого имеются специальные приборы. Далеко не все водители знают, как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Поэтому часто из-за неправильного замера выкидывают еще рабочую батарею, либо ездят на неисправном элементе.

В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто случается так, что уже после одного-двух дней «простоя», завести его оказывается либо проблематично, либо просто невозможно. Виной тому аккумулятор, вернее его быстрый саморазряд. Такое явление часто наблюдается даже после полного цикла зарядки батареи посредством специального зарядного устройства. Если отбросить варианты других неисправностей аккумулятора, которые встречаются не так часто, виноват в сложившейся ситуации электролит, вернее его низкая плотность.

Несмотря на то, что каждый раз после зарядки батареи рекомендовано контролировать плотность электролита, на практике так поступают далеко не все автолюбители, и в результате получается хронический недозаряд батареи, особенно при совершении на авто только коротких поездок. Такое состояние очень опасно для аккумулятора, поскольку приводит к его преждевременному износу. На самом деле проблема может быть устранена своими руками, при этом какие-либо серьезные финансовые вливания не потребуются совершенно.

Готовим место чтобы проверить плотность АКБ

Перед тем как проверить плотность аккумулятора, необходимо определиться с местом, где будут проводиться все процедуры. Сделать это не так просто, как может показаться. Предваряя проверку плотности аккумулятора ареометром потребуется провести весь подготовительный цикл технического обслуживания:

  • очистку АКБ;
  • проверку и коррекцию уровня электролита;
  • полную зарядку.

Только после этого можно будет переходить непосредственно к проверке плотности. Такие «сложности» необходимы, поскольку, если проверить плотность электролита в аккумуляторе сразу по демонтажу с автомобиля, результаты будут далеки от действительности . И причин этому несколько. К примеру, несоответствующий уровень электролита. Кроме того, плотность заряженной батареи всегда выше, и именно это значение принимается за норму.

Что касается самого помещения, то перед тем, как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях, необходимо, чтобы оно соответствовало следующим требованиям:

  • быть оборудовано отличной приточно-вытяжной вентиляцией;
  • быть безопасным в плане пожарной безопасности;
  • иметь надежную систему электроснабжения.

Подготовка к проверке

Перед тем как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, важно скорректировать его уровень и полностью зарядить батарею . Только так результаты будут правильными. После съема АКБ и очистки, она ставится на широкую, ровную поверхность, выкручиваются все пробки. При работе соблюдать осторожность, поскольку кислота может вызвать глубокие ожоги кожных покровов. После проверки уровня электролита его важно скорректировать. Для этого используется только дистиллированная вода.

Сразу после этого правильно замерить плотность аккумулятора нельзя - его требуется зарядить. Используя специальное зарядное устройство и ток малой величины, батарея оставляется на ночь. Величина тока не должна превышать 2 А. Таким образом аккумулятор зарядится полностью. После того как время зарядки истекло, зарядное устройство отключается от батареи, и она оставляется в спокойном состоянии на 6 часов. Только после этого можно приступать к проверке плотности.

Внимание! Во время зарядки пробки банок должны быть выкручены, а в помещении, где идет зарядка недопустимо курить или проводить работы, связанные с образованием искр - при зарядке в воздух выделяется большое количество водорода, что может привести к взрыву.

Проверка плотности аккумулятора ареометром

Перед тем как приступить к проверке плотности аккумулятора ареометром, необходимо приготовить сам ареометр, а также чистый электролит и дистиллированную воду - на случай, если плотность будет ниже допустимых значений. Неплохо иметь под рукой и техпаспорт аккумулятора, где указаны «правильные» соотношения электролита. Это важно знать, поскольку для каждого региона характеристики электролита различна. На приборе уже нанесена шкала, предназначенная для оценки плотности, что существенно облегчает задачу автомобилисту. Следует учитывать, что работать можно только в защитных резиновых перчатках.

Аккумулятор устанавливается в удобном месте, пробки отвинчиваются. Ареометр имеет специальную резиновую грушу, которую необходимо сжать перед опусканием прибора в батарею. Плавным отпусканием груши в ареометр набирается определенная "доза" электролита. Чрезмерно усердствовать не стоит, поплавок должен иметь возможность свободного перемещения внутри прибора. После того, как поплавок «успокоится» можно приступать к оценке результата. "Правильной" плотностью считается, если поплавок оказывается в зеленой зоне. Если нет - требуется коррекция, поскольку использовать такой аккумулятор нельзя. Для более точных результатов можно сравнить цифры с градуированной шкалы ареометра с данными из техпаспорта. Такая процедура проводится для каждой из банок батареи. Правильная проверка продемонстрирована на видео:

Коррекция плотности

В том случае, если значения оказываются неверными, ситуацию необходимо поправить. Стоит обратить внимание на определенный момент - если плотность электролита во всех банках нормальная, а в одной низкая - аккумулятор реанимировать не получится, он подлежит замене.

Совет! Проще всего скорректировать повышенное значение - для этого достаточно долить дистиллированной воды в аккумулятор.

Если же значение понижено, придется очень аккуратно поработать с кислотой. В банки можно заливать как концентрат, так и разбавленный электролит - в этом случае следует добавлять кислоту в воду, а никак иначе. После добавления концентрата в банки батарею нужно оставить в покое на 4 часа. Это время необходимо, чтобы плотность всего электролита выровнялась. После этого требуется вновь провести замеры ареометром и оценить результаты.

Поделиться