Вавилон история государства. Древняя вавилония - царство юга месопотамии

Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (19-16 века до н.э.)

В результате распада Шумеро-Аккадского царства на территории Месопотамии в 20-19 веках до н.э. появилось много новых государств. На юге в городе Ларсе образовалось независимое царство. На севере большую роль играли такие государства как Мари на Евфрате, Ашшур на Тигре, на востоке в районе реки Диялы - государство Эшнунна. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон (Баб-или - Ворота бога), где воцарилась 1-я Вавилонская или Аморитская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894-1595 гг. до н.э.). Ее основателем был Сумуабум.

Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система -основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути.

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1-й Вавилонской династии - Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом, законодателем и организатором. Заключив союз с Ларсой, он начал захват городов юга. Затем, с помощью нового союзника - Мари, где правил Зимрилим, он разгромил сильное государство Эшнунну. Затем он разрывает договор с Мари и нападает на него. Он подчиняет его себе, а после восстания Зимлирима повторно нападает и уничтожает дворец правителя и стены города. На севере осталась ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и другие) признали власть Вавилона.

Хаммурапи издал сборник законов, контролирующих почти все сферы жизни общества. Вот несколько статей из этого сборника:

Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен.
Если врач сделает свободному человек операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки.
Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить.

Эти законы были высечены на больших базальтовых столбах и эти столбы были выставлены в разных концах страны.

Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей. Роются новые канала, особенно прославился грандиозный канал, названный Рекой Хаммурапи. Развивается в крупных масштабах и скотоводство. Появляется множество ремесленников. Вавилон занимается активной внешней и внутренней торговлей. Из Вавилона вывозили зерно, финики, масло, ремесленные изделия. Ввозили металлы, камень, дерево, рабов, предметы роскоши.

Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум - "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле и обладавщие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества состовляли рабы - вардум . Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.

Во главе государства стоял царь , который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и испольнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники - шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной адмистрации: общинными советами и старостами общин - рабианум. Главным богом Вавилонского царства стал когда местный бог города Вавилона - Мардук, который стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.

Обострение внутренних противоречий, массовое разорение крестьян, воинов, внешнеполитические трудности стали сказываться уже в правление сына Хаммурапи - Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н.э.). На юге вавилонян теснят эламиты, которые захватывают шумерские города. Отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию. На северо западе появляется новое государство - Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. На территорию царство проникают воинственные племена касситов. И, наконец дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595 году до н.э., завершившийся захватом и разорением самого Вавилона, кладет конец правлению 1-й Вавилонской династии и завершает трехсотлетний Старовавилонский период.

Вавилонское царство при касситской династии.

Касситы - одна из групп горных племен, появились на границах Месопотамии после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш вторгается в Вавилонию и объявляет себя "царем четырех сторон света". Однако захват Вавилонского царства касситами произошел только после разгрома хеттами Вавилона. При касситах в военном деле стала активно использоваться конница. В сельском хозяйстве в это время наблюдается некоторый застой. Касситы восприняли богатую вавилонскую культуру. Так, касситский царь Агум 2 вернул, захваченные во время хеттского похода статуи бога Мардука и его супруги, богини Царпанит. При касситах строются и реставрируются храмы. Касситская аристократия постепенно сливалась с вавилонской. При касситской династии наблюдается политический упадок Вавилонии, которая была зависима от Египта, а с 14 века до н.э. от Митанни и Хеттского царства. Усиливается Ассирия, которая в 13 веке до н.э. наносит ряд поражений касситскому Вавилону. В борьбе с Ассирией, Эламом и местными правителями закончила около 1155 г. до н.э. свое существование касситская династия.

Вавилония в 12-7 веках до н.э. Вавилония под властью Ассирии (8-7 века до н.э.).

В конце 13 века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине 12 века до н.э. вся вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленик, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре 1 (Набукудурриуцур, 1126-1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине 11 века до н.э полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу 8 века до н.э им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н.э в течении нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н.э халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и частично земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца 12 века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

В конце 9 века до н.э ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н.э ассирийский царь Тиглатпаласар 3 вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н.э он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии. В правление Саргона 2 ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720-710 гг. до н.э союзники имели успех. Но вскоре Саргон 2 разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705-703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н.э вавилоняне восстали против Ассирии, и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н.э ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. до н.э город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н.э он заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н.э Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Нововавилонской державы.

Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н.э вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н.э Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н.э он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако, лишь в 616 г. до н.э вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии - Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н.э мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н.э союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии - Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н.э Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н.э Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н.э город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара - Навуходоносор Второй . Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н.э он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н.э Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и Вавилоне. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора Второго было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом - главное святилище вавилонян - Эсагила . Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лесница, распологалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре Втором Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора 2, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556-539 гг.до н.э) происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н.э город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник - персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества Набонид сдался и в октябре 639 г. персидский царь Кир 2 вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться и в 522-521 гг. до н.э, в 484-482 гг. до н.э вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени - Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое «Старо-Вавилонское царство» в отличие от «Ново-Вавилонского царства», сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Возникновение Старо-Вавилонского царства.

Государства Исина и Ларсы.

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Нпппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Лицитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, повидимому, вылилось в конце концов в открытое восстание. Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей,. Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны липа, нанёсшего ущерб.

Другие государства Месопотамии.

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья. Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных областях были проведены многочисленные археологические исследования, результаты которых пролили яркий свет на историю и культуру Передней Азии начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы (начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания, Так, первые две статьи.посвящены определению пен на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во второй - в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и определить их место в обществе. Статьи, касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные с решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем но своим установкам не слишком отличаются от дошедших до нас и рассмотренных выше правовых памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине в Ларсе, кража или укрывательство раба карались не казнью, а лишь штрафом, взимаемым с виновного. При таких условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и мушкену («подчинёнными», «покорными»: как мы увидим, есть различные объяснения этого термина). Телесные повреждения и по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом: Правда, на юге - ив Исине, и в Ларсе - термин «подчинённый» постепенно исчез, а в Эшнунне хотя он и сохранился, но почти потерял своё первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями и «подчинёнными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским населением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу - царству Мари, приняло участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая в конце концов привела к созданию мощной и обширной, хотя и весьма недолговечной, державы вавилонского царя Хаммурапи.

Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи.

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города «Бабили» (Вавилон) означает «Врата бога». Вавилон, как самостоятельное государство, сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке царских династий составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна вавилонская династия. Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Вавилон, рассказывая о том, что боги наказали Саргона, цари Аккада, за зло, причинённое Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин, ослабленный отпадением Ванилона, погерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности области городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792- 1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название «Хаммурапи- изобилие», он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада 1 и его союзников - степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиалада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С помощью Хаммурааи снопа на престол сел представитель старого царского дома Мари - Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари, которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства Эшвунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита. Хаммурапи, помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг друга «братьями»: Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к самому Зимрилиму и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Исин и Урук, опиравшегося на севере на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15-16-го года своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились, и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное наступление на своих врагов. Хаммурапи победил своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н. а.)он обрушился на своего основного противника- Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского паря вызвало сильную тревогу за участь собственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в царство Зимрилима. В 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым положением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году своего царствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский парь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной - с Египтом.

Возвышение Вавилона

Одна из наибольших трудностей, с которыми сталкиваются при изучении истории древнего Среднего Востока, состоит в том, что эта территория была свидетелем периодических миграций целых народностей или союзов племен, имена и корни которых теряются в сумерках времен. Нам известно лишь, что эти варвары-кочевники пришли из Аравийской пустыни или из степей Азии и несколькими волнами хлынули в Месопотамию. Шумерам, которые создали не только процветающее сельское хозяйство, но и городскую цивилизацию, набеги этих воинственных орд должны были казаться таким же страшным бедствием, как и нашествие саранчи.

Одно из подобных нашествий приблизительно в 2500 г. до н. э. угрожало даже самому существованию шумерских городов-государств. Завоеватели, по всей видимости, пришли из Южной Аравии, хотя мы знаем только, что шумеры называли их «амурру» и что, по всей видимости, это тот же народ, который в Библии назван «аморитами» («амореями») или хананеями. Там они описаны как гиганты, населявшие Палестину в момент прихода туда евреев. Но кто бы ни были эти «амурру», ясно одно – этот семитский народ занял равнины Месопотамии, захватил города, убил местных царей и осел, постепенно перейдя к цивилизованной жизни. Именно этот народ создал Вавилонское государство, первый царь которого появляется на исторической арене около 2300 г. до н. э.

Его звали Саргон I, и правил он не в Вавилоне, который в то время был незначительным торговым поселением, а в Кише и затем в Аккаде. Его не следует путать с ассирийским правителем Саргоном II (721-705 гг. до н. э.). Саргон I, или Древний, называл себя царем Киша и иногда Аккада и правил на протяжении пятидесяти пяти лет с 2302-го по 2247 г. до н. э. Почти все, что нам известно о нем, – это то, что он предпринял 34 успешных военных похода, в основном против Шумера, и в конечном итоге объединил Центральную и Южную Месопотамию под своим владычеством. Позже этот регион стали называть Вавилонией, причем северная часть называлась Аккадом, по имени бывшей столицы Аккаду, а южная часть – Шумером.

Саргон основал династию, которая находилась у власти с 2303-го по 2108 г. до н. э. Правителями и чиновниками стали семиты, и семитский язык сменил шумерский в бытовом общении; искусство, наука и религия были заимствованы у покоренного народа и остались шумерскими. Именно благодаря такому сплаву военной доблести кочевников пустыни и интеллектуального превосходства покоренных шумеров Саргону и его последователям удалось заложить основы державы, дипломатическое и торговое влияние которой постепенно распространилось от Египта на западе до Индии на востоке. И все же это государство не было централизованной автократией, что характерно для Вавилонского, Ассирийского и Персидского царств, а скорее конфедерацией союзных городов-государств, которые сохраняли верность царю, обладавшему большой регулярной армией. Возможно, именно об этой военной силе и говорится в одной из надписей, где сообщается, что в присутствии Саргона ежедневно вкушали пищу 54 тысячи человек. Такого войска вполне хватало, чтобы держать в подчинении все окрестные государства, но было недостаточно для полного контроля над всем регионом. Поэтому царь был вынужден вести постоянные войны, ибо, как только на западе подавлялось одно восстание, тут же на востоке начиналось другое. Когда Саргон состарился и, вероятно, устал от тягот походной жизни, его враги объединились и снова напали на него в надежде, что старость или смерть правителя положат конец его владычеству. Но престарелый царь быстро собрал свою армию и еще раз одержал победу; как сообщается в одной надписи, «он погубил их великое войско».

После смерти Саргона царством правили его сыновья, Римуш и Маништушу, которым периодически приходилось усмирять правителей соседних городов-государств. Следует помнить, что тот исторический период был свидетелем непрекращающихся войн, характерных для племенного уклада; эти стычки были вызваны соперничеством во славу своего предводителя и за право обладать пастбищами и колодцами. Как самим кочевникам, так и жителям городов и деревень приходилось жить в обстановке непрекращающейся жестокой вражды, не оставлявшей надежды на милосердие. Именно в одном из таких сражений был убит Римуш, но его брату Маништушу удалось отомстить по очереди всем врагам. После этого, несмотря на то что мир был установлен лишь на время, все основные города-государства признали власть Аккадской династии. Кроме того, Маништушу, царь Аккада, который раньше считался всего лишь вождем одного из племен, стал называть себя «великим царем».

Этот статус перешел по наследству к следующему правителю, Нарам-Суэну (2224-2187 гг. до н. э.), внуку Саргона. Нарам-Суэн объединил территории, завоеванные его дедом и отцом, и назвал себя «царем четырех частей света». Одно время предполагали, что данный титул подразумевал, что его власть простиралась до Средиземного моря, но, скорее всего, войска Нарам-Суэна лишь иногда доходили до побережья или сопровождали караваны, проходя через земли, фактически царю не принадлежащие. Основные военные действия Нарам-Суэн вел на севере, где подчинил себе территорию, которая позже стала называться Ассирией. В подтверждение своей власти Нарам-Суэн, как и его отец Римуш, построил храм в Ниневии. Эти здания говорят не только о благочестии аккадских царей, но и об их стремлении объединить только что созданную империю «четырех частей света», ибо в древности монархи укрепляли свою власть в завоеванных землях с помощью религии. Теперь царь сам назначал чиновников, создав структуру государственной службы, которая с тех пор стала характерной чертой любого цивилизованного государства. Помимо чиновников, управляющих отдаленными городами, связующей силой государства стал аккадский язык – язык завоевателей, в то время как шумерский постепенно вымер, став мертвым языком, почти соответствующим статусу средневековой латыни.

Таким образом, на Среднем Востоке появился новый тип цивилизации. Она основывалась на принципе централизованной власти. Царь управлял подчиненными ему городами из столицы, опираясь на профессиональную армию и с помощью гражданских служб. Очевидно, что такая система правления по сравнению с древней шумерской системой городов-государств (чему также отдавали предпочтение греки в период их величайших политических и философских достижений) была более благоприятной средой для возникновения деспотов и тиранов. Можно сказать, что, когда Нарам-Суэн объявил себя богом при жизни и стал величаться «богом Нарам-Суэном, могущественным богом Аккада», были заложены основы самодержавных монархий, которые в той или иной форме возникали на протяжении последующих трех тысяч лет. Интересно, для чего весьма могущественному царю понадобилось пойти на такой опасный шаг, как объявить себя богом, – ведь это явное оскорбление старых богов, а кроме того, сомнительно, чтобы кто-либо из разумных подданных мог в это поверить. Все знают, что цари тоже смертны, а если царь смертен, то как он может быть богом? Сейчас, спустя тысячелетия, остается только гадать, не страдал ли Нарам-Суэн своего рода манией величия, всячески поощряемой придворными льстецами. Как бы то ни было, заявив о своем божественном статусе, он наделил себя и своих преемников неограниченной властью, которая продолжала считаться прерогативой царей и королей вплоть до Великой французской революции (в более мягком варианте «божественного права»).

Следует отметить появление еще одной революционной идеи, которая определила последующее могущество Вавилона, а именно развитие квазикапиталистической экономики, неизвестной шумерской культуре. В шумерской общественной системе вся земля принадлежала местному богу и ею управляли жрецы, а в частной собственности могли находиться лишь предметы быта, рабы и жилые дома. Это был в некотором смысле теократический коммунизм. Но к 1800 г. до н. э., как становится известно из многочисленных аккадских документов, посвященных торговым сделкам, покупке недвижимости, административным делам и продаже земли, доминирующим фактором в экономике стал частный капитал. Таким образом, на смену шумерской модели религиозного коммунизма пришли торговля и коммерция, ставшие столпами Вавилонской империи. На фундамент старой государственности семитские завоеватели возвели свои политические и экономические стены, перейдя от теоцентрического общества к коммерческому. Капитализм, впервые появившийся на исторической сцене, не слишком отличался от современной его формы. Важной деталью можно счесть и тот факт, что к концу Третьей династии Ура (ок. 1900 г. до н. э.) в торговых договорах и повседневных делах шумерский язык стал вытесняться аккадским. Старым языком пользовались в храмах и при сочинении разного рода литературных произведений. Аккадцы, оставив шумерский язык в сфере религии, словно провели черту между церковью и государством – а это важная, если не определяющая черта капиталистической экономики. Таким образом, один язык предназначался для религии, а другой для коммерческой деятельности, как сегодня в религиозной сфере распространен один свод этических правил, а в коммерческой другой.

В то же время следует с осторожностью относиться к попыткам принизить роль религии, которая якобы утратила власть над обществом со времен завоевания шумеров семитами. На самом деле в истории Вавилонии и Ассирии нет ни одного периода, когда бы не почитали богов и не возводили им храмы. Но нельзя удержаться от вопроса: в какой мере религия обслуживала государственную политику? Не подчинялась ли она всецело государству, как это было, по мнению некоторых критиков, в Римской республике или в викторианской Англии? Из истории религий ясно, что в мирное время богов умиротворяют различными ритуалами, службами и жертвоприношениями, но, когда государство в опасности, например из-за продолжительной войны, религия становится одной из ведущих сил общества. Такой подход к религии подразумевает, что почитание богов является скорее общественно-политическим институтом, чем духовным процессом, и, пожалуй, именно в этом смысле шумерское общество отличается от вавилонского – подобно тому как аскетические христианские общины Фиваиды отличались от официальной римской церкви.

Концом шумерского общества можно считать приблизительно 2000 г. до н. э., то есть падение Третьей династии Ура и возвышение других городов-государств по всей территории Месопотамии. В данном случае для нас не особенно важны войны и соперничество, упадок и гибель этих городов и мелких царств, тем более что сами историки еще не пришли к единому мнению относительно хронологии и общей картины этого периода. Главное – это радикальные перемены общественного и экономического уклада, которые происходили, несмотря на постоянные войны между царями шумеров, амореев, эламитов и т. д. Одной из таких перемен, несомненно, является переход от шумерской концепции религиозного коммунизма, при которой вся недвижимость принадлежит богу и потому не может покупаться или продаваться, к семитской системе ограниченного капитализма, при которой могут заключаться сделки по продаже земли.

Другой важной переменой стало постепенное развитие нового класса мелких собственников – крестьян, лавочников, низших чиновников и т. п., – которые образовывали отдельную группу не благодаря религии, а благодаря монархии, то есть государству. Это значит, что храм, как жилище бога, уже не являлся центром общественной жизни. Сохранение религиозных устоев стало обязанностью царя, его работой было приведение в порядок старых и сооружение новых храмов. Если бы в то время существовал государственный гимн, то в нем бы, несомненно, содержалась бы просьба «хранить царя», а не самого просителя, его семью и город. Другими словами, религия в Шумере превратилась из общественного института в монополию правящих классов. Вавилонские цари просят богов даровать им долгое царствование, нерушимый трон и покорный народ, подразумевая, что божество находится или должно находиться в услужении у правителя. Монархи обеспечивали преданность жрецов тем, что предоставляли им особые привилегии; храмы же теперь фактически считались продолжением дворца, и с их помощью цари осуществляли централизованную власть над жреческим сословием точно так же, как над армией и чиновниками. В Шумере наиболее выдающиеся жрецы всегда стремились играть ведущую роль в политике и даже перераспределить в свою пользу часть власти царя. В одном письме главного жреца Лагаша, адресованном его коллеге, автор утверждает, что возглавлял местное войско в походе против эламитов, опустошавших земли вокруг Лагаша, и что обратил врагов в бегство и взял в плен 540 человек. Если главный жрец при шумерах мог возглавлять силы «национальной обороны» и посылать доклад о своем успехе другому жрецу, то это указывает на ведущую роль духовенства в шумерском обществе. Вавилонский царь никогда бы не доверил войско, этот главный аппарат управления, своим подданным, какими бы благочестивыми и патриотично настроенными они ни были. Одной из перемен, привнесенных западными семитами, было огосударствление религии и сокращение власти жреческого сословия. Что же до самих жрецов, лишенных определенной власти и престижа, то им предоставили приемлемую компенсацию в виде земельных наделов, налоговых льгот, права выпаса и конечно же они получали пищу, одежду, женщин и драгоценности, которые дарили храмам якобы по воле богов. Нетрудно догадаться, что происходило с пищей, которую выставляли на храмовых алтарях на тот случай, если бог проголодается и решит сойти на землю: она попадала в желудки жрецов и членов их семей и по праву считалась частью платы, достойной государственных служащих высокого статуса.

Последней переменой, или реформой, проведенной семитами, была замена шумерского верховного бога своим. Амурру, или амореи, пришли из пустыни со своей древней верой в Верховное Существо, свойственной всем первобытным племенам. Этот Повелитель Повелителей, известный под разными именами – Хадад у хананеев, Яхве у евреев, Мардук у вавилонян – изначально почитался как бог плодородия, распределивший воды по земле и сделавший плодородными поля и сады. Мардука в качестве бога-громовника, чьим символом была молния, почитали и боялись почти так же, как евреи боялись Яхве, хотя он, как добрый Пастырь, был ближе простым людям. Со временем цари новой империи сделали Мардука общим богом для всех покоренных народов, так как это помогало им проводить свои религиозные и политические интересы по всему расширяющемуся государству. Другими словами, во всей империи должен быть один общий царь и один общий бог, хотя представителям старого шумерского пантеона отвели почетные посты в качестве своеобразных «государственных пенсионеров». Но их власть уже была несравнима с властью Мардука, которого ко времени Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) безоговорочно считали повелителем неба и земли.

Сплотив вокруг себя монолитное общество, вавилонские цари получили возможность раздвинуть границы своего государства сначала на юг, где покорили древние шумерские города Нижней Месопотамии, затем на север, покорив будущую Ассирию, и, наконец, на запад, завоевав мелкие семитские царства вдоль побережья Средиземного моря. Далеко продвинуться вавилонским войскам не удалось только на восток от Тигра. Там располагалось древнее государство Элам, загадочный край, упоминаемый в книге Бытия как имя сына Сима. Об истории, культуре и языке Элама известно мало, но в шумерских записях эламиты упоминаются достаточно часто, так как они постоянно совершали набеги на дельту Тигра и Евфрата, а иногда даже завоевывали города-государства. Именно эламиты разгромили Ур и пленили не только одного из прославленных царей этого города, но и унесли статую богини Иштар, кощунственно похитив ее прямо из храма.

Элам был страной полуварварских племен, которые совершали набеги на плодородные равнины и богатые города Нижней Месопотамии и никогда не оставались на завоеванной территории так долго, чтобы установить над ней какую-то власть. Они, вероятно, не были способны управлять высокоцивилизованным городским обществом и, захватив город наподобие Ларсы, передавали все гражданские дела какому-нибудь образованному шумеру, а сами отправлялись дальше, в поисках очередной добычи.

Известно, что к тому времени, когда в 1792 г. до н. э. Хаммурапи взошел на трон, эламиты частично контролировали Южную Месопотамию из Ларсы, их местного центра. На севере находились ассирийцы, превосходящие по силе вавилонян, так что новый царь оказался зажатым между двумя соперничающими государствами, которые граничили с его владениями. Дожидаясь подходящего момента, он провел первые годы царствования, укрепляя свою власть и армию. На тринадцатом году своего правления Хаммурапи начал завоевания и покорил одного за другим всех соперников, последней подчинив Ассирию. На тридцать седьмом году правления, в 1768 г. до н. э. Хаммурапи стал владыкой всей Месопотамии и нескольких десятков некогда известных городов-государств, названия которых он гордо перечисляет в предисловии к своему знаменитому своду законов. Возглавляет список Ниппур, своеобразный Рим языческой Месопотамии, где находился храм бога Энлиля, верховного бога шумеров. За ним благодаря своей древности и находившемуся в нем священному оракулу следует Эреду. Вавилон, столица империи, стоит на третьем месте как центр культа нового верховного бога Мардука. Другие великие священные города Шумера и Аккада следуют в порядке их религиозной значимости. Всего перечислено 24 города, вместе с их храмами и главными богами, так что перед нами увлекательный и уникальный справочник по географии империи Хаммурапи и ее истории. Другой источник сведений об этом царе – собственно сам знаменитый свод законов, который он приказал высечь на камнях в целях «упрочения справедливости в Шумере и Аккаде». К счастью для историков, один из этих каменных монументов сохранился до наших дней, благополучно пролежав в земле до тех пор, пока в 1901 г. его не обнаружил французский ассириолог Жан Винсент Шейль. Сузы, древняя столица Элама, упоминаемая в Ветхом Завете, вошли в историю прежде всего как резиденция Дария Великого, построившего там дворец, древесину для которого доставляли из Ливана, золото – из Сард, лазурит – из Согдианы, бирюзу – из Хорезма, серебро и черное дерево – из Египта и т. д. Сузы также стали ареной одного из самых необычных зрелищ древней истории – «бракосочетания» 80 полководцев и 10 тысяч воинов Александра Македонского с персидскими девушками.

Более чем за тысячу лет до этого события эламиты привезли и установили в центре своей столицы стелу с текстом законов царя Хаммурапи, чтобы все видели, что такое справедливость, и понимали, что можно и нужно жить по законам. Стоит отметить, что бракосочетание, устроенное Александром Македонским, согласно вавилонскому своду законов считалось противоправным, поскольку в нем не признавалась женитьба на похищенной невесте, считавшаяся браком по принуждению. Впрочем, греческие воины вряд ли стали бы вчитываться в непонятный им текст, да еще в тот момент, когда после долгих лишений и тягот походной жизни они оказались в только что «освобожденном» роскошном городе.

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Черный пророк «белого Вавилона» В израильском городе Димона на юге страны проживает небольшая группа чернокожих американцев. Они представляются потомками евреев, покинувших Эрец-Исраэль после разрушения Второго Храма. Себя они называют Иври, хотя израильский раввинат

Из книги Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура автора Саггс Генри

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Геродот Падение Вавилона Следует отметить, что введение противника в заблуждение практиковалось еще в античные времена, если верить мифам и древним историческим хроникам. Как правило, дезинформатором выступал мнимый дезертир, который якобы бежал в результате грубого к

Из книги Монголы [Основатели империи Великих ханов (litres)] автора Филлипс Э Д

ВОЗВЫШЕНИЕ ЧИНГИСХАНА Ранние годы жизни Чингисхана, или Темучина, как его звали изначально, изложены с красочными и легендарными подробностями в «Тайной истории монголов». Он вырос в обедневшей семье погибшего Есугэя и со временем поступил на службу к Тогрул-хану,

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Глава 1 Незаметное возвышение и стремительный крах Из документальных источников мы знаем, что клановым именем у народа жуаньжуань было Укуру Тоба. Первоначально этот народ был известен как жоужань. Гиббон, следуя примеру французских авторов, писавших о Китае, использует

Из книги Оружие великих держав [От копья до атомной бомбы (litres)] автора Коггинс Джек

Глава 1 Возвышение и крах первого северного доминиона Хунну покорили северный народ, называемый китайцами динлин, о котором они знали лишь то, что во времена сяньбийцев динлин иногда сражались на стороне Китая. Китайцы были озадачены, узнав, что и на западе есть народ

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

Возвышение державы В 1900 году разразилось Боксерское восстание, и Япония, будучи ближайшей заинтересованной державой, поспешила оказаться в первых рядах сражающихся. Поведение ее войск во время короткой кампании союзных войск по освобождению Тяньцзиня и Пекина

Из книги Лондон: биография автора Акройд Питер

Глава 13 Величие Вавилона Ниневия пала, и Вавилон, в течение шестисот лет находившийся в подчинении у Ассирии, снова поднялся навстречу мировому могуществу.Ниневия, крупнейший город долины Евфрата, располагавшийся на берегах Тигра, никогда не теряла своего культурного

Из книги Лондон: биография [с иллюстрациями] автора Акройд Питер

Глава 15 Падение Вавилона Вавилон, раскопанный Кольдевеем, был столицей империи, созданной почти исключительно волей одного из последних его царей, Навуходоносора П. Период так называемого Нововавилонского царства длился с 605-го по 538 г. до н. э., и в конце его Вавилон из

Из книги Большевики приходят к власти автора Рабинович Александр

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Глава 61 Сколько миль до Вавилона? К середине 1840-х годов Лондон приобрел славу величайшего города на земле - имперской столицы, международного торгово-финансового центра, огромного интернационального рынка, куда стекался весь мир. Однако в начале XX века Генри Джефсон,

Из книги Лондон. Биография автора Акройд Питер

6 Возвышение Корнилова Для русских либералов и консерваторов, которые после июльского восстания преждевременно праздновали тризну по большевизму и радовались возврату к сильному правительству и твердому порядку, развитие событий во второй половине июля и в первые

Из книги Смертельная схватка нацистских вождей. За кулисами Третьего рейха автора Емельянов Юрий Васильевич

Роберт Кольдевей на развалинах Вавилона После распада государства шумеров политическим центром стал город, впервые упоминаемый во времена III династии Ура. Его называли Баб-или – «Врата божьи». Древние греки переделали это аккадское название в Вавилон. Возвышение

Из книги «Острые козырьки»: как это было. Билли Кимбер, «Бирмингемская банда» и ипподромные войны 1920-х автора Чинн Карл

Глава 61 Сколько миль до Вавилона? К середине 1840?х годов Лондон приобрел славу величайшего города на земле – имперской столицы, международного торгово-финансового центра, огромного интернационального рынка, куда стекался весь мир. Однако в начале XX века Генри

Из книги автора

Возвышение и падение Гудериана По обвинениям в участии в заговоре было казнено 5 тысяч человек. В качестве орудия казни использовались струны от фортепиано, закрепленные на крючках для разделки мясных туш. Агония повешенных нередко продолжалась несколько минут. Эти

Из книги автора

Глава 4 Возвышение Билли Кимбера С Билли Кимбером шутки были плохи. Высокий, крепкий, сильный и харизматичный, он не боялся никого, а его боялись очень многие. Прекрасный боец, он был ключевой фигурой в группе жестоких и опасных хулиганов, которую называли «Бирмингемской

Новое возвышение Вавилона. После гибели Ассирии Вавилонское царство возродилось и расцвело. В VII-VI веках до н. э. его цари сумели подчинить себе большую часть Междуречья, Сирию, Финикию. В VI веке до н. э. Вавилон захватил последнее из еврейских государств в Палестине - Иудейское царство. Его столица Иерусалим была разрушена, а население уведено в плен. Вавилон расцветал, собирая дань с покорённых народов. Он снова превратился в самый богатый город Передней Азии. Здесь можно было найти товары со всего света.

  • Вспомните, когда и при каком правителе достигло вершины своего могущества Вавилонское государство.

Город был окружён мощными стенами со множеством башен, его опоясывал глубокий ров. Попасть в город можно было через одни из восьми его ворот. Самыми красивыми и величественными были северные - ворота богини Иштар. Пройдя под их высокими сводами, путник попадал на прямую, как стрела, Дорогу процессий. Она была вымощена каменными плитами - розовыми по бокам дороги и белыми в середине. Вдоль главной улицы стояли многоэтажные дома, облицованные керамической плиткой. Между домами были разбиты сады и устроены фонтаны. Путник наслаждался видом великолепных храмов и роскошных дворцов царя и вельмож. Здесь находилось одно из семи чудес света - «висячие сады Семирамиды». Они представляли собой искусственные горы с террасами, на которых были высажены деревья и цветы. Эти сады построил один из царей для своей молодой жены, родившейся в горах и тосковавшей по ним среди вавилонской равнины. Проходя по главной улице, можно было видеть и знаменитую Вавилонскую башню, главную святыню города.

Рис. Ворота богини Иштар в Вавилоне. Современный рисунок

Возникновение Персидского царства. К востоку от границ Вавилонского царства, среди гор и широких плодородных долин, лежала страна Персида. Её населяли племена скотоводов-персов. Они разводили главным образом лошадей и верблюдов. Персы были подданными мидийских царей, войско которых в союзе с Вавилоном сокрушило Ассирийскую державу.

В середине VI века до н. э. вождь одного из персидских племён, Кир Великий, объединил все персидские племена и объявил себя их царём. Он сумел разгромить войска мидийцев. Со временем Мидия вошла в состав его государства. Кир создал сильное войско, основу которого составляли пешие и конные лучники, славившиеся своей меткостью. Были в войске царя и боевые колесницы. Кир усовершенствовал их, приказав прикрепить к колёсам серповидные мечи. Кир создал одну из лучших армий своего времени.

Завоевания персов. Кир Великий начал завоевательные походы. В 538 году до н. э. персы подошли к Вавилону. Кир приказал выкопать вокруг него каналы и отвести в них воды Евфрата, протекавшие через город. По обмелевшему руслу реки войска Кира ворвались в город. Персам покорилась Вавилонская держава и другие страны Передней Азии. После смерти Кира его преемники продолжили завоевательные походы. В 525 году до н. э. они захватили Египет.

Рис. Гробница Кира Великого

Наивысшего могущества Персидская держава достигла в конце VI - начале V века до н. э., в годы правления Дария I. Его власть распространялась на некоторые области Средней Азии и Индии. Покорились ему и жители Северной Греции. С завоёванных народов персы взимали дань и требовали поставлять воинов для своей армии.

  • Kaк вы думаете, почему персам удалось подчинить себе Нововавилонское царство и многие другие державы?

Устройство Персидского государства. Ассирийские, а затем и вавилонские цари, покоряя другие народы, уничтожали их вождей. Они отрывали людей от родных мест и переселяли в другие земли. Завоеватели даже лишали покорённые народы их веры, увозя в свою столицу изображения богов. Персы, завоевав новые земли, стремились привлечь на свою сторону населявшие их народы и в особенности знать. Ей поручалось собирать налоги, осуществлять суд, наказывать непокорных, расправляться с восставшими. Кир, завоевав Вавилонское царство, разрешил всем народам вернуться к себе на родину. Он также возвратил в их храмы статуи богов, хранившиеся в Вавилоне в качестве военных трофеев. Однако стремившиеся к свободе жители покорённых персами стран не раз поднимали восстания против захватчиков.

Персидская держава со временем оказалась столь велика, что Дарию I пришлось разделить её на 20 провинций - сатрапий. Каждой провинцией управлял назначаемый царём наместник - сатрап. За ним, в свою очередь, наблюдали царские слуги. Их называли «ушами царя». Они смотрели, чтобы сатрапы правильно собирали налоги, не замышляли чего-либо против правителя государства. О всех злоупотреблениях посланники сообщали царю. Чтобы легче было держать покорённые персами народы в повиновении, Дарий I приказал выстроить широкую дорогу, которую называли «царской». Она соединила различные части огромного государства. Вдоль этой дороги, на небольших расстояниях друг от друга, были расставлены заставы, где дежурили конные гонцы. Сменяя друг друга, они живо могли доставить в столицу любое сообщение: о начавшемся восстании или о вторжении врагов. По этой же дороге могли быстро пройти войска.

Рис. Персидская держава

  • Пользуясь картой, расскажите, какие страны и народы вошли в состав Персидской державы.

Подведём итоги

В VII-VI веках до н. э. крупнейшим государством Древнего мира было Нововавилонское царство. Оно пало под ударами кочевников-персов, создавших свою державу.

Керамика - материал, полученный из обожжённой глины, смешанной с различными добавками.

VII-VI века до н. э. Время существования Нововавилонского царства.

Середина VI века до н. э. Возникновение Персидского государства.

Вопросы и задания

  1. Когда начался новый расцвет Вавилонского царства? Какие страны и народы вошли в его состав?
  2. Что стало причиной гибели Нововавилонского царства?
  3. Как вы думаете, почему, управляя покорёнными народами, персы старались опираться на местную власть? Какие это могло иметь последствия?
  4. Какова роль Кира в образовании Персидского государства? Как вы думаете, почему современники прозвали его Великим?
  5. Расскажите об устройстве и особенностях управления Персидской державой.

Краткая история Вавилонии


В конце XIII века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII века до н.э. вся Вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленник, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре I (Набукудурриуцур, 1126-1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине XI века до н. э. полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу IX века до н. э. им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н. э., в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и, частично, земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца XII века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

В конце IX века до н. э. ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н. э. он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии. В правление Саргона II ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720-710 гг. до н. э. союзники имели успех. Но вскоре Саргон II разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705-703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н. э. вавилоняне восстали против Ассирии и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н. э. ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э . Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Ново-Вавилонской державы
Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако лишь в 616 г. до н. э. вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии - Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н. э. союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии - Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н. э. Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара - Навуходоносор II. Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н. э. он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и в Вавилон. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом - главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора II, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556-539 гг. до н. э.), происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н. э. город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник - персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества, Набонид сдался, и в октябре 639 г. персидский царь Кир II вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться, и в 522-521 гг. до н. э, в 484-482 гг. до н. э. вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.

Поделиться