Что такое соборование, для чего оно нужно и как проводится? Что такое соборование в церкви и зачем нужно собороваться Таинство елеосвящения что.

Если у вас возникает вопрос: "Что такое соборование и как оно проводится?", рекомендуем потратить немного времени и прочесть нашу статью: здесь вы сможете найти полноценный ответ. Также вы узнаете, что говорится в Евангелии о елеосвящении, как к нему подготовится и что после его проведения нужно делать с маслом и зерном.

Обряд соборования. Его предназначение

В христианской традиции существуют некоторые таинства, которые очень важны для верующих. Одним из таковых можно считать соборование, или елеосвящение. Истоки этого обряда уходят еще в евангельские времена, однако сам ритуал в сегодняшней интерпретации значительно изменен.

Чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует узнать, в чем его предназначение. Главная цель таинства - это исцеление. Причем исцеление не только телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться. Считается даже, что соборование в чем-то сродни исповеди.

Это таинство называется по-разному. Изначально это было елеосвящение, так как для обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем его стали называть не иначе, как таинство соборования. А все дело в том, что исполняют обряд несколько священников (семь), т. е. собор.

Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда

В чем же суть соборования? Чтобы разобраться, необходимо углубиться в историю. Как уже упоминалось, истоки таинства следует искать в евангелиевском времени, в частности речь идет о периоде, когда жил Иисус Христос. Его действия по исцелению больных и нашли свое отражение в обряде соборования, или елеосвящения. В дальнейшем такие чудесные деяния продолжили его апостолы.

Первые обряды исцеления происходили путем возложения рук, однако через некоторое время в послании, который написал апостол Иаков, можно было прочесть, что болящий может позвать служителей церкви, чтобы они помолились и помазали его елеем во имя Господа. Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему (имеется в виду те, о которых он забыл). В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие.

Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв. К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас.

Когда проводится соборование

Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней.

Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского. Обычно это не один день, а несколько, так как желающих много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства. К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется.

Кто может собороваться?

Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Собороваться может каждый христианин, достигший семилетнего возраста. Более младшим этот ритуал проходить не разрешают. Однако некоторые священнослужители считают, что в исключительных случаях, когда ребенок болен, это вполне уместно.

Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней. Поэтому, если все же так случилось, то лучше воздержаться от этого обряда.

Многие люди уверены, что к этому таинству прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. На самом деле это не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в скором времени покинет сей бренный мир. Ведь что такое соборование (как пройти этот обряд - обсудим чуть ниже)? Это не последняя исповедь и отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не отпевание, Боже упаси! Да, в первую очередь это таинство проходят болящие, однако при проведении ритуала на дому священным елеем помазывают не только того, кто в этом особо нуждается, но и всех домочадцев, благословляя их. Поэтому не стоит подвергать себя страху о скорой кончине. Очень многие болящие после соборования поправлялись или им становилось значительно лучше. Умершие же уже христиане и те, кто находится без сознания, к таинству не допускаются.

Итак, как уже упоминалось, собороваться могут совершенно однако не чаще, чем раз в год (обычно в Великий Пост). Это таинство освобождает от забытых грехов, а также лечит от душевных болезней. Но следует помнить, что само соборование не заменит

Подготовка к обряду

У некоторых верующих возникает вопрос перед тем, как пройти соборование: как готовиться к этому обряду? Особых приготовлений не требуется. Однако верующий перед таинством должен причаститься и исповедоваться. То же самое необходимо сделать и после завершения обряда. Как видим, исповедь является неотъемлемой процедурой. Если вы вдруг решили, что все грехи будут отпущены, стоит лишь пройти соборование, то это не так. На самом деле человеку следует искренне раскаяться в том, что он когда-нибудь что-нибудь неосознанно совершил.

Также перед соборованием священнослужители подготавливают специальные предметы, которые понадобятся во время таинства. Человеку же, который пришел в храм, следует приобрести свечу. Поститься не обязательно (кроме тех случаев, когда соборуются во время Великого поста).

Что необходимо для совершения обряда

Обычно для проведения обряда в домашних условиях и в храме необходимы следующие предметы:

  • покрытый чистой тканью (скатертью) столик (в церкви используется аналой);
  • зерна пшеницы (допускаются и другие злаки), помещенные на блюде (символизируют саму жизнь, а также обновление, как физическое, так и духовное);
  • сосуд для освящения елея;
  • семь свечек;
  • семь палочек, которые нужно обернуть ваткой;
  • растительное масло (обычно оливковое, которое для древних имело особую ценность);
  • немного красного вина (символизирует кровь Господню).

Помимо этого священнослужитель использует Евангелие и крест. Как видим, все же необходимо подготовить некоторые предметы, чтобы провести соборование. Как готовиться человеку, который хочет пройти это таинство, написано выше.

Проведение обряда в церкви

Таинство соборования традиционно проводят в храме (исключение - немощные верующие, которые не могут прийти из-за болезни). Обряд совершают семь священнослужителей, однако допускается и один в особых случаях. Почему именно семь? Вся суть в том, что во время обряда именно столько раз зачитываются тексты из Апостола, Евангелия, а также молитвы. Семь раз соборующийся помазывается священным елеем.

Перед тем как начнется обряд, все прихожане должны зажечь свечи. Само соборование в храме делится на три части (условно):

  • пение молебное;
  • освящение елея;
  • помазание елеем.

В первой части идут песнопения и молитвы, а также перечисляются поименно те, кто пришел на соборование. Начинается таинство со слов “Благословен Бог наш…”, далее процесс представляет собой укороченную утреннюю службу, которую совершают в то время, когда длится пост. К слову сказать, современные требники совсем не похожи на древние, и некоторые молитвы значительно отличаются (да и сам обряд тоже). Возможно, именно поэтому и возникли некоторые устойчивые предрассудки.

Во второй части освящается елей для помазания. Для этого следует смешать вино и растительное масло в отдельном сосуде. Вино обязательный компонент, так как оно символизирует кровь Господню, пролитую ради спасения человечества Иисусом Христом. Затем следует зажечь семь свечей, и священнослужитель должен прочесть специальную молитву для освящения елея.

И в завершение происходит помазывание соборующихся. В это же время читаются Апостолы, Евангелие, краткая ектенья, а также специальная молитва, в которой говорится о прощении и исцелении.

Последняя часть совершается семь раз, но каждый раз читаются совершенно разные отрывки из Евангелия и Апостолов. В самом конце, после семикратного помазывания, все прихожане окружают священнослужителей. Последние произносят молитву и кладут на каждого открытое Евангелие. Затем идет целование этой священной книги, а после - ектенья и поклоны прихожан. На этом таинство закончено.

Проведение обряда в домашних условиях

Обычно проводится в церкви даже над болящими. Однако если нет возможности прийти в храм и там совершить обряд, то священники могут посетить больного на дому. Обряд проходит практически так же, как и в храме. При таинстве могут присутствовать все родные, во время ритуала их также помазывают священным елеем.

Что необходимо делать после соборования

После соборования верующий должен причаститься, а также он может забрать домой злаки, которые использовались во время таинства, и священный елей. Дома все это можно добавлять в малых количествах в пищу. Елеем же крестообразно помазываются больные места.

Обратите внимание! Если до следующего соборования у вас остался елей и злаки, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где почти никто не ходит. Также можно отдать остатки в храм, чтобы их там сожгли (в некоторых имеются специальные печи для уничтожения ветхих предметов ритуала). Следует заметить, что в древности все, что оставалось от соборования, не отдавалось прихожанам, а сжигалось. Даже сейчас в некоторых церквях елей и пшеницу могут отдать, только если специально об этом просил тот, кто соборуется.

Прихожане, которые прошли обряд

Те прихожане, которые сознательно, с глубокой верой и раскаянием прошли таинство соборования, отмечают значительное духовное облегчение. Что же касается физического исцеления, заметим, что вовсе не обязательно оно случается сразу же после обряда. Однако в дальнейшем, если верить словам прихожан, ставших свидетелями чуда, человек вполне может исцелиться, особенно если регулярно молиться. Тут главное - не забыть о Господе, о своих грехах, которые и привели к физической немощи.

После таинства очень многие, особенно те, кто болен душевно, чувствуют успокоение и заступничество Всевышнего. Ежели кому суждено было после обряда покинуть этот мир, то они успевали благословить родных (кроме очень тяжелых случаев) и с умиротворенной душой отойти.

Отличие миропомазания и соборования (елеосвящения)

Надеемся, теперь вам понятно, как проходит соборование. Однако существует очень сходное с елеосвящением таинство - миропомазание. Суть обоих обрядов заключается в помазании священным елеем, однако соборование свершают чаще над болящими верующими (духовно или физически). Миропомазание же совершают единожды в жизни, сразу после крещение человека или если он перешел в православие из другой конфессии.

Также помазывают прихожан святым елеем во время Всенощной, однако это не считается отдельным таинством, а лишь частью богослужения.

Мифы о соборовании

Если вы уже поняли, как проходит соборование, давайте обсудим некоторые аспекты этого таинства, о которых может сложиться неверное впечатление. К примеру, как уже упоминалось, некоторые считают, что этот обряд выполняется только над умирающими, следовательно, он каким-то образом ускоряет кончину страждущих. Конечно, это все не так на самом деле.

Это совсем не последнее таинство, однако здоровый человек собороваться должен не чаще раза в год. Для находящегося на смертном одре обязательно нужно пройти три таинства - исповедоваться (если он в состоянии), причаститься и собороваться. Возможно, именно поэтому и возник этот миф, но никто же не говорит, что исповедь только для умирающих? Поэтому и соборования не стоит опасаться, ведь помимо телесных болезней есть еще и душевные, которые также исцеляются. А также происходит отпущение грехов, о которых не сказали или забыли.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что такое соборование и как оно проводится. В заключение можно сказать, что это очень важный обряд для верующих, так как идет полное прощение всех забытых грехов, а также духовное и физическое исцеление. Конечно, это возможно только при условии искреннего раскаяния и наличии веры в силу и всемогущество Всевышнего.

Что касается действительного отпущения грехов, здесь есть оговорка. Если вы утаили что-то на исповеди (а соборуются только после нее), то прощения таким деяниям или мыслям не будет. Грехи должны быть действительно забыты человеком - вольно или невольно. Тот же, кто регулярно исповедуется, проходит таинство соборования (и не только), может помочь не только себе, но и другим людям, которые состоят с ним в родстве. Таким образом, обращение к Господу в молитве и надежда на его милость, посещение церкви и анализ своей жизни и поступков поможет спастись и очистится от грехов.

Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными, уверен протоиерей Андрей Николаиди.

Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего.

Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это Таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) Таинство все равно будет действительным.

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения Таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!» В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.

И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия. Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.

Протоиерей Андрей Николаиди

Дар исцеления

Здоровье - дар Божий. Этот дар может быть дан человеку с рождения и сопутст­вовать ему на протяжении всей его жизни. Но этот же дар может быть дан человеку и тогда, когда силы, как кажется, совсем истощились. В Святой Церкви имеется особое Таинство, которое может совершаться во всякое время и подавать исцеление не одному, а всем желающим. Это Елеосвящение.

В Житиях Святых мы читаем о том, как Угодники Божии исцеляли людей от самых страшных недугов. Они исцеляли не собст­венной силой, а Божией благодатью. В Еле­освящении нам даруется эта благодать, хотя бы мы сами были еще далеки от святости. А благодать Духа Святого сильна освободить от любого недуга.

Что такое Елеосвящение

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов.

Почему это Таинство называется Еле­освящением? Потому что во время его совершения освящается елей, которым семикратно, с особой молитвой помазыва­ется соборующийся. Таким образом, основ­ным веществом Таинства служит освящен­ный молитвами по установлению Святой Церкви елей, почему иногда это Таинство называется Молитвоелеем.

Таинство Елеосвя-щения было установ­лено Самим Господом Иису-сом Христом, Который даровал Апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Бо-лен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо-лятся над ним, помазав-ши его елеем во имя Гос-подне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Именно святые Апостолы стали первыми совершителями этого Та-инства. Так, в Евангелии повествуется, что, ходя по селениям и пропове-дуя покаяние, они «мно-гих больных мазали мас лом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Исцеление совершалось через призывание имени Божия, при искренней вере больных в силу Божию, а помазание елеем становилось видимые знаком нисхождения на человека благодати Божией. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была передана преемникам святых Апостолов - священнослужителям. Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.

Часто тяже­лейшие недуги покидают человека, при­нявшего Елеосвящение. Впрочем, христиа­нину важно знать, что в его жизни является главным, а что - второстепенным, следя за тем, чтобы безплодная погоня за телесным благополучием не стала основным содер­жанием его жизненного пути. В этой связи давайте вспомним, как Господь, наставляя семьдесят учеников и посылая их пропове­довать по двое, заповедал: «Исцеляйте нахо­дящихся в нем (в городе) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10, 9). Итак, вот что самое главное - при­ближение Царствия Божия, а чудеса исцелений - только знамения пришествия этого Царствия. И уже на земле, здесь и сейчас, мы можем приобщаться к Божию Царству - в церковных богослужениях, святых Таинствах и наших теплых, сердечных молитвах.

Таинство Елеосвящения подтверждает, что Бог царствует и над нашим телесным естеством, что все поражающие нас недуги - в Его всесильной власти и Он способен преодолеть любую нашу болезнь. В Таин­стве Елеосвящения даруется благодать Духа Святого, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней . Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.

Еще это Таинство называется Соборова­нием - это исконно русское название, зак­репившееся за Елеосвящением с XVI века. Дело в том, что это Таинство принято совер­шать собором, то есть собранием семи свя­щенников. Впрочем, при необходимости Елеосвящение может совершить и один священник, который в таком случае дейст­вует от лица полного собора семи священ­ников.

При совершении Таинства читается семь избранных мест из Апостола и семь из Евангелия, произносится семь специальных молитв, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Спасителем крови.

Елей - символ чистоты и усердия искренних христиан, символ

милости и ми­лосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляю­щей душу и тело человека. Поэтому употреб­ление елея в Таинстве Соборования не слу­чайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы.

Зачем нужно собороваться

Наверное, каждый верующий чело­век задается вопросом, что такое болезнь с духовной точки зрения и как правильно относиться к своим недугам?

Часто болезни - последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стре­мится к смерти. Болезнь - свидетельство того, что, удалившись от Бога, мы поте­ряли блаженство Рая. И потому болезнь - прекрасный учитель покаяния. Только в болезни мы можем увидеть собственную немощь, непрочность земного благопо­лучия, оценить значение для нас помощи Божией, осознать важность благ духовных и вечных.

В страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь часто попускает болезни, чтоб в людях пробудилась жажда духовного . Но иногда человек в болезни устает терпеть. И кажется, что недуги телесные не столько способствуют, сколько препятствуют духовному возрастанию. Физическая боль порой мешает трезвому отношению к собственной душе, отвлекает от внимательной молитвы и теряет свой духовно-воспитательный смысл. Недужный вынужден обходиться без храма и богослужений, порой не имеет сил читать духовные книги и начинает унывать.

В этой связи Святая Церковь и предлагает особое Таинство, направленное на врачевание наших недугов, - Елеосвящение. При этом важно понять: Господь даровал Церкви духовную силу исцеления, чтобы человек вновь полученные силы употребил на добро. Ведь именно для этого нам и подается здоровье. В Таинстве Елеосвящения мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить наши душу и тело. Для многих болящих исцеление телесное, полученное посредством Елеосвящения, становится подспорьем и в духовной жизни. Человек укрепляется в вере, перестает легкомысленно относиться к собственной душе.

Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи . Допустим, человек не знал, что какой-то поступок является греховным, совершил его, а потом и вовсе о нем забыл. Или же, в иной ситуации, имея представление о грехах, человек по забывчивости или рассеянности (не преднамеренно) не упомянул какого-либо греха на исповеди – к сожалению, мы не способны видеть все свои греховные проступки. Такие нераскаянные грехи повреждают душу, угрожая ей будущими муками. Внешним проявлением такого положения вещей могут стать тяжелые телесные недуги. В этом случае болезнь – свидетельство губительности пропущенных грехов и своего рода предупреждение, призыв к покаянию.

В Таинстве Елеосвящения мы молимся Господу о ниспослании всеисцеляющей благодати на соборующегося. И эта благодать попаляет грехи, а заодно избавляет от их последствий – телесных болезней.

В Таинстве Елеосвящения людям ниспосы­лается свыше два Божественных дара.

Один - исцеление телесное . Ведь за боль­ного во время Соборования молятся духов­ные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родст­венники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования.

А Господь обещал: «Истинно, также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Другой дар - прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и достав­ляет ему самое драгоценное сокровище - Царство Небесное. Обыкновенно люди обра­щают внимание только на первый дар - на те видимые чудеса (в частности, на телесные исцеления), которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение гре­хов - а для вечного спасения души это - самый главный, ничем другим не замени­мый дар.

Впрочем, в связи с подаваемым на Собо­ровании отпущением грехов важно знать, что Елеосвящение не заменяет собой Таинства Покаяния . На Соборовании прощаются не абсолютно все грехи, а только совершенные по неведению и забытые по немощи человеческой. Поэтому для достойного принятия Елеосвящения желательно сначала как можно более полно исповедоваться в своих грехах.

Как правильно подготовиться к Соборованию

Важно иметь правильный внут­ренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, до 1 лжно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и Свя­тым, прославившимся чудесным врачева­нием болезней, например, великомученику Пантелеимону, и вообще тем Святым, чья память особенно близка нам. Таким обра­зом, душа заранее располагается к приня­тию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердеч­ное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таин­стве Елеосвящения нам отпустятся забы­тые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необхо­димо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближ­ним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

В-третьих, важно научиться более бди­тельно относиться к себе, к своему внут­реннему миру, побеждать грех при его пер­вом появлении - в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить крат­кие молитвы, например молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», молитву мытаря: «Боже,

милостив буди ми, грешному», или рав­нозначную ей: «Боже, очисти мя, грешнаго», либо коротко: «Господи, помилуй», а также Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго»; «Богородице Дево, радуйся…» и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое грехов­ное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпе­ливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии , дабы Господь даровал искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, ведь само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Так как в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи, то прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением . В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, что если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазываю верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями.

Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» , испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Действенность Таинства

Известно, что в православной традиции принято молиться стоя. Этим выражается наше благоговение, наше служение Господу Богу. А кто искренне, от сердца молится, тот – происходит чудо – не замечает ни времени, ни усталости. Но из всякого правила возможны исключения. Пожалуй, Соборование – как раз то Таинство, участвовать в котором возможно лежа, если, конечно, это обусловлено самим состоянием соборуемого.

Иногда после Соборования выздоровление наступает постепенно, день за днем, так что можно подумать, что это естественный ход лечения и борьбы организма с болезнью. Но важно учесть, что человеческое естество теперь укрепилось благодатью Божией, почему оно легко и побеждает болезнь.

Вот эту радость и этот духовный свет Господь дарует каждому человеку, с верой принимающему Таинство. Как важно в наши дни понять, что для спасения достаточно просто обратиться к храму, а не отправляться в дальние путешествия, чтобы разыскивать неведомых чудотворцев, исцеляющих душевные и телесные недуги.

Если исцеление не наступило

Бывает, родные больного человека недоумевают: «Как же так? Человек соборовался, а легче ему почти не стало». Промысел Божий о судьбах человеческих – это тайна, которая лишь отчасти может быть нам приоткрыта. У апостола Павла есть такие слова: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Сам великомученик Пантелеимон испытал в конце своей жизни страшные телесные страдания и был умерщвлен – мучители истязали его, заставляя отречься от Христа. Но он твердо исповедовал свою веру и в мучениях

принял телесную смерть. Нам Господь не попускает подобных испытаний, видя нашу слабую веру, зато попускает болезни и немощи, в которых наша вера может укрепиться. Нас никто не заставляет отрекаться от веры, напротив, в болезни вера может даже возрастать.

В каких-то случаях Бог не подает исцеления, может быть, предвидя, что человек употребит свое здоровье во вред собственной душе. Поэтому и нам остается твердо верить, что Бог все делает ко благу Своего творения. Так что если и после Елеосвящения здоровье не возвращается, значит, на это есть особый Промысел Божий.

Конечно, не сто1ит забывать и того, что выздоровление часто подается по вере самого больного и его родственников или знакомых, пригласивших священника и присутствующих на Соборовании. Иногда сам больной и его родные не имеют должной веры в помощь Божию и не просят ее с усердием.

Почему Елеосвящение не всегда

избавляет от смерти

Иногда люди, измученные своими грехами и нелегкой судьбой, долго не могут умереть, томятся в мучительном и безсмысленном ожидании. Соборование, соединенное с Исповедью и Причастием, помогает им внутренне умиротвориться, встретить вечность с очищенной душой. В таком случае после Таинства смерть как раз может быстро наступить – ее появление уже не несет душе вечной трагедии.

Соборование не всегда избавляет человека от смерти по той простой причине, что человек не может жить на земле вечно. Человек просто не может безконечно исцеляться, принимая Таинства Церкви. Ведь наше естество несет на себе последствия первородного греха, среди которых и возобладавшая над нами смертность. Сам Господь принял телесную смерть, значит, и мы должны пройти этот этап нашей жизни, зная, что Спаситель воскрес, и воскрес для того, чтобы всем нам даровать будущее воскресение.

О правильном и неправильном понимании Елеосвящения

Иногда Соборование рассматривают как своего рода магическое действие , которое должно само по себе, без нравственного изменения больного, исцелить его от болезни. В этом отношении заметим, что Елеосвящение, конечно, содержит в себе дар возможного исцеления. Но действие Таинства простирается прежде всего на душу.

Кто-то считает, что Елеосвящение – своего рода дополнение к медицине, по принципу: «Обращаюсь к врачам – обращусь и к священнику, пособоруюсь на всякий случай, авось в чем-то поможет». Таинство рассматривается как некая разновидность нетрадиционной медицины, дарующая исцеление, подобно гомеопатии, без сильного медицинского вмешательства. Человек не понимает, что духовные дары Святой Церкви неотмирны, они несопоставимы и несравнимы ни с какими земными целебными средствами , традиционными или нетрадиционными. В Таинствах действует не медицина, а Божия благодать, которая врачует кающегося человека.

Но само по себе Елеосвящение не отменяет употребления лекарственных средств, данных Богом через врачей для лечения наших болезней.

Некоторые священники из собственной пастырской практики свидетельствуют, что людям, давно не исповедовавшимся, во время Соборования может стать плохо. Потому что они приходят духовно неподготовленными к Таинству, рассматривая его как некий целительный акт, а не как покаянное священнодействие, требующее предварительной подготовки.

Иногда полагают, что Елеосвящение должно быть совершаемо только над смертельно больными. А оставляя Соборование только для тяжелобольных, мы сами обрекаем себя на возможные заболевания. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Святых Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга.

Является ли Соборование

приготовлением к смерти

Почему же некоторые думают, что Собо­рование - это Таинство приготовления к смерти? Потому, что часто про это Таинство вспоминают уже перед самой смертью. А причина этого в том, что мы часто вспо­минаем и про Бога в самую последнюю оче­редь. И вместо того, чтобы принять Таинство в начале болезни, мы успокаиваем себя, что все, может быть, и так обойдется, откладываем Соборование на потом. Вот и выходит, что по нашему нерадению совершение его происходит как раз перед смертью.

Распространяется даже мнение, что если больной пособоровался, то он точно умрет. На самом же деле все совершенно иначе. Таинство Елеосвящения даровано людям для поддержания их телесных сил и для освящения телесного естества, а вовсе не для того, чтобы готовить больного к расста­ванию с телом. В Новом Завете о действии Елеосвящения сказано: «Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 15).

Когда можно собороваться

Собороваться можно и нужно в любое время, когда возникает в этом необходимость. В случае заболевания не стоит откладывать Таинство на потом. Напротив, Елеосвящение для того и существует, чтобы его принимали в болезни.

В наше время существует также практика общих Соборований верующих людей. Обычно это бывает во время Великого поста и других продолжительных постов. 3apaнее назначаются дни, в которые все желающие собираются в церковь.

Если вы желаете собороваться вместе со всеми, то лучше прийти в храм несколько раньше назначенного времени, приобрести свечу, внести пожертвование и записаться, если это требуется, за свечным ящиком. Затем встать на удобное для вас место рядом с другими пришедшими на Соборование людьми – обычно молящиеся становятся рядами, между которыми священникам будет удобно ходить при помазываниях.

При себе необходимо также иметь салфетку, которой по совершении Елеосвящения мы сможем вытереть масло с лица и рук. Салфетку затем следует сжечь, а пепел высыпать в проточную воду (ручей или речку) или закопать в землю в непопираемом месте.

Над кем совершается Елеосвящение

Елеосвящение совершается не только над страдающими болезнями телес­ными, но и над страждущими недугами ду­шевными . К таким недугам необходимо относить и тяжелое духовное состояние, выражающееся, например, в чрезмерной печали, скорби, отчаянии. Причиной подоб­ного состояния могут быть нераскаянные грехи, возможно, не осознаваемые самим человеком. Так что Таинство Елеосвящения возможно принимать и физически здоро­вым людям.

Соборование совершается только над лицами православного вероисповедания , потому что участвовать в Таинствах Церкви могут только чада Церкви. А о больных род­ственниках или друзьях некрещеных или неправославных мы можем только лично молиться - может быть, Господь укрепит их здоровье для будущего просвещения све­том истинной веры.

Известно, что младенцев не принято со­боровать . Дело в том, что младенцы еще не имеют личных грехов, над ними не совершается Таинство Покаяния, а Елеосвящение есть в некото­рой степени продолжение Покаяния. При Соборовании верующему и кающемуся чело­веку отпускаются забытые грехи, являю­щиеся причинами болезней, а у младенцев личных осознанных грехов нет, они еще не могут сознательно выразить покаяние перед Бо-гом, потому не совер-шается над ними и Соборование. В слу-чае болезни детей совер­шается моле-бен об их здравии. Собороваться детям благословляется с то-го времени, с кото­ро-го они начинают участвовать в Таин-стве Исповеди, то есть с семилетнего воз-раста.

Можно ли соборовать больного в без­сознательном состоянии ? Общее правило таково, что никакое Таинство не совершается над человеком, если тот не пребывает в сознательном состоянии. Но в отношении Елеосвящения батюшки иногда по лич­ному дерзновению допускают исключение. Оправданием может служить следующее умозаключение. Если больной является православным христианином, ходил в храм и вообще, если мы знаем, что он не стал бы возражать против Таинства, находясь в соз­нании, то Елеосвящение можно совершить. Не всякий больной может просить сам за себя - по малолетству или по причине физической неспособности (когда больной парализован или лежит без чувств), в таком случае принимается вера и ходатайство близких ему людей. Ради них-то Господь, может быть, и исцелит боля­щего.

Читайте также: (Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » (Мк. 6, 12-13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5, 14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII -VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство.

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Это Таинство имеет и другое название: Елеосвящение. У народа существуют большие предрассудки и заблуждения на теме этого обряда. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина. А другие верят в непременное исцеления от недуга после первого посещения ритуала. Ниже разберем понятие с церковной точки зрения.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати , прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

О грехах:

Интересно! Соборование - это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование - это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора.

Таинство Соборования

История возникновения

Этот ритуал, как и многие другие, обязан своим появлением евангельским временам. Сам Иисус Христос установил его, призвав учеников и наделив их властью над дьявольскими созданиями. Апостолы ходили и проповедовали чистосердечное покаяние, изгоняли демонов из тел больных, мазали их елеем. Доказательства этих слов находят на страницах Евангелия от Марка, поэтому утверждается, что священнодействие существовало до Голгофы и помогало физически и психически больным.

О таинстве елеосвящения упоминает и апостол Иаков в своем авторитетном послании.

С XV в. для таинства был введен особый богослужебный чин, который определял последовательность самого процесса соборования. Порядок постоянно видоизменялся, становился более широкоформатным и фиксированным.

  • В III-IV в. молитвы включали в себя чистые просьбы у Бога сделать масло целебным при помазании и употреблении в пищу. Служение в тот период проводилось епископами.
  • Византийские богослужения VIII в. отличаются продуманной последовательностью процедуры. Соборование в православии начинается с обращения к Святому Отцу, врачевателю всякой больной души. Первые слова называются церковью формулой этого таинства.
  • Елеосвящение давно стало восприниматься как священное действие и в православии, и в католицизме. Традиция проводить именно семь ритуалов пришла в учение Востока из западной Церкви.

В каких случаях обращаться к таинству

Елеосвящение проводится над православными старше семи лет, телесно и душевно болеющими. К последним относят тяжелые психологические расстройства (уныние, скорбь и полное отчаяние). Православие называет причинами этих состояний нераскаянные грехи, часто неосознаваемые людьми. Священнослужители утверждают, что соборование в церкви предназначается не только для тяжелобольных, но и для относительно здоровых людей.

Важно! Елеосвящение недопустимо, если человек находится в бессознательном состоянии или ведет себя агрессивно.

Здоровым людям рекомендуют проходить этот обряд не чаще одного раза в год. Самым подходящим временем здесь является Великий Пост . В это время повышаются шансы полностью исцелиться и получить прощение греховной деятельности. Однако человеку нужно знать о том, что православное соборование само по себе не обязано избавить от грехов и болезней, но если молитвы Господу возведены от чистого сердца, шансы повышаются многократно.

О покаянии в грехах:

Принципы обряда

Перед проведением соборования верующим следует причаститься и исповедаться перед священнослужителем. Эти условия необходимо повторить и после ритуала. Рекомендуется приобрести свечу, а если соборование проходит в Великий пост — соблюдать его по мере сил. Церковные служители подготавливают специфические предметы для проведения священного таинства.

В ритуале необходимо присутствие следующих вещей:

  • Столик (аналой), покрытый чистой скатертью.
  • Зерна любого злака, располагающиеся на блюде. Это символ здоровой жизни, физического и духовного обновления.
  • Семь свечей.
  • Специальный сосуд, где будет освещаться елей.
  • Семь палочек, обернутые ватой.
  • Растительное или оливковое масло.
  • Символизирующее кровь Христа небольшое количество вина.
  • Евангелие и крест также необходимы в процессе ритуала.

Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным. Если у больного нет возможности посетить церковь, священники сами навещают его в доме. Процедура практически не отличается от таковой в монастыре или церкви. На дому участвуют все родные, которые тоже будут помазаны.

Перед началом священнодействия в храме прихожане зажигают принесенные свечи. Таинство соборования разделяют на три этапа - пение молебна, освещение елейного масла и помазание.

Таинство Соборования

Как проводится обряд в настоящее время

Правила проведения современного Елеосвящения значительно отличается от древнего способа. Отсюда возникают многочисленные предрассудки и недоверия со стороны некоторых людей.

  • Для первой части характерны молитвы и перечисление имен пришедших. Соборование начинает с фразы, восхваляющей Нашего Отца. Далее, обряд напоминает утреннюю службу Великого Поста в укороченном варианте.
  • Вторая часть таинства соборования наполняется процедурой освящение елея для помазания. В отдельном сосуде смешивается вино, символизирующее кровь Господа, и растительное масло. После этого зажигают свечи , а батюшка читает специальную молитву для придания елею качеств божественного исцеления.
  • В завершение, служители церкви читают апостольские послания, молятся о прощении греховных поступков и выздоровлении больных, совершают помазание всех собравшихся на таинство. Последняя часть повторяется семикратно, но каждый раз произносится иной отрывок из Евангелия. Далее, прихожане окружают священников, которые молятся и прикладывают к челу каждого раскрытую святую книгу. Верующий должен поцеловать Писание и поклониться всем присутствующим.

Действия после ритуала

Пройдя соборование, православный верующий обязан причаститься и забрать в собственный дом злаки, используемые в моменты таинства, и освященное масло. Эти остатки добавляются в пищу, а елеем помазывают места, требующие лечения. Однако в древности существовали другие правила. Церковь запрещала уносить с собою остатки злаков и масла - их попросту сжигали.

Важно! В настоящее время пища бросается в огонь в том случае, если она осталась до начала нового таинства.

Прихожане, с чистой совестью прошедшие обряд соборования, отмечают значительное эмоциональное облегчение. Физическое состояние также улучшается. Церковь уверяет, что ежедневные молитвы, приходы и постоянные прохождения елеосвящения способствуют оздоровлению телесной оболочки.

Людям необходимо отказаться от стереотипа, утверждающего предназначение ритуала только для тяжелобольных. Это мнение является пережитком прошлого и совершенно не соответствует Священному Писанию. Апостолы стремились именно к исцелению в процессе обряда соборования, а не «последнему помазанию».

Многие прихожане воспринимают таинство как способ непременного выздоровления, но, в большинстве своем, вообще не исповедуются и не причащаются. Это чревато снижением веры у рассчитывавшего на чудо человека, который не получил желаемого целебного результата. Священнослужители отмечают: «Исцеление есть дар Всеблагого Господа, а не физический результат действия». Только искренне обратившие взор на очищение и всепрощение получают чудодейственное вознаграждение.

Люди, чувствующие скорую кончину, имеют страх перед Таинством Соборования. Они предполагают, что покинут мир сразу после обряда, но сроки жизни определены Творцом, и душе нужно заботиться о переходе в обитель Господа, исповедуясь и причащаясь. В случае приближающейся смерти для умирающего обязателен обряд соборования.

Совет! Если вы опоздали на процессию, разрешается принять в ней участие тем, кто хоть раз проходил елеосвящение. Однако священнослужители рекомендуют перенести участие.

Отличия Миропомазания и Соборования

Церковь разделяет два этих понятия как абсолютно различные.

Миропомазание проводится сразу после совершения Крещения и предназначается для взращивания и укрепления в духовном самосовершенствовании. Таинство совершается отдельно, если оно направленно в сторону человека, имеющего другую религию.

Внимание! И елеосвящение, и миропомазание следует отличать от Всенощной - вечерних богослужений перед большим праздником. Люди нередко принимают подготовительные работы за некоторое священное действо. Всенощное помазание и благословение злаков не является таинством.

Елеосвящение (соборование) - церковное таинство, направленное на исцеление недугов и избавление от последствий греховных деяний. Искренне раскаявшись во время ритуала, человек получает шанс обрести здоровье и духовную связь с Творцом. В ходе обряда от прихожанина не требуется особенных навыков, он просто должен проявить смирение и откровенность.

Соборование проводится как в храме, так и в доме, но обязательно под начальствованием священнослужителя.

Посмотрите видео о соборовании

Поделиться