Что в себя включает гигиена слуха. "Строение органа слуха

Гигиена слуха - это соблюдение определённых правил, вследствие выполнения которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается. Благодаря таким принципам можно не допустить развитие болезней ушей. Сегодня узнаем про элементарные правила ухода за органом восприятия у ребятишек и взрослых.

Гигиена слуха у детей: простые требования

Родители должны учить своего малыша ещё с ранних лет следить за своими ушами, а каким образом это делается, читайте ниже:

  1. Ребёнок обязан ежедневно промывать ушную раковину.
  2. Нужно следить за чистотой органа восприятия звуковых колебаний.
  3. Мама или папа обязаны убирать выделения, если таковые имеются.

Это основные и ключевые требования, которые должны неукоснительно выполняться.

Ушная сера: как правильно её вычищать?

Гигиена должна начинаться с каждодневного мытья ушей. На внешнем акустическом проходе, который идёт от аурикулярной раковины к барабанной перепонке, часто выделяется сера. Её накопление может привести к закупорке наружного отверстия и ухудшению слуха. Необходимо вовремя чистить ушные раковины водой и обычным туалетным мылом. Главное при выполнении этого мероприятия не переусердствовать. Многие люди считают, что чем чаще и глубже проводить чистку ушей, тем будет лучше. Однако это вовсе не так. Дело в том, что сера, как считают некоторые особы, - это вовсе не грязь. Она предназначена для того, чтобы очищать попадающий в ухо воздух (например, на пыльной дороге), для борьбы с микробами, поэтому слишком старательно выскабливать её не нужно. В результате такой скрупулёзной процедуры под названием "гигиена слуха" может произойти проталкивание серной массы ближе к барабанной перепонке, дальнейшее её сжатие и как следствие - образование пробок. А это уже серьёзное явление, поскольку если такое скопление не ликвидировать, то это может повлечь за собой снижение остроты органа восприятия звуковых колебаний.

Кроме обычной воды и мыла, можно промывать уши 2%-м раствором перекиси водорода. А вот ковыряться в них спичками, булавками, карандашами или другими предметами категорически запрещается, поскольку можно повредить барабанную перепонку.

Влияние носового дыхания

Особое значение для сбережения слуха имеет здоровая респирация через орган обоняния. Воспаление слизистой оболочки носа и горла могут привести к тому, что труба в ухе заполнится слизью. При этом человек может испытывать ощущение заложенности в органе восприятия звуковых колебаний. Запрещается сморкаться одновременно обеими ноздрями, нужно делать это попеременно: вначале закрыть одно крыло носа и выпустить из другого слизь, а затем точно так же сделать и со второй половинкой. Также нельзя слишком сильно очищать орган обоняния от слизи, когда у человека насморк. В противном случае из носа воспаление может перейти и на уши.

Воздействие шума

Несмотря на то что гигиена органов слуха - это комплекс важных мероприятий, необходимо осуществлять и другой уход, от которого тоже напрямую зависит способность воспринимать звуки.

Большой вред здоровью человека наносят сильные шумы, негативно влияющие на организм. Они могут привести не только к ослаблению слуха или его полной потере, а и к снижению работоспособности всего организма. Для борьбы с производственными шумами важно всегда использовать средства защиты - беруши, звукопоглощающие материалы и другие.

Также на улицах города можно встретить массу людей в наушниках, в этих устройствах музыка слышна даже проходящим мимо гражданам. А ведь такая практика ведёт к появлению невритов, и такое, к сожалению, бывает очень часто. Поэтому желательно не использовать наушники или слушать в них музыку негромко.

Зимой надевай шапку, а уши прокалывай у специалиста!

Гигиена органов слуха заключается ещё и в правильном проведении процедуры пирсинга. Такое мероприятие, как прокалывание, вроде бы опасности никакой не представляет. Однако мамам, желающим нацепить на свою маленькую принцессу серьги, нужно знать, что на ушной раковине находится большое количество точек, связанных с разными внутренними органами. Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у специалиста, который знает, где конкретно сделать прокол, чтобы не навредить человеку.

Гигиена имеет ещё одну важную сторону - нужно беречь голову малыша от зимних морозов. Поскольку хождение в холодную пору без головного убора или ношение лёгкой шапки может привести к переохлаждению этой части тела, в которой находится мозг, и, как следствие, может развиться воспалительный процесс в ушах.

Влияние воды на орган восприятия звуковых сигналов

Гигиена слуха - это профилактические меры не только по предохранению ушей от попадания инфекций и вредных воздействий, но и защита от проникновения воды. Жидкость в органе восприятия звука - это довольно распространённая проблема. При попадании воды в уши человек может испытывать чувство заложенности, у него может ухудшиться слух и даже появиться болезненные ощущения. Вообще, сама по себе жидкость безопасна, поскольку из-за барабанной перепонки она не в силах попасть внутрь. Однако остывшая вода может отморозить орган слуха и даже вызвать его воспаление.

Предотвратить эту проблему можно, если перед тем, как пойти в бассейн или на пляж, смазать слуховой проход вазелином.

Если всё-таки вода попала в уши, то можно использовать лёгкий и эффективный способ, чтобы её оттуда извлечь: нужно сделать сильный вдох, потом зажать пальцами нос и, при этом не открывая рот, выполнить выдох. Полученное внутри давление вытолкнет лишнюю жидкость. Второй способ: человек должен лечь на спину, а затем плавно повернуть голову в сторону больного уха. После этого вода должна вылиться из него.

Принципы сохранения отличного слуха

Чтобы человек в 20 и в 50 лет слышал одинаково, необходимо запомнить элементарные принципы:

1. Нельзя громко слушать музыку. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.

2. Необходимо вовремя лечить насморк, так как инфекция в момент вывода слизи из носа может по слуховой трубе проникнуть в барабанную полость.

3. Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов.

4. Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума.

5. При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору.

Гигиена слуха, картинки по теме которой размещены в этой статье, направлена на недопущение снижения его остроты, а также развития опасных заболеваний.

Комплекс мероприятий для профилактики развития болезней глаз

Большую часть информационного потока человек получает через уши и глаза. Именно поэтому для сохранения отличного здоровья этих органов важно соблюдать комплекс необходимых профилактических мер. и слуха - мероприятия, с помощью которых можно забыть про болезни глаз и ушей. Следующие рекомендации необходимо неукоснительно соблюдать, дабы сохранить себе и ребёнку ясный взгляд:

  1. Запрещается подолгу смотреть телевизор.
  2. Во время работы за компьютером нужно выполнять специальную гимнастику для глаз, делать перерывы.
  3. Необходимо беречь орган зрения от излишне яркого света.
  4. Запрещается читать в тёмной комнате, освещение должно быть нормальным.
  5. Смотреть телевизор лучше всего в положении сидя, а не лёжа.
  6. Для отличной остроты зрения правильное питание играет немаловажную роль. В дневной рацион следует обязательно включать свежие овощи, фрукты, ягоды, соки.
  7. Если глаза устали, необходимо сделать компрессы или примочки из отваров лечебных трав.

Теперь вы знаете, в чём заключается гигиена слуха у человека. Это постоянный уход за органом восприятия звуковых колебаний (мытьё, своевременная и правильная чистка), защита ушей от холода, чрезмерного шума. А своевременное обращение к доктору в случае какого-либо инфекционного заболевания приведёт к тому, что человек даже в 50 лет будет слышать превосходно.

Сегодня наша страна переживает новый этап развития, связанный с реформами, которые требуют от общества принятия взвешенных решений о ценностях, которые в ближайшем будущем будут развиваться в обществе в ближайшей перспективе. Реализацией этих реформ будут заниматься бесспорно, конкурентоспособные специалисты. Подготовка будущих специалистов – это сложны процесс, который предусматривает включение подоростающего поколения в жизнь общества, в общественно – производственную деятельность. Эту цель сегодня реализуют все образовательные институты общества, включая и общеобразовательные учреждения.

Исходя из этого, каждое образовательное учреждение, с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, вынуждено самостоятельно и дифференцировано определять качество предполагаемых образовательных услуг, оперативно реагировать на все изменения в обществе и вносить необходимые коррективы в программу действий, планировать конкретные пути их реализации и добиваться необходимого качества своей продукции – это формирование конкурентоспособной личности. С этой же целью, сегодня каждый учитель-предметник должен работать над повышением своей профессиональной компетенции, что бы быть конкурентоспособным специалистом. Перед ним стоят сегодня принципиально новые задачи, но и открылись новые творческие возможности, это и создание новых моделей учебных планов, программ, проведение многообразных экспериментов, поиск новых педагогических технологий, соответствующих стандартам образования, при этом не вызывающих перегрузку учащихся.

Предмет «Биология» в школе относится к типу дисциплин, ведущим компонентом содержания которого являются способы деятельности учащихся, формирование умений. В курс «Биология», включены предметы моторного действия, которые не исключают их осознанность, понимание законов и правил, лежащих в их основу. Таким образом, ведущим компонентом данного предмета, выступают научные знания, формирующие научное мировоззрение. Поэтому при изучении данного предмета, учителем решаются в первую очередь следующие задачи:

  • обеспечение усвоения систематических понятий;
  • организация систематической работы по формированию блоков знаний, что бы они приобретали объемный характер;
  • главным средством усвоения должна быть речемыслительная деятельность;
  • формирование умений.

Какие же умения формируются в процессе изучения предмета «Биология»?:

  • воспроизводство теоретических, положительных умений составления рассказа по структурной схеме;
  • умение перестраивать рассказ, в зависимости от целей изложения;
  • умение соотносить теоретические положения со структурной научной теорией;
  • умения применения теоретических знаний при решении стандартных и нестандартных задач;
  • обеспечение хранения в памяти учащихся фактически изученного материала, а так же обобщения его;
  • отслеживание (мониторинг «качества знаний учащихся», на основе применения диагностических карт), других методов контроля, с учетом уровня усвоения изученных знаний.

В практике отечественной средней школы накоплен достаточный опыт изучения теоретического материала, но выработка навыков решения различных биологических задач, постановки физиологических экспериментов, выполнение лабораторных работ не представляется возможным, из-за плохой оснащенности методическим материалам кабинетов биологии. Поэтому, для выхода из сложившейся ситуации, встает необходимость организации сложных практических работ, которые не требуют особенного оснащения и сложных приборов. Это хорошо удается при изучении Анатомии, в курсе биологии в средней школе. Получаемые при этом знания по физиологии и анатомии, позволяют не только расширить кругозор и эрудицию, подготовить к поступлению в высшие учебные заведения, но и осознанно изучить и понимать жизненные функции собственного организма, позволяют сформировать постановку физиологических экспериментов и решения задач по физиологии и анатомии.
При использовании тех или иных приемов работы, каждый учитель – предметник, должен четко представлять себе, чего хочет добиться в процессе учебной деятельности
Если учителя волнует, сколько обучающихся посещает общеобразовательное учреждение, то он получает только продукты.
Если учитель озабочен методами преподавания и административной практикой, то его волнует сам процесс.
Если учитель озабочен содержанием образовательных программ и уровнем финансирования, то получает только ресурсы.
Если учитель ориентирован на дальнейший успех тех, кто прошел через его систему обучения, то получает определенный итог.
Если учитель ориентирован на достижения учащихся, на формирование системы ценностей выпускников, то получает только результат.

Тема: «Строение органа слуха, гигиена зрения и слуха».

Цели и задачи урока:

  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата;
  • дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата.
  • расширить кругозор учащихся;
  • прививать интерес к предмету;
  • формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор», фрагмент учебного фильма «Орган слуха», «Профилактика дальнозоркости и близорукости», видеомагнитофон, раздаточный материал, инструктивные карточки, мультимедийные сопровождение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, вспомним из какой сказки это выражение?

– Бабушка, зачем тебе такие большие глаза?
– Это что бы лучше тебя видеть.
– Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?
– Это, чтобы тебя хорошо слышать, дитя мое.

Ответ: Да, это сказка «Красная шапочка», Шарля Перро.

Учитель: В чем то, волк был близок к истине. Ответив: чтобы тебя лучше слышать! Действительно, благодаря своей воронковидной форме, ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. А теперь, повторим пройденный материал.

3. Фронтальная работа в группах.

  • Значение слухового аппарата?
  • Строение наружного уха.
  • Строение среднего уха.
  • Строение внутреннего уха.

4. Изучение нового материала

Учитель: Сейчас, мы выполним задание – тест, проверим свои знания по строению органа слуха, но перед этим, просмотрим небольшой фрагмент из фильма «Орган слуха» (Просмотр фрагмента)

Учитель: Сейчас посмотрите на таблицу и назовите основные части слухового анализатора.

Слайд 1 Выполнение тестового задания.

Учитель: Сегодня, мы познакомимся с нарушениями слуха, узнаем, чем вызваны эти нарушения, какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы избежать нарушений работы зрительного и слухового анализатора.
А теперь информация для размышления: кого на Руси называли «копушей»? (Обмен мнениями)

Учитель: Так принято было называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось самое непосредственное значение? Заглянем в историю.

Сообщение о копушах: Часто при раскопках археологов, находили странные палочки, это капушечки. В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слухового прохода. Обычно их называли «копоушечками», изготавливались из дерева. Ну, а человек, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Учитель: Для чего же было необходимо чистить уши? Откуда берется в слуховом проходе сера? Что это такое?
В старину в русском языке слово «сера», означала грязь отсюда пошло слово «серый», что означает грязный, серить, значит пачкать. Засохший секрет в слуховых проходах, называли «ушной грязью». А откуда она берется?

Сообщения учащихся. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустивающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Очищение происходит, вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи. И во время своего роставыносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.

Учитель: Итак, необходимо ли постоянно чистить слуховые проходы? Современная медицина отвечает, что не. Достаточно периодически промывать мылом слуховые проходы. Но сегодня можно встреть любителей чистить ее спичками и даже шариковыми стержнями – это порой приводит к травмированию кожи и попаданию туда инфекции, а как следствие – развитие воспаления.
Вспомним великого Шекспира и его произведение» Гамлет»: когда призрак отца Гамлета, рассказывает о совершенном злодеянии (звучит отрывок произведения) .

Когда я спал в саду
В сове послеобеденное время.
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела.
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный, и гной –
коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…

Учитель: Прав или не прав был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета?
Может ли быть так в действительности?
Для ответа на этот вопрос, вспомним строение ушного анализатора.

Назовите основные части слухового анализатора?

  • Ухо состоит из наружного и внутреннего ух. К наружному уху относится раковина и слуховой проход.
  • Среднее ухо представляет собой замкнутую полость. Объемом 1 см 3 , расположенное в толще височной кости. От слухового прохода, ее отделяет барабанная перепонка.
  • Барабанная перепонка, представляет собой гибкое, эластичное образование, звуковые волны, вызывая колебания, этой туго натянутой перепонки.

Учитель: Может ли барабанная перепонка такой толщины пропустить яд? Ведь большинство ядов может всасываться через слизистую оболочку. Поэтому мы делаем вывод, что описанный метод отравления не мог иметь место.

Учитель : А теперь, мы с вами рассмотрим вопрос, что же влияет на работки органа зрения и слуха. Какие нарушения могут ждать нас, с вами в течение жизни?

5. Просмотр фрагмента видеофильмов «Профилактика дальнозоркости и близорукости», «Нарушения слуха»

Учитель: Давайте, сформируем правила гигиена зрения и слуха, но перед этим, дайте ответ на следующие вопросы:

1. Когда сильнее утомляются глаза: при рассматривании мелких предметов, расположенных близко к глазам или удаленные, крупные?
2. Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее место?
3. Как должен падать свет на рассматриваемые предметы?
4. На каком расстоянии необходимо смотреть телевизор?
5. Почему при ярком свете, необходимо пользоваться темными очками?

6. Учитель проводит гимнастику глаз

Упражнения для глаз

После чтения, письма снимут утомление следующие упражнения (повторяют 6-8 раз)
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с;
– открыть на 3-5 с.
– закрыть глаза;
2. Легко массировать веки пальцами круговыми движениями в течение одной минуты.
3. Закрыть глаза, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко на 1-2 с.
4. Если устали глаза: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении.
5. Чтобы глаза не уставали, делайте следующее:
– при чтении или при письме периодически смотрите вдаль, посидите немного с закрытыми глазами, расслабьте глаза и несколько раз быстро поморгайте.

7. Как смотреть телевизор

Определите расстояние до экрана телевизора: размер экрана по диагонали следует умножить на 7. В комнате должно быть освещение, которое не слепит глаза и не попадает прямо на экран.

Учитель: Что же может нанести вред нашему слуховому анализатору?

8. Сообщение

Конечно, звук – это колебательные движения частиц упругой среды, распространяющейся в виде волн. Звук характеризуется частотой колебаний. Физическое понятие «звук» включает колебания с частотой от долей до миллиардов герц. В биологическом отношении звук представляет собой специфический раздражитель слухового анализатора человека, воспринимающий колебания в диапазоне от 16 гц до 20 кгц.
Звуковые сигналы как раздражитель слухового анализатора могут быть разделены на два основных вида: тоны и шумы. Под тонами понимают звуковые колебания постоянной или строго меняющейся во времени частоты. Шум же представляет собой хаотическое сочетание различных сложных тонов. Источником шума является собой процесс, вызывающий механические колебания в твердых, жидких, газообразных средах.
Шум способен оказать неблагоприятное воздействие на организм и является одним из наиболее распротраненных вредных физических факторов окружающей среды, приобретающее важное социально-гигиеническое значение в связи с урбанизацией, механизацией, автоматизацией, развитием транспорта. Длительное воздействие шума на организм приводит к развитию утомления, раздражительности, к расстройству сна, ослаблению памяти, к тугоухости и даже потери слуха. Крайне не желательны для человека и механические колебания – вибрации. Они оказывают неблагоприятные физиологические и психологические воздействия.

9. Учитель: Но особенно важно проверить остроту слуха с помощью речи.

Измерение остроты слуха – это определение чувствительности слухового органа к звукам различной высоты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ИЗМЕРЕНИИ ПОРОГОВ СЛЫШИМОСТИ ЗВУКОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ, ТО ЕСТЬ НАИМЕНЬШЕЙ СИЛЫ ЗВУКА, ПРИ КОТОРОЙ ОН СТАНОВИТСЯ СЛЫШНЫМ.
Наиболее простой и доступный метод – исследование слуха речью . Его достоинством является возможность провести исследования без специальных приборов и оборудования: кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека – служит средством речевого общения.

Давайте проведем небольшое исследование:

Приглашаются двое учащихся: один в роли экспериментатора, другой испытуемый.

Задание экспериментатору.

1. Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
2. Шепотом произнесите слова, которые имеют низкую частотную характеристику: это слова в состав которых входят гласные у, о, согласные м,н,р,в .Например, ворон, двор, номер, Муром, куры.
3. Затем отойдите от испытуемого на большее расстояние – 7-10 м.
4. Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: часы, щи, чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым ухом и сумел повторить все слова, то работу можно прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо посадить на близкое расстояние
5. Произнесите слова со средней или так называемой разговорной грамотностью.
6. В тех случаях, когда и такая громкость различается плохо, используйте речь усиленной громкостью.
7. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого.

Задание испытуемому

  • 1. Сядьте на стул, повернувшись к экспериментатору одним ухом. Закройте одно ухо обоими ладонями.
  • 2. Повторите за экспериментатором произносимые им слова.
  • 3. Если плохо слышите или не разбираете слова, то скажите об этом экспериментатору.

Учитель: А теперь, мы с вами научимся использовать нетрадиционные методы сохранения здоровья, бодрости нашего организме с помощью ушной раковины. Но перед этим давайте еще раз взглянем на нее, и запомним основные биологически активные точки.
Ее свободный край загибается в виде желобка и образует завиток (2), который проходит по верхнему краю, опускается вниз и переходит в ножку завитка (3), делящую центр ушной раковины на две неравные части: верхнюю (меньшую) чащу (9) и нижнюю (большую) полость (10). Вдоль края завитка тянется в виде желобка ладьевидная ямка (4), которую спереди ограничивает валик противозавитка (5). Валик начинается от противокозелка (13), идет дугообразно, вперед и делится на две ножки – верхнюю (6) и нижнюю (7), между которыми имеется трехсторонняя ямка (8). Между козелком (12) и противокозелком (13), находится наружный слуховой проход (11).
Как же мы используем этот природный дар?

10. Массаж ушной раковины

Начните с поглаживания сверху вниз, затем переходите к разминанию, захватывая подушечками пальцев, до тех пор, пока кожа слегка не покраснеет и вы, не ощутите теплоту. Затем переходите к массажу рефлекторных зон.

  • Мочка уха поможет при зубной боли, близорукости, бессоннице. Раздражительности.
  • Массаж наружного слухового прохода показан при снижении слуха, шуме в ушах.
  • При болях в кисти, плече, лопатки, необходимо сделать массаж ладьевидной зоны.
  • Массаж ножки завитка показан при расстройствах пищеварения, заболеваниях кожи, крови.
  • Точечный массаж ушной раковины можно провести самостоятельно или сочетая его с общим массажом. Ушную раковину можно использовать для получения информации о состоянии любого органа. Так как на ней выявлено свыше 100 биологически активных точек, а на мочке находятся только 11 точек.

Будьте всегда здоровы! (Раздача памяток)

11. Закрепление материала

Учитель: сформируем правила для соблюдение гигиенических правил для сохранение зрения и слуха. (задание на дом)

Гигиена зрения Гигиена слуха
  • Экран телевизора должен находится над уровнем глаз. Изображение не должно быть ярким.
  • Необходимо пользоваться методами профилактики, утомления глаз, рассматривать удаленные предметы в дали, во время экскурсий. Пользоваться специальными упражнениями.
  • Употреблять в пищу много витаминов.
  • Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывая утомление. Поэтому соблюдайте тишину в общественных местах.
  • Проводите гигиенические мероприятия, по удалению от серной пробки.
  • Не пользуйтесь острыми предметами для чистки ушей от серы
  • Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.

12. Итоги урока, выставление оценок.

13. Домашняя работа

Стр. 81-85 Учебник Сонина «Анатомия человека», Рублика «Проверь свои знания», вопросы, закончить заполнение таблицы.

Чтобы не допустить снижение остроты слуха и защитить органы слуха от вредного влияния внешней среды, проникновения вирусов и развития опасных заболеваний, придерживаться основных правил гигиены органов слуха и следить за состоянием своих ушей, чистотой и состоянием слуха нужно постоянно и обязательно.

Гигиена органов слуха говорит о том, что уши необходимо чистить не чаще двух раз в неделю, если они сильно не загрязнены. Слишком тщательно от серы, что находится в слуховом канале, избавляться не нужно: она защищает организм человека от проникновения в него болезнетворных микроорганизмов, выводит мусор (чешуйки кожи, пыль, грязь), увлажняет кожу.

Поэтому органы слуха нужно чистить правильно, чтобы во время чистки не травмировать уши, способствуя ухудшению слуха. Происходит это, когда пытаясь очистить слуховой проход с помощью ушных палочек или других острых предметов, ухо оказывается повреждено и на коже появляются царапины, через которые могут проникнуть вирусы и бактерии, вызвав воспаление.

Пытаясь достать серу из слухового канала, ватные палочки стараются засунуть как можно глубже, что чревато серьёзными последствиями. Если в слуховом проходе в это время находится серная пробка, ватная палочка вместо того, чтобы извлечь её, затолкает поглубже, впритык к барабанной перепонке, из-за чего извлечь пробку из уха будет проблематично даже врачу. Если пробки нет, оказавшаяся слишком глубоко ватная палочка способна травмировать барабанную перепонку и оказаться причиной разрыва мембраны.

Дабы этого не допустить, ушную раковину и слуховой проход надо чистить во время купания или принятия душа, намылив палец и проведя им по наружному узу и вокруг отверстия слухового канала, после чего аккуратно смыть воду, чтобы в ухо не попала вода, и вытереть насухо.

Для более серьёзной чистки, правила гигиены разрешают воспользоваться перекисью водорода: растворив в столовой ложке 10-15 капель средства, смочить в него вату, положить в ухо и оставить на несколько минут. Когда ватка высохнет, её нужно вынуть и насухо протереть ухо.

Если заложило уши, ухудшился слух, начало выделяться излишне большое количество серы, нужно обратиться к врачу: это может свидетельствовать о наличии серной пробки (самостоятельно избавляться от неё не стоит: это должен сделать специалист) или о более серьёзном заболевании, например, о появлении грибка в ушах или воспалении уха. В этом случае промывать уши водой нельзя.

Вода


Гигиена ушей подразумевает также их защиту от попадания в слуховой канал воды, наличие которой в ухе прямо влияет на способность воспринимать звуковые сигналы. При попадании воды в слуховой канал возникает чувство заложенности, гул в голове, могут появиться болезненные ощущения.

Несмотря на то, что вода во внутрь среднего уха при неповреждённой барабанной перепонке не попадёт, если она останется в слуховом проходе, может вызвать воспаление наружного уха или способствовать развитию грибка в ушах, избавиться от которого будет непросто.

Чтобы не допустить подобных последствий, прежде чем пойти в бассейн, слуховой канал нужно обязательно смазать вазелином, плавать в шапочке. Если жидкости удалось попасть в слуховой канал, чтобы избавиться от неё, надо наклонить голову таким образом, чтобы вода из него вытекла сама. Более эффективно это можно сделать, если лечь на спину и медленно повернуть голову в бок пострадавшего уха.

Также избавиться от воды в слуховом канале можно, глубоко вздохнув, после чего пальцами зажать нос, и не открывая рот, сделать выдох. Давление, образовавшееся в ухе-горле-носе, вытолкнет воду из уха.

Воспалительные заболевания

Поскольку ухо очень тесно связано с носом и горлом, гигиена ушей подразумевает наличие здоровой носоглотки. Воспаление слизистой носа или горла может привести к воспалению евстахиевой трубы, что соединяет среднее ухо с носоглоткой, в результате чего по ней беспрепятственно проникнут в органы слуха бактерии, вызвав средний отит или другое не менее серьёзное заболевание, что приведёт к ухудшению слуха и сильнейшим болям.

Дабы болезнь не перекинулась на органы слуха, при простудных заболеваниях очень важно правильно сморкаться. Делать это не двумя ноздрями, а попеременно: сначала закрыть одну ноздрю и выдуть из другой слизь, затем сделать наоборот.

Шум

Гигиена слуха предусматривает исключение воздействия слишком сильного шума на уши, который способен привести не только к ухудшению слуха, но и к глухоте. Громкие звуки прямо влияют на эластичность барабанной перепонки, которая из-за этого перестаёт нормально воспринимать и выполнять свои функции.

Если работа связана с повышенным уровнем шума или квартира находится возле трассы или аэропорта, чтобы защитить слух от его воздействия, нужно обязательно использовать средства защиты (беруши, звукопоглощающие материалы).

Также желательно избегать прослушивания музыки в наушниках, особенно на максимальной громкости: это приводит к невритам (воспалению нервов), и прогрессирующей тугоухости. В идеале наушники вовсе не использовать, а если и слушать в них музыку, то на минимальной громкости.

Серьги

Процедуру прокалывания ушей нужно проводить только у специалиста-врача, который точно знает, где именно сделать прокол, чтобы не навредить организму: внутри ушной раковины расположено очень много точек, связанных с внутренними органами, поэтом прокол в неправильном месте может негативно отразиться на их работе. Если сделать эту процедуру неправильно, уши могут начать гноиться, и прокол будет очень долго заживать.

Мороз

Многие люди во время холодов, при минусовой температуре не хотят одевать шапки. Это может повлечь за собой не только различные заболевания органа слуха, в том числе их обморожение, но и вызвать воспаление коры головного мозга (менингит).

Профилактика слуха

Чтобы сохранить остроту слуха как можно дольше и в пятьдесят лет слышать не хуже двадцатилетнего, гигиена ушей игнорироваться не должна. Для этого нужно помнить и исполнять несколько правил. Прежде всего, необходимо правильно чистить уши, и избегать попадания в органы слуха воды.

Простудные, вирусные и другие заболевания необходимо всегда лечить вовремя, ни в коем случае не запускать и при первых же признаках воспаления обращаться к врачу: это чревато ухудшением слуха, который восстановить полностью при хронической форме может и не получится.

Анализатором (сенсорной системой) называют часть нервной системы, состоящую из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон. Для возникновения ощущения необходимо наличие следующих функциональных элементов:

1) рецепторов органа чувств, осуществляющих воспринимающую функцию (например, для зрительного анализатора это рецепторы сетчатки глаза);

2) центростремительного пути из этого органа чувств в большие полушария, обеспечивающего проводящую функцию (например, зрительные нервы и проводящие пути через промежуточный мозг);

3) воспринимающей зоны в больших полушариях, реализующей анализирующую функцию (зрительной зоны в затылочной области больших полушарий мозга).

Специфичность рецепторов. Рецепторы – это специализированные образования, приспособленные для восприятия определенных воздействий внешней и внутренней среды. Рецепторы обладают специфичностью, т. е. высокой возбудимостью только к определенным раздражителям, получившим название адекватных. В частности, для глаза адекватным раздражителем являются световые, а для уха – звуковые волны и т. д. При действии адекватных раздражителей возникают ощущения, характерные для определенного органа чувств. Так, раздражение глаза вызывает зрительные ощущения, уха – слуховые и т. д. Кроме адекватных, существуют и неадекватные (инадекватные) раздражители, которые вызывают только незначительную часть ощущений, свойственных данному органу чувств, или действуют необычным образом. Например, механическое или электрическое раздражение глаза воспринимается как яркая вспышка света («фосфен»), но не дает образа предмета и восприятия цветов. Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды.

Каждый рецептор характеризуется следующими свойствами:

а) определенной величиной порога возбудимости, т. е. наименьшей силой раздражителя, способной вызвать ощущение;

б) хронаксией;

в) временным порогом – наименьшим интервалом между двумя раздражениями, при котором различаются два ощущения;

г) порогом различения – наименьшим приростом силы раздражителя, вызывающим едва заметную разницу ощущения (например, чтобы при закрытых глазах различить разницу в давлении груза на кожу, нужно добавить около 3,2–5,3 % первоначального груза);

д) адаптацией – резким падением (возрастанием) силы ощущения сразу же после начала действия раздражителя. Адаптация основана на уменьшении частоты волн возбуждения, возникающем в рецепторе при его раздражении.

Органы вкуса. В эпителии слизистой оболочки ротовой полости находятся вкусовые луковицы, имеющие круглую или овальную форму. Они состоят из продолговатых и плоских клеток, располагающихся у основания луковицы. Продолговатые клетки делятся на опорные (находятся на периферии) и вкусовые (расположенные в центре). В каждой вкусовой луковице от двух до шести вкусовых клеток, а их общее число у взрослого человека доходит до 9 тыс. Вкусовые луковицы располагаются в сосочках слизистой оболочки языка. Вершина вкусовой луковицы не доходит до поверхности эпителия, а сообщается с поверхностью с помощью вкусового канала. Отдельные вкусовые сосочки находятся на поверхности мягкого неба, задней стенки глотки, надгортанника. Центростремительные импульсы из каждой вкусовой луковицы проводятся по двум-трем нервным волокнам. Эти волокна входят в состав барабанной струны и язычного нерва, которые иннервируют передние две трети языка, а с задней его трети входят в состав языкоглоточного нерва. Далее через зрительные бугры центростремительные импульсы поступают во вкусовую зону больших полушарий.

Органы обоняния. Рецепторы обоняния находятся в верхней части полости носа. Обонятельные клетки являются нейронами, окруженными опорными цилиндрическими клетками. У человека 60 млн обонятельных клеток, поверхность каждой из них покрыта ресничками, которые увеличивают обонятельную поверхность, составляющую у человека примерно 5 кв. см. Из обонятельных клеток центростремительные импульсы по нервным волокнам, проходящим через отверстия в решетчатой кости, входят в обонятельный нерв, а затем через подкорковые центры, где располагаются вторые и третьи нейроны, поступают в обонятельную зону больших полушарий. Так как обонятельная поверхность расположена в стороне от дыхательного пути, воздух с пахучими веществами проникает к ней только путем диффузии.

Органы кожной чувствительности. Кожные рецепторы подразделяют на тактильные (их раздражение вызывает ощущения осязания), терморецепторы (вызывают ощущения тепла и холода) и болевые рецепторы.

Ощущения осязания, или прикосновения и давления, различаются по своему характеру, например языком нельзя ощущать пульс. В коже человека насчитывается примерно 500 тыс. тактильных рецепторов. Порог возбудимости тактильных рецепторов в различных участках тела неодинаков: наибольшая возбудимость у рецепторов кожи носа, кончиков пальцев и слизистой оболочки губ, наименьшая – у кожи живота и паховой области. У тактильных рецепторов одновременный пространственный порог (наименьшее расстояние между рецепторами, при котором одновременное раздражение кожи вызывает два ощущения) наименьший, у болевых рецепторов – наибольший. У тактильных рецепторов также наименьший временной порог, т. е. интервал времени между двумя последовательными раздражениями, при котором вызываются два раздельных ощущения.

Общее количество терморецепторов – около 300 тыс., из них тепловых – 250 тыс., холодовых – 30 тыс. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, тепловые – глубже.

Болевых рецепторов насчитывается от 900 тыс. до 1 млн. Болевые ощущения возбуждают оборонительные рефлексы скелетной мускулатуры и внутренних органов, однако длительное сильное раздражение болевых рецепторов вызывает нарушение многих функций организма. Болевые ощущения локализовать сложнее, чем другие виды кожной чувствительности, так как возбуждение, возникающее при раздражении болевых рецепторов, широко иррадиирует по нервной системе. Одновременное раздражение рецепторов зрения, слуха, обоняния и вкуса снижает ощущение боли.

Вибрационные ощущения (колебания предметов с частотой 2-10 раз в секунду) хорошо воспринимаются кожей пальцев и костями черепа. Центростремительные импульсы от рецепторов кожи поступают по задним корешкам в спинной мозг и доходят до нейронов задних рогов. Затем по нервным волокнам, входящим в состав задних столбов (нежный и клиновидный пучки) и боковых (спинно-таламический пучок), импульсы доходят до передних ядер зрительных бугров. Отсюда начинаются волокна третьего нейрона, которые вместе с волокнами проприорецептивной чувствительности доходят до зоны кожно-мышечной чувствительности в задней центральной извилине больших полушарий.

Тамара Чикова
Статья «Консультация для родителей по гигиене слуха»

С самого рождения ребенка родители ухаживают за ним , соблюдая все правила личной гигиены . Сегодня мы поговорим о том, какие важные моменты нужно учитывать взрослым в отношении гигиены слуха родного человечка .

Слух имеет огромное значение для обучения речи, развития интеллекта и психики, особенно в детском возрасте. С помощью слуха происходит общение между людьми.

Общие причины нарушения слуха

1. Генетические и врожденные аномалии развития уха.

2. Заболевания в период беременности (краснуха, грипп и др.) .

3. Перенесенные детские инфекции (корь, скарлатина, паротит, менингит) .

4. Гнойный средний отит.

5. Поражения слухового нерва .

6. Черепно-мозговая травма.

7. Опухоли.

8. Шумовая травма.

9. Воздействие токсических для органа слуха лекарств – салицилатов, хининов, аминогликозидов, мочегонных препаратов (фуросемид, этакриновая кислота, некоторых противоопухолевых средств и др.

Первые симптомы снижения слуха

1. Нарушение разборчивости речи.

2. Частые просьбы повторить фразы.

3. Затруднения в общении и в пользовании телефоном.

4. Увеличение громкости радио и телевизора.

5. Трудности в восприятии высоких частот (детских голосов, пения птиц и пр.)

При появлении таких симптомов необходимо обратиться к отоларингологу.

Гигиена органа слуха

Всё сказанное выше об особенностях органа слуха у детей выдвигает требование бережного к нему отношения и исключения, по возможности, всех факторов, могущих вызвать его заболевание, частым последствием которого бывает понижение слуха .

Погодные условия

Среди моментов, неблагоприятно влияющих на развитие слуха и вызывающих заболевания ушей у детей, надо указать на пыль и сильно нагретый воздух, раздражающие слизистые оболочки и способные вызвать воспаление глотки, а затем и уха.

Вредно также действуют на уши холодные струи воздуха, особенно в сырую погоду, так как они могут вызвать воспаление среднего уха с последующим поражением барабанной перепонки, часто оставляющим за собой понижение слуха . Это надо иметь в виду при организации жизни детей в образовательных учреждениях и семье. Необходимо закрывать уши при сильном ветре и минусовой температуре.

Инородное тело

Очень часто причиной боли в ухе является попавшее в него инородное тело. Оно может вызывать болезненные ощущения само по себе или в результате последовавшей инфекции. Маленькие дети любят засовывать в уши и в нос мелкие предметы.

Если ребенок признался, что засунул в ухо какой-нибудь предмет, или есть основания думать, что он это сделал, необходимо срочно обратится к врачу. Инородное тело из уха само собой обычно не выходит, а пытаться вытащить его самостоятельно - небезопасно.

Если в ухо залетело насекомое, необходимо капнуть 2-3 капли растительного масла и лечь на больное ухо. Затем обратиться к врачу.

Аллергия

Частой причиной ушных инфекций является аллергия. Она способствует большей восприимчивости к проникновению в организм болезнетворных микроорганизмов, а значит, и бактериальным инфекциям. Самый распространенный аллерген - коровье молоко (в естественном виде и в составе детских молочных смесей) . Оно может вызывать отек слизистых оболочек, что нарушает дренаж в евстахиевой трубе. Накапливаемые в результате этого выделения и приводят к воспалению. Аллергия на коровье молоко - причина высокой подверженности ушным инфекциям искусственно вскармливаемых детей. Однако эти заболевания могут спровоцировать и другие аллергены - иные пищевые продукты, пыль, пыльца растений, хлорированная вода бассейнов и так далее.

Серные пробки

Содержание ушей в совершенной чистоте является одним из основных правил гигиены . При нечистом содержании их в наружном слуховом проходе скопляется много серы, вызывающей раздражение и зуд, при которых дети и подростки иной раз стараются их устранить при посредстве твёрдых и даже острых предметов (ручка для письма, карандаш, перо, шпилька) . Последствием этого являются не только повреждение стенок наружного слухового прохода и барабанной перепонки, но и занесение инфекции внутрь уха. Повреждение барабанной перепонки не всегда влечёт за собой полную глухоту, а лишь притупление слуха , но при прободении её заносится грязь во внутреннее ухо, где возникает воспалительный процесс, часто кончающийся полной глухотой. В связи с этим надо категорически разъяснить недопустимость и вредность очистки слухового прохода от скоплений серы при помощи твёрдых и тем более острых предметов. При наличии зуда следует осторожно промыть наружный слуховой проход с последующей очисткой его кончиком полотенца или чистого носового платка.

1. Слуховой канал имеет на конце очень тонкую перепонку, которую легко повредить. Удалять серу приходится вслепую, и никогда не знаешь, насколько глубоко вошла в слуховой канал ватная палочка.

2. Внутренняя поверхность уха представляет собой деликатную структуру с множеством желез и ресничек, которые защищают его от пылинок и посторонних частиц. Железы производят слизь и смазку. Этот защитный слой слухового канала очень чувствителен к прикосновениям.

3. Ухо имеет свои механизмы выведения ненужных веществ. Пытаясь очистить ухо, можно помешать их работе : не исключено, что сера и грязь продвинутся еще глубже и утрамбуются. Кроме того, можно повредить слуховой канал или барабанную перепонку.

При инфекционных заболеваниях

Особенное внимание следует обращать на уши детей и подростков во время болезней (и после них, при которых возможны различные осложнения, в частности, воспаление среднего уха (скарлатина, корь, свинка, менингит и др.) . Тщательный уход за ушами и наблюдение за ними предохранит от возможных тяжёлых последствий их заболеваний - понижения слуха , тугоухости и глухоты.

Звуковая картина мира – неотъемлемая часть нашего мировосприятия, одна из основ ориентации человека в окружающей обстановке. Однако в современном мире человек все чаще подвергается воздействию нежелательных, излишне громких и раздражающих звуков. Учитывая, что уровень чувствительности к звукам у каждого человека индивидуален, нельзя сказать однозначно, звуки какой частоты и громкости следует считать шумом. Обычно шумом называют любой звук, вызывающий дискомфорт. Слишком громкий и продолжительный шум отрицательно воздействует на наш слух и может приводить к необратимым изменениям в системе слухового анализатора . Также это отражается на работоспособности, повышается вероятность неврозов, депрессий, появляется и долго не проходит утомление.

Орган слуха перегружается шумами современного города, страдает от использования наушников (гарнитур, телефонов, плееров. Под воздействием звуковых волн барабанная перепонка колеблется и постепенно теряет свою эластичность, притупляется слух . Постоянно слушая музыку через наушники, человек начинает незаметно для себя глохнуть. Постепенно увеличивая громкость, доводит до опасной отметки 90 дБ (шум поезда метро) и более, когда звук из наушников слышен человеку, который находится рядом.

Если уровни интенсивности воспринимаемых звуков находятся в пределах 70 децибел (дБ, то от таких звуков патологических изменений не будет. Но звуки свыше 70 дБ становятся неприятными для слуха . Если громкость превышает 80 дБ, то такой шум, особенно длительный, вредит здоровью : отбойный молоток дает 90 дБ, ансамбль рок-музыки – 110-140 дБ, гром – 130 дБ. Очень сильный звук может вызвать разрыв барабанной перепонки.

Очень вреден прерывистый шум, особенно потому, что к нему не наступает адаптация, организм всегда воспринимает его как неожиданность. Поэтому важно устранить любую возможность такого шума : не включать сразу на большую мощность радио или телевизор, не повышать голоса на ребенка, не прерывать громким окриком его занятия.

Перемены давления

Боль в ушах может возникнуть в самолете или в лифте - из-за резких перепадов атмосферного давления. Эти перепады способны вызывать и временное снижение слуха . Симптомы исчезают, как только внутреннее и внешнее давление выравниваются. Однако, если этого долго не происходит, закупорка в евстахиевых трубах может привести к воспалению.

Выровнять давление помогают глотание, зевание или жевание резинки. Можно также, плотно зажав нос и закрыв рот, сделать попытку с усилием выдохнуть воздух. Все это не причинит ребенку никакого вреда. Младенцам во время взлета и посадки самолета может помочь кормление грудью. Малышам можно дать что-нибудь попить или пожевать.

Основные принципы профилактики

1. Закаливание организма и физическая активность (утренняя гимнастика, бег, плавание, прогулки) .

2. Ежедневное мытье ушной раковины, не проникая в слуховой проход .

3. Беречь уши при купании (после плавания обязательно вытрясти воду из ушей) .

4. Своевременное лечение инфекционных и воспалительных заболеваний.

5. Личная гигиена - при насморке носовые ходы освобождать попеременно, осторожно прижимая каждое крыло носа к перегородке.

6. Предупреждение охлаждения, травм.

7. Исключение громкой музыки и шумов.

8. Вакцинация детей от менингита, кори, эпидемического паротита и краснухи.

9. Прием лекарств только по назначению врача.

10. Рациональное питание богатое витаминами и минеральными веществами (ежедневно употреблять 400 г овощей и фруктов, мясо, рыбу, молочные продукты).

11. Регулярная проверка слуха (следует помнить, что тугоухость может развиваться постепенно и долго оставаться незамеченной).

Развитие слуховой чувствительности

В дошкольном возрасте необходимо использовать дидактические игры на развитие слуховой чувствительности :

Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка» . Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки» . Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем» . Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Громко-тихо» . Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя» . Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

Самый лучший звуковой фон для ребенка - это звуки природы. Морской прибой, щебет птиц, шорох листвы благотворно влияют на нервную систему ребенка. Малыш скорее научится различать полутона и оттенки звуков различной громкости. Таким образом можно в значительной мере усовершенствовать слух и достигнуть большой его остроты, что имеет немаловажное значение.

Поделиться