Иуда искариот, андреев леонид николаевич. Леонид андреев - иуда искариот Иуда искариот читать краткое содержание

Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Основной темой произведения стала «психология предательства». Андреев использовал в книге евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя – Иисуса Христа, но истолковывает мотивы Иуды Искариота по-своему. Автор пытается оправдать действия Иуды, понять его внутренние противоречия и психологию, пытается доказать, что в предательстве Иуды было больше любви к Христу, чем у всех остальных его учеников.

Главные герои

Иуда из Кариота – рыжий, уродливый, мерзостный человек, ненавидимый всеми учениками Христа. Вор, лжец и интриган.

Иисус Христос (Назорей) – бродячий философ-проповедник, за которым следуют ученики-апостолы. Сын Божий.

Апостолы – среди апостолов Андреев упоминает Петра, Иоанна, Фому, наделяя их очень человеческими качествами: они гневаются, брезгуют, осуждают, ненавидят, обижают.

Другие персонажи

Анна – первосвященник, к которому идет Иуда с предложением осудить Христа.

Каиафа – первосвященник, зять Анны, член Синедриона.

Глава I

Иисуса Христа множество раз предупреждали, что Иуда из Кариота был человеком дурной славы и потому его следовало остерегаться.

«Он ссорит нас постоянно!» , – жаловались Иисусу ученики, недоумевая, отчего ем претит общество Иуды.

Ни Петр, ни Фома, ни Иоанн не могут вспомнить, как и когда появился Иуда рядом с ними, как примкнул к спутникам Христа, как стал называться одним из его учеников.

Глава II

Постепенно к Иуде привыкли. Иисус поручил ему денежный ящик и, одновременно с этим на плечи Иуды легли все остальные хозяйственные заботы. Иуда покупал необходимую одежду и провиант, раздавал деньги нищим.

Дурная слава Иуды следует за ним. Из-за того, что люди видели Иуду вместе с Христом, жители селения обвинили Иисуса и его апостолов в краже козленка. В другом же селении и вовсе люди собрались побить проповедников камнями, но Иуда вступился за Христа и своих товарищей, выбежав вперед к толпе и крича, что Иисус не одержим бесом, как могли подумать люди, слушая его речи, а обыкновенный мошенник, как и сам Иуда, что проповедует Христос ради денег. И толпа отступила, решив, что эти пришельцы недостойны умереть от руки честного.

Да только ни Иисус, ни его ученики не оценили поступка Иуды. Учитель удалился из селения в гневе, а его ученики, следовавшие за Христом на почтительном расстоянии, проклинали Искариота. Ну, разве они не глупцы, раз не оценили стараний Иуды, раз не поблагодарили его за то, что спас их жизни?

Глава III

Однажды ученики решили развлечься и принялись мериться силой. Они поднимали камни и бросали их вниз со скалы, соревнуясь, кто поднимет камней тяжелее. Иуда поднял самый большой и тяжелый валун. Он торжествовал. вот теперь-то все увидят и оценят его силу, теперь-то все точно поймут, что он – лучший из всех учеников. Петр однако не желал Иуде победы, потому решил вознести молитву: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!» Услыхав такую молитву Иисус грустно ответил: «А кто поможет Искариоту?»

Глава IV

Не единожды Христос защищал Иуду. Однажды Иуда утаил от всех несколько монет, будучи хранителем денежного ящика, и его деяние открылось. Апостолы негодовали! Они привели вора к Иисусу, обличая его. Христос, выслушав обвинения своих учеников, ответил им, что никто не смеет считать, сколько денег присвоил себе Иуда, потому что он такой же брат вам, как и все остальные, и подобные действия обижают его! После этого Иуда заметно повеселел. Его радовало не столько примирение с апостолами, сколько то, что Иисус выделил его из толпы.

Глава V

Приближается праздник Пасхи, а значит, и приближаются скорбные последние дни жизни Христа. Иуда отправляется к первосвященнику Анне, предлагая ему осудить Иисуса из Назарета. Анна, будучи осведомленным о репутации Иуды прогоняет его прочь. Так повторяется несколько дней подряд, но Иуда проявляет упорство и тогда Анна с презрением предлагает предателю деньги за жизнь Иисуса – тридцать серебренников. Искариота очень возмутила столь низкая цена! «Тридцать серебренников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!» Анна отвечает, что, в таком случае, Иуда не получит вообще ничего и Искариот соглашается с ценой, подумав, что среди учеников или жителей Иерусалима наверняка найдется кто-нибудь, кто оценит жизнь Христа еще меньшей суммой.

Глава VI

В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, ибо никто не смеет помешает его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду и имя его останется в веках.

Глава VII

Не веря своим глазам, Иуда идет за Иисусом, когда его схватили римские воины. Он видит, как бьют Христа, как его осуждают, как ведут к месту казни – на Голгофу.

Глава VIII

Иуда не замечает ни наступившей ночи, ни восходящего солнца. Сбывается его мечта, но одновременно с этим – и его кошмар. Никто из учеников не защищает учителя с оружием, хотя Иуда украл два меча у римских солдат и принес их апостолам, никто из них не кричит «Осанна» учителю. Один Иуда остался с Иисусом до самого конца. Даже Петр и тот отрекался от Христа трижды, говорил, что знать не знает Иисуса. Один Иуда остался верен Христу. Только он один!

Глава IX

После смерти Иисуса, Иуда идет в Синедрион и бросает в лицо первосвященникам обвинение: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!» . Он говорит Анне и остальному Синедриону, что они убили безгрешного, что Иуда, на самом деле, предал не Иисуса, а их, первосвященников, отныне они обречены на вечный позор. В этот день Иуда и сам становится пророком. Он говорит то, что не смеют сказать все остальные ученики. «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?»

Иуда идет на гору один и затягивает петлю на своей шее. Он один последует за Христом до конца как его самый преданный ученик.

А по миру, тем временем, ширится весть о предателе Иуде.

Заключение

Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» имеет мало общего с библейской историей Иуды. Критика называла автора и реалистом, и неореалистом, и фантастическим реалистом, и авангардистом, и декадентом, но время все расставило по своим местам: так творчество Андреева оказало огромное влияние на русский символизм и орнаментальную прозу, а также явилось предтечей немецкого экспрессионизма.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 515.

Название: Иуда Искариот

Жанр: Повесть

Продолжительность: 10мин 07сек

Аннотация:

Иисус Христос странствует по Иудее со своими учениками – Петром, Иоанном, Фомой и другими. Он несет людям свое учение и помощь. Однажды к ним присоединился Иуда из Кариота. Он стал вмешиваться в разговоры, оказывать маленькие услуги, всячески заискивать. Ученики предупреждали Иисуса, что у этого человека дурная слава. Рассказывали Иисусу, что он бросил свою жену, что он лживый, лукавый и злой человек. Однако Иисус всегда был милосерден к нелюбимым и отверженным, и он принял Иуду в круг избранных.
Иуда имеет необычную внешность. Кажется, что это не один, а два человека. То он казался крепким и сильным, то хилым и болезненным. Голос его был то мужественным, то, как у старой женщины, крикливым. И лицо его с одной стороны было живым, подвижным, с морщинками. С другой стороны –мертвенно гладким, застывшим.
Ученики вынуждены принять Иуду, так как его принял Иисус. Иуда понемногу осмелел. Иисус поручил ему денежный ящик и хозяйственные дела. Иуда постоянно лгал, но к этому постепенно привыкли, так как не видели за этим дурных поступков.
Иуда всегда говорил о людях дурно. Однако везде люди встречали их добротой, кормили, давали деньги.
Постепенно Иисус больше узнает Иуду, и отношение его к Иуде меняется. Теперь он не смотрит больше на него ласково, а как будто сквозь него.
Иуда борется с учениками Иисуса за место возле Иисуса, пытается доказать, что он больше всех любит Иисуса. Когда Петр спрашивает, кто будет первым возле Иисуса, Иуда отвечает: «Я!»
И наконец, Иуда решился на предательство. Он посетил первосвященника Анну и за 30 серебреников пообещал показать, кто именно является этим Иисусом из Назарета.
Тихой любовью, заботой и вниманием окружил Иуда Иисуса в эти последние дни. Предавая Иисуса, он как будто старался расстроить свои собственные планы и отговаривал Иисуса от путешествия в Иерусалим.
Однако, когда они остановились на ночлег в Гефсиманском саду, их окружила толпа воинов. Впереди воинов двигался Иуда. Он сказал: «Кого я поцелую, то и есть.» Он подошел к Иисусу и нежно поцеловал его в щеку.
Иисуса подвергли суду, пыткам и казни. А на Иуду все начали показывать пальцем, говоря: «Вот идет Иуда Предатель!»
Вскоре после казни Иуда идет в место, которое уже давно наметил, чтобы убить себя после смерти Иисуса. Высоко на горе стояло одинокое дерево. Иуда сделал петлю, сказал: «Я иду к тебе, Иисус. Встреть меня ласково. Я устал.»

Леонид Николаевич Андреев

«Иуда Искариот»

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился — никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока — близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» — кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет — это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу — и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой — ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» — «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до последнего вздоха — с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда — они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обращается Искариот к апостолам, — пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…»

К Иисусу Христу, странствующему и просвещающему всех людей, прибился Иуда из Кариота. Ученики Христа, бывавшие в Иудее, говорили учителю о том, что Иуда – дурной человек, лжец и вор, бросивший жену и ссоривший всех вокруг себя. Но не стал слушать Иисус учеников и вопреки всем приблизил к себе Иуду. Поручил ему денежный ящик, все заботы о хозяйстве, покупке еды, одежды и подаяние милостыни нуждающимся.

Иуда из Кариота был не только грязен в помыслах, но и внешность имел отталкивающую. Рыжие волосы подчеркивали голову, будто разрубленную пополам, а после неудачно склеенную. Одна часть его лица была подвижной и живой, а другая восковая, без единой морщины и бельмом на весь незрячий глаз. А еще Иуда из Кариота врал, врал всем и про всех, делая это постоянно и непринужденно. И даже когда его уличали во лжи, он, смеясь, отмахивался, убеждая окружающих, что врут все, а он Иуда, в отличие от остальных делает это невинно и безобидно. Тут же сочинял очередную ложь. Врал даже о том, что он слаб, хотя обладал не дюжей силой, врал, что его мать была распутной, а отец был козлом или петухом. Ученики Иисуса Христа враждебно относились к Иуде, но поняв, что их учителя Иуда забавляет и он доверяет ему – сменили гнев на милость и душою приняли Иуду.

Иисус благосклонно относился к Иуде, всегда наблюдал за ним и справлялся об Иуде, когда долго не видел и обращался к нему ласково. Даже когда Иуду уличили в краже денег из вверенного ему денежного ящика, то Иисус встал на его защиту.

Отношение Иисуса к Иуде меняется после посещения селения в котором учение Христа не нашло поддержки. Жители хотели побить Иисуса, но Иуда стал кидаться на жителей, валяться у них в ногах и молить о пощаде, уверяя, что Иисус просто мошенник, любящий деньги и только за этим сюда пришедший. Жители с миром отпустили Иисуса с последователями, решив, что об Иисуса не стоит руки марать. С этого дня Иисус сильно отдалился от Иуды и Иуда это чувствовал.

Незадолго до посещения Иерусалима, Иуда совершает предписанное ему предательство. Сам идет к первосвященнику и предлагает ему сдать Иисуса. Долго оспаривает предложенное ему вознаграждение в 30 сребреников, но соглашается, так как думает, что кто-то другой пойдет на это и обогатится. В последние дни перед предательством Иуда окружает Иисуса трепетной заботой и старается угодить ему в мелочах.

В ночь, когда солдаты уводили Иисуса, Иуда крался за ними и надеялся, что сейчас все закончится, что солдаты поймут кто такой Иисус, ведь сам Иуда в глубине души веровал, что Иисус – земной сын Бога, и отпустят его. Этого не произошло. Смотря за тем, как избивают его учителя, Иуда не оставлял надежды, что сейчас все закончится. На Голгофе, когда Иисуса Христа прибивали к кресту, Иуда лег на землю и, не веря, что это происходит, молил о том, чтобы у Пилата, солдат и всех людей открылись глаза, и они увидели, что творят, что сына Божьего убивают.

На следующий день, после смерти учителя Иуда отправился к первосвященнику и каялся перед ним, что врал, что оболгал невиновного, крича, что они совершили непоправимую ошибку, убив Иисуса, громко рыдал и походил на безумного. Швырял в первосвященника и всех членов синедриона деньги, полученные за предательство. Уйдя от первосвященника, Иуда направился к ученикам Иисуса и обвинил их в трусости, что они не вступились за учителя, что не умерли за него и призвал их пойти за Христом в его царствие. Но ученики не поддержали его замысел, объяснив это тем, что некому будет нести учение Иисуса людям.

Одинокий Иуда Предатель взобрался на гору, влез на дерево и, связав из веревки узел, надел его на шею. Иуда спрыгнул со словами, что либо они с Иисусом вернутся на землю, обнявшись, как братья либо он идет в Ад ковать железо и разрушать небо Божье.

На рассвете люди, обнаружившие Иуду Предателя, вынули его из петли и бросили в глухой овраг, куда бросали мертвых коней и прочую падаль.

Сочинения

Особенности повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот» Своеобразие трактовки образа Иуды в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Анализ повести "Иуда Искариот" Андреева Л.Н. Исследование причин предательства в рассказе «Иуда Искариот» Обсуждение рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выде-ля-ется не только дурной славой, но и двой-ствен-но-стью облика: лицо его как будто сшито из двух поло-винок. Одна сторона лица — беспре-рывно подвижная, усеянная морщи-нами, с черным острым глазом, другая — мерт-венно гладкая и кажу-щаяся несо-раз-мерно большой от широко откры-того, незря-чего, затя-ну-того бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заста-вило Иисуса прибли-зить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безоб-разия, кротости и порока — близость воссе-да-ющих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спра-ши-вали апостолы Иуду о том, что понуж-дает его совер-шать худые поступки, тот с усмешкой ответ-ствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуж-дать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безоб-разен. В наши рыбацкие сети попа-да-ются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим чело-веком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потря-сает апостолов: кто ослав-ли-вает своих роди-телей, обречен поги-бели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, иску-шают бедного Иуду, обижают Иуду!» — крив-ля-ется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обви-няют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после пропо-веди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смири-лась: «Недо-стойны эти пришельцы умереть от руки чест-ного!»

Иисус поки-дает селение в гневе, удаляясь от него боль-шими шагами; ученики шествуют за Ним на почти-тельном рассто-янии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы взду-мали развлечься: мерясь силою, они подни-мают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда подни-мает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торже-ством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двена-дцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы силь-нейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Иска-риоту?» — с печалью ответ-ствует Иисус.

Иуда, назна-ченный Христом хранить все их сбере-жения, утаи-вает несколько монет — это откры-ва-ется. Ученики в него-до-вании. Иуда приведен к Христу — и Тот вновь всту-па-ется за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько прими-рение с апосто-лами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым чело-веку, кото-рого сегодня столько цело-вали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближ-нему? Разве не весело быть крюком, на котором один разве-ши-вает для просушки отсы-ревшую добро-де-тель, а другой — ум, потра-ченный молью?»

Прибли-жа-ются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указы-вает на его первен-ство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордо-стью отве-чает: «Конечно, я!» Наутро он идет к перво-свя-щен-нику Анне, пред-лагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осве-домлен о репу-тации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмеша-тель-ства римских властей, с презре-нием пред-ла-гает Иуде за жизнь Учителя трид-цать среб-ре-ников. Иуда возмущен: «Вы не пони-маете, что вам продают! Он добр, он исце-ляет больных, он любим бедня-ками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите огра-бить!» — «Тогда ты не полу-чишь ничего». Услышав столь неожи-данный отказ, Иуда преоб-ра-жа-ется: он никому не должен усту-пить права на жизнь Христа, а ведь навер-няка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окру-жает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апосто-лами: ничто не должно поме-шать замыслу, благо-даря кото-рому имя Иуды навсегда будет в памяти людей назы-ваться вместе с именем Иисуса! В Гефси-ман-ском саду он целует Христа с такой мучи-тельной нежно-стью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колых-нулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуж-дают, ведут на Голгофу. Сгуща-ется ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до послед-него вздоха — с Иисусом! Осуществ-ля-ются ужас его и мечта. Иска-риот подни-ма-ется с колен у подножия Голгоф-ского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поко-ления притекут в эту минуту сюда — они обна-ружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синед-рион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгреш-ного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трус-ливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смот-рело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скор-пионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обру-шатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обра-ща-ется Иска-риот к апостолам, — пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы гово-рите, что на то была Его воля? Вы объяс-няете свое мало-душие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трус-ливых и неверных устах?»

Иуда "подни-ма-ется на гору и затя-ги-вает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая заду-манное. По всему свету разле-та-ется весть об Иуде-преда-теле. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продол-жает лететь эта весть...

Л. Н. Андреев

Иуда Искариот

Иисуса Христа постоянно предупреждают, что Иуда из Кариота – “человек очень дурной славы, и его нужно остерегаться”. Он бросил жену в бедности, у него не было детей, так как Бог не хотел потомства от Иуды.

У Иуды “досадно-жидкий и неприятный для слуха” голос, череп, “точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось так же и лицо Иуды”: один его глаз – живой, хитрый,

Второй – слепой, неподвижный. Ученики Христа относятся к Иуде с брезгливостью, Петр сравнивает его с осьминогом, расположение учеников к Иуде неискренно. Иуда постоянно злословит: по его рассказам, каждый человек совершает в жизни преступление или хотя бы дурной поступок; хорошие люди умело скрывают свои дела и мысли. На вопрос о родителях Иуда отвечает, что отец его был козел или Сатана. Впрочем, Иуда уверяет учеников, что искренне любит Христа. Нечто вроде дружбы завязывается между Иудой и Фомой, в котором Иуда возбуждает сильное любопытство.

Иисус поручает Иуде вести хозяйственные расходы –

Собирать пожертвования и проч. Перед каждым селением, в которое направляется Иисус с учениками, Иуда поносит жителей, уверяет, что они дурно истолкуют учение после ухода Христа, предвещает беду. Однажды Фома решает проверить предчувствие Иуды, возвращается в селение и убеждается в его правоте. В другой раз жители деревни встречают Христа враждебно, собираются побить учеников камнями. Иуда спасает Иисуса, отвлекая внимание на себя шутовскими выкриками, угрозами, мольбами. Однако Иисус ни разу не хвалит Иуду.

Во время одной остановки ученики состязаются в силе (бросают вниз с горы тяжелые камни). Самым сильным признается Петр, пока не появляется Иуда и не побеждает Петра.

Во время беседы в доме Лазаря Иуда стоит в дверях, пристально глядя на Иисуса. Матфей словами Писания требует, чтобы Иуда отошел в сторону. Иисус поднимается со своего места и идет прямо к Иуде, словно желая что-то сказать ему, – однако проходит мимо в широко открытую дверь.

Иуда крадет несколько динариев, Фома придает дело огласке, ученики упрекают Иуду в воровстве. Иисус же говорит, что Иуда может не стесняться в средствах, если ему нужно, так как нет ни своего, ни чужого. Иуда рассказывает Фоме, что отдал деньги блуднице, которая два дня не ела, так как с ней был Иуда.

По очереди Петр и Иоанн спрашивают у Иуды, кто из них будет первым возле Иисуса в царствии небесном. Каждому из них Иуда льстит, но, когда Петр и Иоанн вместе задают Иуде тот же вопрос, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет он сам.

Иуда отправляется к первосвященнику Анне. Тот встречает его сурово, не хочет брать Иисуса, опасаясь заступничества учеников и верующих. Иуде приходится несколько раз посетить Анну, прежде чем он убеждает его в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о вознаграждении, Иуда долго и мелочно торгуется, но в конце концов соглашается на сумму в 30 серебреников.

В последние дни жизни Иисуса Иуда окружает его трогательной лаской и заботой, предугадывает любые его желания (приносит и передает через женщин весенние цветы, сажает на колени к Иисусу маленьких детей, покупает дорогое вино, наводит разговор на милую сердцу Иисуса Галилею). Иуда предупреждает учеников о необходимости беречь Иисуса и с этой целью достает где-то два меча.

Иисус вступает в Иерусалим. Он предчувствует недоброе, говорит о близком предательстве. Ночью в Гефсиманском саду Иуда просит Иисуса приказать ему остаться, не идти предавать его. Иисус в ответ молчит. Появляются стражники, Иуда предает Иисуса целованием. Ученики теснятся, как “кучка испуганных ягнят”, они даже не пытаются вступиться за учителя и бегут. Через несколько часов Петр трижды отрекается от Иисуса. Иуда следует за Христом по пятам, но до самой казни не видит вблизи ни одного из учеников. Все с презрением, ненавистью и страхом называют Иуду Предателем. Иуда приходит на суд Пилата, встретив там Фому, просит его отбить Иисуса, но испуганный Фома не способен к решительным действиям, он слишком доверяет “праведному суду”. Иуда видит, что единственный человек, который все понял про Иисуса, – Пилат, но он бессилен против толпы, требующей распятия, и публично умывает руки.

Иуда следует за Христом на Голгофу. До последней минуты он надеется, что люди “поймут” и Христос не будет распят.

После распятия Иуда предстает перед синедрионом. Анна и Каиафа пытаются выставить его, дают еще денег. Иуда заявляет, что предал невинного, а стало быть, предал синедрион “позорной смерти, которая не кончится вовеки”. Иуда швыряет деньги горстями в лица судей. В это время ученики Иисуса сидят в грустном молчании и боятся, что придут стражники за ними. К ним приходит Иуда, упрекает их в предательстве, ученики проклинают его. Иуда заявляет: “Кто любит, тот не спрашивает, что делать!.. Жертва – это страдания для одного и позор для всех… Вы на себя взяли весь грех… Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?” Иуда сообщает ученикам, что идет вслед Иисусу, зовет их с собой. Петр собирается последовать за ним, но остальные удерживают его. Растерянный Петр плачет, не зная, куда ему идти.

На горе, высоко над Иерусалимом, Иуда останавливается, обращается с речью к Христу, просит встретить его ласково, не сердиться, говорит, что очень устал. Иуда уверяет, что ради своей любви к Иисусу готов идти в ад. Он вешает веревку над обрывом, чтобы, если она не выдержит, разбиться внизу о камни. На другое утро приходят люди, вынимают Иуду из петли и бросают в глухой овраг.

(No Ratings Yet)



  1. Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот” В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл “Иуду Искариота” “нечто по психологии,...
  2. Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда...
  3. Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя. Одной из главных и...
  4. План 1. Библейская тематика в произведениях искусства. 2. И. Крамской и его картина “Христос в пустыне”. 3. Пейзаж картины. 4. Изображение Иисуса Христа. 5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса....
  5. Человеку свойственно стремиться к духовному, искать в нем поддержку. Вот и Перов, изобразив Христа, в тот момент, когда тот был и слаб, и силен одновременно, хотел не просто познакомить с...
  6. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Фридрих Готлиб Клопшток (Fridrich Gotlib Klopstock) Мессиада (Messiada) Эпическая поэма (1748-1751) В то время как утомленный молитвою Иисус спит тихим сном на горе Елеонской, Вседержитель “среди мириадов миров...
  7. Неоднократно Васнецов прибегал в религиозной тематике в своих работах. Картина “Единородный Сын Слово Божие” представлена и в виде фрески во Владимирском соборе. Данная работа посвящена понятию “свобода”. На центральной ее...
  8. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Леонгард Франк (Leonharde Frank) Ученики Иисуса (Die Junger Jesu) Роман (1949) События романа относятся к 1946 г. и разворачиваются в Вюрцбурге-на-Майне, разрушенном американской авиацией после того, как эсэсовское...
  9. Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  11. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА БИБЛЕЙСКИЕ РАССКАЗЫ Библия – это не просто явление культуры, это ее сердцевина, так как в Библии рассматриваются вопросы жизни и смерти человека, который ищет дорогу к правде и...
  12. Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с...
  13. Известный русский живописец Перов Василий Григорьевич считается основателем критического реализма. И хотя, большинство его картин относятся к бытовому жанру, последние годы своей жизни автор посвятил сюжетам более иного плана. Переживши...
  14. Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские...
  15. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ РЕАЛЬНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать...
  16. РЕЦЕНЗИИ РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРАНИЦАМИ РОМАНА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” – Так кто же ты наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете “Фауст”...
  17. Быть хорошим означает быть эффективным. Что делает школу хорошей? Это школа, где легко и интересно учиться и где ученики показывают хорошие результаты. Это место, в которое вы бы хотели идти...
  18. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” заинтересовал меня необычным сочетанием байки и истории, мифического и лирики, обыденного и фантастического, сочетанием трех, на первый взгляд совсем разных миров – библейского, реального...
  19. Церковь священна, мир – не священен; но мир спасен в надежде, и кровь Христа, живительный принцип Искупления, здесь уже оказывает свое воздействие. Жак Маритен Известно, как долго не хотел Александр...
  20. После прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась очень увлечена, ведь еще несколько дней ощущались “мурашки по коже”. Сочетание эпохи Иисуса Христа и Советского Союза, для меня...
  21. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  22. Рюкзак – одна из самых нужных и важных вещей для школьника. В нем ученики носят учебники, тетради, ручки и карандаши, а также яблоки и бутерброды, чтобы перекусить на перемене. Мой...
  23. Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы...
  24. Содержание карточки: Большая и маленькая буква английского алфавита Картинка Название картинки на английском языке Перевод картинки с английского на русский в описании Представленные выше Карточки английских букв, помогут вам изучить...
  25. План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей...
  26. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
Иуда Искариот
Поделиться