Типы и характеристика автозаправочных станций. Топливораздаточные колонки для АЗС – определение, назначение, устройство, эксплуатация Технические характеристики азс

Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:

  • конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
  • размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
  • расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
  • назначению:

Ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;

Общего пользования.

Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)

Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.

Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.

Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

Блочная АЗС

БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).

Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.

Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.

Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.

Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.

Передвижная АЗС

ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.

Стандартная комплектаци
я передвижных заправочных станций включает:

Цистерну-хранилище топлива;

Автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);

Топливораздаточную колонку;

Система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.

ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до - дозированная 400С.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

Стационарные – 500;

Блочно-контейнерные – 250;

Модульные блочно-контейнерные – 125;

Автозаправочные станции предназначены для заправки автотранспорт­ных средств горючим*. На АЗС дополнительно осуществляется: "

Продажа масел, консистентных смазок, запасных частей и различных при­надлежностей к автомобилям;

Прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел;

Техническое обслуживание и мойка автомобилей.

Классификация АЗС по различным признакам приведена на рис. 1.1.

Стационарные станции располагаются в городах, населенных пунктах и автодорогах. Подразделяются на станции:

С подземным расположением резервуаров и разнесением их от топливо- раздаточных колонок (ТРК);

С подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над бло­ком хранения топлива, как единое заводское изделие;

Топливозаправочные пункты, размещаемые на территории предприятий и предназначенные для заправки собственных транспортных средств.

Стационарные типовые АЗС по емкости подразделяются на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по производительности они делят­ся по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135 и 170 автомобилей в час.

При строительстве АЗС применяются типовые проекты с серийно выпус­каемыми технологическими системами для приема, хранения и выдачи топ­лива, согласованные с Главным Управлением Государственной Пожарной Службы МВД России. Допускается использовать несерийные технологичес­кие системы. Технико-эксплуатационная документация таких проектов согла­суется с территориальными подразделениями Государственной Пожарной Службы.




Навесную группу: заправочные островки; информационные колонные светильники; облицовочный комплект колоннады и навесной части; свето­вой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика»; объемный световой знак «Заказчика»; светильники освещения; переходной купол между зданием и на­весной группой.


Заправочные островки изготавливаются из полированной или шлифован­ной нержавеющей стали и используются в качестве оснований ТРК, опор ко­лонн, стел и сервисных постов для защиты их от повреждений автотранспор­том.

■ здание АЗС, состоящее из одного модуля заводской готовности или про­изводственного и сервисного блоков. Производственный блок включает: цен­тральный вход; зону работы оператора; электрощитовую; кладовую; служеб­
ный выход; комнату слесаря; комнату администратора; служебный санузел; санузел для посетителей; комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Инженерные системы: кондиционирования воздуха; тепловой завесы цен­трального тамбура; теленаблюдения.

Крупные АЗС имеют системы отопления, освещения и вентиляции; узлы учета электроэнергии и расхода воды; канализацию и сантехническое обору­дование, охранно-пожарную сигнализацию; блок управления освещением; блок защиты ТРК; громкую связь.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Для защиты от пожаров, статического электричества и блуждающих то­ков резервуары заземляют и оборудуют огневыми предохранителями.

Топливо в подземные резервуары сливают через специальные фильтры.

Трубопроводы укладывают с уклоном 0,005 в сторону резервуара и соеди­няют между собой при помощи муфт или сварки.

Стены и перекрытия здания сооружают из огнестойких материалов. Ото­пление - водяное или паровое низкого давления. Разрешается отапливать зда­ние пожаробезопасными электрическими приборами закрытого типа.

Оборудование станции должно обеспечивать заправку машин закрытой струей, без потерь, с гарантированной чистотой топлива. Раздаточные ко­лонки монтируют по типовым монтажным чертежам. Колонки устанавлива­ют на бетонные фундаменты по отвесу и надежно крепят болтами.

Контейнерные станции (КАЗС) располагаются на автомагистралях, тури­стических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохо­зяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперати­вах, а также в местах сосредоточения автотранспорта. Они бывают:

С наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контей­нере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие, или на одной раме с резервуаром; ...

С наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуа­ров хранения топлива.

Два типа станций по вместимости:

А - при общей вместимости резервуаров более 20 м 3 ;

Б - при общей вместимости резервуаров не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров не должна превышать 40 м 3 в населенных пунктах и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Единичная вместимость резервуаров (камер многокамерного резервуара с двойными перегородками) в населенных пунктах не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов - 20 м 3 .

Вместимость резервуаров модульной станции допускается увеличивать не более чем в 2 раза.


Типовые контейнерные АЗС.

«KONEHITSAUS» (Финляндия).

В контейнере находятся от одного до четырех резервуаров в зависимости от вида топлива. Суммарная вместимость резервуаров от 10 до 25 м 3 . Каркас контейнера изготовлен из труб. Стены и крыша изготовлены из стального профильного листа с пластиковым покрытием, что обеспечивает защиту от коррозии. Крыша - двухскатная или плоская. С торцевой стороны контейне­ра предусмотрена дверь для прохода при проверке технического состояния резервуаров и замере уровня топлива.

Топливные резервуары изготовлены из стального листа и теплоизолиро­ваны. Для удобства зачистки они оснащены внутри специальными лестница­ми. К каждому резервуару подсоединена топливораздаточная колонка с раз­даточным рукавом и краном. Колонки устанавливаются на основание кон­тейнера под навесом. .. .. .

Перевозка контейнера к месту установки осуществляется при помощи трей­лера.

Фирма выпускает также автоматические АЗС с резервуарами, выполнен­ными по стандарту SFS-2733, вместимостью 50 м 3 (две камеры на 20 и 30 м 3). Станция укомплектована двумя топливораздаточными колонками типа SU- 8500 ST, установленными на одной раме с резервуаром хранения топлива. ТРК управляются микропроцессором, размещенным в стойке управления. Отпуск нефтепродуктов производится по картам.

В приемном отсеке размещены сливные патрубки с муфтами и сливной насос с фильтром и электродвигателем.

КАЗС-2М (Россия).

Состоит из:

Контейнера управления для оператора с пультами управления ТРК, элек­трошкафом, местом для отдыха и санузлом;

Контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м 3 . В контей­нере размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее уст­ройство, фермы с подвесными раздаточными устройствами. Управление зап­равкой дистанционное.

Техническая характеристика :

Максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;

Общая вместимость резервуаров - 17,2 м 3 ;

Количество заправочных постов - 4;

Отопление контейнера управления - электрическое;

Масса контейнера управления - 6450 кг;

Масса контейнера хранения - 6550 кг;

Площадь КАЗС с подъездами - 390 м 2 .

МАЗ С (Россия).

Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пун­ктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа. Транспортируются автотранспортными средствами.


Может располагаться на площадках со сложными гидрогеологическими условиями (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).

Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устройство - клапан СМДК-50.

Вместимость резервуаров: блок-пункта модульного 14 м 3 , блок-резервуара 15 м 3 . Масса:

блок-пункта модульного 4190 кг, блок-резервуара 2670 кг; операторной 2900 кг. «Паритет-К» (Россия).

Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хране­ния топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хра­нения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и аварий­ного опорожнения резервуара.

Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.

Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электропри­водом, предназначенным для работы во взрывоопасной зоне.

Герметичность двухстенных резервуаров контролируется автоматически по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвра­щения образования пустот в межстенном пространстве при изменении темпе­ратуры окружающей среды установлен расширительный бачок, оборудован­ный датчиком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмосферой через огневой предохранитель.

Для доступа к арматуре, установленной на горловине резервуара, контей­нер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обеспечивающим безопасную работу персонала.

Приемный колодец подключается с насосному оборудованию контейне­ра хранения топлива при помощи двустенного трубопровода. Передвижные станции (ПАЗС).

Являются мобильной технологической системой, установленной на авто­мобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Выполнены как единое заводс­кое изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

ПАЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных ло­док и катеров, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на турис­тических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Специальное оборудование:

Цистерна с наливной горловиной;

Шкаф со счетно-раздаточными устройствами;

Боковые ящики;

Бензоэлектрический агрегат.

Цистерна в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне установлена заборная труба и сверху приварен штуцер с фланцем для крепле­ния наливной горловины с люком. На цистерне имеются скобы-поручни для доступа водителя-заправщика к горловине.

Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза (652 мм) по­зволяет человеку при необходимости свободно проникать в цистерну. К кор­пусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указа­теля уровня топлива.

Счетно-раздаточные устройства размещены в шкафу каркасного типа сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу. В транспортном положении разда­точные рукава с кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.

В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.

Топливо выдается насосом с приводом от электродвигателя.

Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат (рис. 1.3). Оборудование может работать и от внешнего источника электро­энергии.

Типовые передвижные АЗС

Модель 56142

Предназначена для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники топливом с плотностью не более 800 кг/м 3 . Рассчитана на эксплуатацию в дорожно-климатических условиях, ба­зового шасси автомобиля MA3-5337.

Техническая характеристика:

Базовое шасси MA3-5337.

■ колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 11000 л.

Полная масса - 17650 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 500 л/мин.

Модель 46121

Предназначена для транспортировки и заправки светлыми нефтепродук­тами плотностью не более 800 кг/м 3 и рассчитана на эксплуатацию при темпе­ратуре воздуха от -40 до +50 °С.

Техническая характеристика:

Базовое шасси ЗИЛ-4331 (дизель).

Колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 6500 л.

Полная масса - 10700 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 50 л/мин.



1.2. Требования к размещению

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Широкий обзор всей территории из помещения оператора;


Рис. 1.4. Общий вид стационарной АЗС.

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля. -=

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

Специальное оборудование и инструмент;

Одиночный комплект запасных частей;

Мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;

Два огнетушителя;

Медицинская аптечка;

Средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС

только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

Лицензия на право эксплуатации;

Паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту.

В паспорте указывается:

Номер автозаправочной станции и ее точный адрес;

Название собственника станции и эксплуатирующей организации;

Величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;

Дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка, количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага­зины и др.); - .. -

Данные о проведении реконструкции;

Сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).


При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

Общее количество;

Количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);

Год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

Номинальная вместимость и вид топлива;

■ общая вместимость резервуарного парка;

Технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

Формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­нок. ■ - -

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

Паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

Градуировочные таблицы на резервуары.

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповери­телем.

Правила технической эксплуатации АЗС;

Инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;

Инструкция по эксплуатации очистных сооружений;

Инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;

Сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.

Журнал учета поступивших нефтепродуктов;

Журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки

о снятии пломб Госповерителя.

График технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;

График поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандар­та;

журнал учета расхода электроэнергии; журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов; журнал учета оборудования, инвентаря и имущества; должностные инструкции работников; табель оснащенности средствами измерений; свидетельства о поверке средств измерений; книга (журнал) приема и сдачи дежурства; книга жалоб и предложений;

План ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;

Сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства;

Приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;

Журнал учета и содержания средств электрозащиты;

Журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

Должностная инструкция водителя-заправщика;

Формуляр на топливораздаточный агрегат;

Техническое описание топливораздаточного агрегата;

Паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;

Паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бен- зоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

1.3. Автомобильные средства транспортирования горючего

Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следу­ющим признакам:

тип базового шасси;

Вид нефтепродукта;

Проходимость автомобильных средств;

Тип несущего элемента базового шасси.

Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, при­цепов и полуприцепов.

Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок служ­бы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефте­продуктом снижает эффективность их использования.

По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и зап­равочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные разда­точные системы в топливные баки автомобилей.

Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами ба­зовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.

По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две груп­пы: А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементо- бетонными, асфальтобетонными и др.); Б - для эксплуатации на дорогах об­щей сети.

" Таблица 1.1

Проходимость автомобильных средств:

Обычная;

Повышенная.

По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цис­терны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая име­ет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время без­рамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полу­прицепов-цистерн большой вместимости.

Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:

Малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелки­ми партиями.

Средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массо­вых перевозок и выдачи большими партиями.

Большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транс­портирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугород­ных перевозок.

Условные обозначения основных классификационных признаков:

Тип базового шасси: автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП;

Тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;

Номинальная вместимость в м 3 ;

Марка базового шасси.

Примеры условных обозначений:

транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 - АП-8-5334 :

топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130 :

транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817 .

Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5): сило­вой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудова­ния. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси при­цепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энергии, необхо­димой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных опера­ций:

Цистерна в сборе;

Крышка горловины цистерны в сборе;

Гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвяз­ки;

Комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящи­ки, пеналы);


$ й Л о

К) о

Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320. 1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня; 5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 - цепь; 10 - лестница; 11 - брызговик; 12 - коммуникации; 13 - щиток; 14 - заземляющее устройство; 15 - табличка.


Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

Комплект противопожарного оборудования.

Введение

Автомобильная заправочная станция (АЗС) -- комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.

Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива -- бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).

Менее распространёнными являются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) -- заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) -- заправка сжиженным нефтяным газом (LPG). Есть также несколько типов водородной заправочной станции.

Автозаправочные станции (АЗС), являющиеся важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения, представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Эффективность и безопасность работы АЗС во многом зависит от уровня подготовки операторов -- основного обслуживающего персонала.

Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности.

На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже -- закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.

Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.

По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы.

автомобильный заправочный станция газ

Общие сведения и классификация АЗС

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По функциональному назначению:

общего пользования;

ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

с подземным расположением;

с наземным расположением;

с расположением на транспортном средстве.

По конструктивному исполнению:

Традиционная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

Блочная АЗС -- АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива. Выполнена как единое заводское изделие.

Модульная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуаров.

Контейнерная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная АЗС -- АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая схема которой установлена на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Многотопливная АЗС -- АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлив. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ).

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжатым природным газом.

Топливозаправочный пункт -- АЗС, которая размещается на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.

Основная техническая характеристика АЗС -- это ее мощность, которая определяется числом заправок в сутки (250, 500, 750, 1000 и более заправок в сутки) или числом заправок в час пик (57, 100, 135,170 автомобилей).

Режим работы АЗС, в основном, 3-х сменный, топливозаправочного пункта - по режиму работы предприятия.

Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком «АЗС». Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии. На въезде и выезде с территории АЗС должны быть предусмотрены возвышенные участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные Стоки в очистные сооружения, обеспечивающие сбор и отвод ливневых и талых вод. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы засыпаются негорючим материалом. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, кустарниками и травами, дающими волокнистые или опушенные семена.

Здания и сооружения на АЗС должны располагаться в строгом соответствии с проектом и периодически осматриваться. Результаты осмотра с описанием всех замечаний повреждений и выполненных ремонтных работ, результаты измерений осадки фундамента заносятся в специальный журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений.

Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяется на следующие группы:

Оборудование для хранения топлива и масел на АЗС;

Оборудование для выдачи топлива и масел потребителям (топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки);

Оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов на станции;

Оборудование для количественного учета нефтепродуктов;

Оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Оборудование для мойки автомобилей;

Оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков;

Оборудование для решения экологических проблем;

Оборудование противопожарное;

Молниезащита.

Рис. 1. Типовые проекты автозаправочных станций: а - АЗС на 500 заправок в сутки; б - АЗС, на 1000 заправок в сутки; 1 - здание для персонала станции и выполнения торговых функций; 2 - островки с раздаточными колонками; 3 - подземные резервуары для хранения топлив и масел

Рис. 2. Схема технологического оборудования АЗС: 1 -- сливной колодец; 2 - сливное устройство; 3 -- указатель уровня УДУ-10; 4 -- резервуар объемом 25 м 3 ; 5 -- дыхательное устройство; 6 -- технологический колодец; 7 --патрубок замерного люка; 8 -- крышка колодца; 9 -- вентиль; 10 -- топливо-заправочная колонна



Рис. 3.

В пламенегасителях 1 и 3 внутри установлены латунные сетки соответственно 2 и 4 с большим количеством ячеек (144-220 на 1 см 2), имеющие высокую теплоемкость. В случае воспламенения выходящих паров бензина пламя от горения воздушно-бензиновой смеси, стремясь проникнуть внутрь трубы и в резервуар, рассекается сеткой на множество мелких струй и, отдавая свое тепло сетке, гаснет. Всасывающий трубопровод 11 также имеет угловой пламенегаситель 10, сетка которого является фильтром топлива и в то же время теплоемкость ее достаточна, чтобы погасить пламя, которое возникает в трубопроводе. В случае прекращения выдачи топлива через раздаточный пистолет со шлангом 13 постоянный уровень столба топлива в трубопроводе и топливо-раздаточной колонке 12 поддерживается всасывающим (обратным) клапаном 5, который закрывается под собственным весом тарелок 6 и давлением столба жидкости, превышающим уровень ее в резервуаре.

Рис. 4. Топливораздаточная колонка с двойным приводом и мерными баллонами: 1 - воздушный клапан; 2 - отсечный клапан; 3 - мерный баллон; 4 - тарировочные кольца; 5 - корпус распределительного крана, 6 - пробка крана; 7 и 14 - обратные клапаны; 8 - нагнетательный клапан; 9 - впускной клапан; 10 и 15 - перепускные клапаны; 11 - ротор лопастного насоса; 12 - всасывающий клапан; 13 - фильтр; 16 - поршень ручного насоса; 17 - смотровое устройство; 18 - рукоятка механизма переключения; 19 - счетчик; 20 - кнопка сброса стрелки; 21 - раздаточный шланг; 22 - рукоятка запорного клапана крана; 23 - запорный клапан; 24 - раздаточный кран

Спасибо! На указанную вами почту отправлено письмо с прайсом.

Топливораздаточные колонки для АЗС – определение, назначение, устройство, эксплуатация.

Определение понятия топливораздаточная колонка.

Трехтопливная топливораздаточная колонка "Евролайн"

Устройство топливораздаточных колонок.

Краткая характеристика некоторых узлов гидравлической схемы.

Насосный моноблок Bennett (JBL 80)

Насосный моноблок - основной отличительный агрегат топливораздаточных колонок всасывающего типа. Выполняет функцию насоса, подавая топливо из резервуара в колонку, попутно фильтрует топливо в и удаляет из него присутствующий воздух. Имеет следующие характеристики, и .

Измеритель объема Bennett (J100)

Обратный клапан топливораздаточной колонки.

Почти на всех модификациях колонок на выходе топлива из раздаточной колонки располагается индикатор воздуха, представляющий собой полость с окном, выполненным из стекла, через которое можно видеть поток топлива, которое выходит из колонки, и контролировать наличие в нем воздуха.

Индикатор воздуха SG1”, изготовлен из алюминиевого сплава. Смотровое стекло DN25, EN 13617-1.

Производитель ELAFLEX HIBY Tanktechnik GmbH & Co. , Германия


Индикатор воздуха топливораздаточной колонки Цертус

Раздаточные рукава (топливораздаточные шланги)

Топливораздаточный рукав топливораздаточной колонки Цертус

Выделяют топливораздаточные краны механические и . Топливораздаточные краны имеют в своем корпус, оснащены рычагом управления и, имеют отсечной клапан.

Для открытия кранов вручную требуется произвести нажатие на спец. рычаг. В непосредственной зависимости от величины воздействия на рычаг выполняется регулировка открытия топливного крана.

Газораздаточные (газовые, колонки для СУГ) колонки.

В последние годы большое количество транспорта было переоборудовано на использование сжиженного углеводородного газа (СУГ, сжиженный газ). Сегодня таких автомобилей появляется все больше, так как газ обходится для водителей значительно дешевле бензина или дизельного топлива. Автогазозаправочные станции (АГЗС) стали необходимым элементом инфраструктуры для транспорта. Многие владельцы автозаправок стремятся разнообразить возможности своих предприятий и устанавливают на них газораздаточные колонки. Это устройство предназначается для выдачи газообразного топлива потребителю (водителю) из резервуаров, при этом происходит подсчет его объема и стоимости. От , отличаются существенным рядом различий и особенностей. Каковы же особенности современных газораздаточных колонок? Во-первых, это вид используемого топлива, обычные автозаправочные станции оборудованы лишь для жидкого топлива (бензина и дизельного топлива), а автогазозаправочная станция (или АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) имеет в своем арсенале оборудование для заправки сжиженным газом или метаном. Газораздаточная колонка и компрессорная станция, подключенная к резервуару с газообразным топливом - это основной элемент АГЗС(АГНКС), требующий проведения периодической , определенных правил .

Нефтебазы

Включающее объекты для приема, хранения и отпуска ГСМ.

Автозаправочные станции (АЗС)

Автозаправочные станции (АЗС) служат для проведения заправки автотранспорта горючим. На дополнительно происходит:

  • реализация масел, смазок, запчастей и различных сопутствующих товаров;
  • приемка отработанных масел;
  • техобслуживание и автомойка.

Типовая автозаправочная станция включает в себя различные элементы оформления и инженерные системы:

  • систему наблюдения;
  • систему отопления;
  • узел учета воды;
  • канализацию;
  • пожарную сигнализацию;
  • электрооборудование топливораздаточных колонок;
  • систему громкой связи и др.
  • В целях пожарной безопасности все резервуары, топливопроводы, оборудование на АЗС обязательно заземляются для защиты от статического электричества и блуждающих токов, а также оборудуются огневыми предохранителями.

    Все здания автозаправочной станции должны соответствовать первой группе огнестойкости. Отопление применяется водяное. Допускается применение для отопления здания пожаробезопасных электрообогревателей закрытого типа.
    должны производить заправку автомашин без потери топлива, с гарантированной степенью фильтрации топлива. Топливораздаточные колонки для АЗС устанавливаются в соответствии с монтажными схемами на бетонные фундаменты по уровню и надежно крепятся болтовыми соединениями.

    Прием топлива в емкости осуществляется через специальные фильтры. На азс должна существовать , реализована , система сдачи отчетности. Топливопроводы укладываются с уклоном 0,005 в сторону емкости и соединяются с помощью резьбовых соединений или сварки.

    – один из видов АЗС, которые находят применение в основном на туристических маршрутах, в крупных транспортных, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Возможно условное деление данных АЗС на несколько видов:

    • с размещением топливораздаточной колонки в контейнере для хранения топлива;
    • с размещением отдельно от емкостей хранения топлива.

    Существует разделение контейнерных станций по вместимости, которая не должна превосходить 40 м3 в черте населенного пункта и 60 м3 вне черты населенного пункта. Вместимость отдельной в черте населенного пункта не должна быть больше 10 м3, а вне черты населенного пункта - 20 м3. Емкость модульной автозаправочной станции возможно увеличить, но не больше чем в 2 раза. Также должны соблюдаться прочие к АЗС по размещению

    По типу установки АЗС можно разделить на стационарные и . Доставка ГСМ на АЗС производится . Доставка топлива прочими способами категорически запрещена.

    Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.

    Наряду с заправкой топливом на АЗС могут выполняться следующие работы:

    Замена и доливка масла в двигатели и охлаждающей жидкости в радиаторы;

    Подкачка шин воздухом;

    Доливка электролита и подзарядка аккумуляторов;

    Доливка тормозной жидкости и прокачка тормозов;

    Мойка автомобилей;

    Мелкие работы по обслуживанию и ремонту автомобилей;

    Сервисное обслуживание водителей и пассажиров (кафе, магазин и т. д.).

    Чтобы не снижать пропускную способность станции по заправке топливом, все вспомогательные работы выполняются в стороне от заправочных островков на специально выделенных постах.

    Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам. По конструктивному исполнению:

    Стационарные;

    Контейнерные (КАЗС);

    Передвижные (ПАЗС).

    По функциональному назначению:

    Общего пользования;

    Ведомственные.

    По способу размещения резервуаров:

    С подземным расположением;

    С наземным расположением;

    С расположением на транспортном средстве.

    По нормативным параметрам типовых проектов:

    По числу топливораздаточных колонок;

    По числу заправок в часы пик;

    По количеству заправляемых машин в сутки;

    По общей вместимости резервуаров.

    По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

    Дорожные;

    Городские;

    Сельские;

    Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они должны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и водой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспорта на дороге и может достигать 1000 - 1500 заправок в сутки.

    Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехники. Мощность городских станций - 250 - 1000 заправок в сутки, а станций «тротуарного типа» - 150 - 250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

    Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми видами горючесмазочных материалов.

    Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - катеров, моторных лодок и др.

    Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемыми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной противопожарной службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых согласуется с территориальными подразделениями противопожарной службы.


    Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рисунке 4.1.

    Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной части, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный световой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зданием и навесной группой.

    Рис. 4.1. Состав сооружений АЗС: а) I - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания; б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

    Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стел и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

    Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или производственного и сервисного блоков. Производственный блок включает центральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служебный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

    Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепловой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вентиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно - пожарной сигнализации, громкой связи, а также блоками защиты ТРК и др.

    Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности (табл. 4.1). Наиболее распространенными типами являются АЗС на 500 - 750 заправок в сутки.

    Таблица 4.1 Нормативные параметры типовых проектов АЗС

    Технологический процесс функционирования стационарной АЗС включает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс может быть обеспечен автоматизированными системами по определению количества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топлива и сохранению его качества.

    Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

    Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиентам услуг. Одно из таких решений показано на рисунке 4.2.

    Рис. 4.2. План автозаправочной станции: I - площадка под автоцистерну; 2 - топливные резервуары; 3 - стоянка машин; 4 - мусорные баки; 5 - стела; б - резервуары - накопители для очистных сооружений

    Поделиться