О восприятии информации разными типами людей — аудиал, визуал, кинестетик. Типы и способы восприятия информации Как воспринимать информацию быстрее

В критике забавно то, что хотя она и жалит, она на самом деле является важнейшей составляющей совершенствования. Нужно учиться принимать критику и превращать ее в нечто конструктивное. Если у вас не очень хорошо получается принимать критику, возможно, вы захотите поработать над этим своим навыком. Это не только поможет вам улучшить взаимодействие с другими людьми, но и позволит усовершенствоваться и чувствовать себя лучше при возникновении проблем.

Шаги

Часть 1

Как справиться со своими чувствами

    Сохраняйте спокойствие. Оборонительная реакция при критике – это естественно, но если вы позволите себе разозлиться и показывать свои эмоции, то это ситуации не поможет. Помните, что все мы совершаем ошибки, когда учимся чему-то новому, поэтому критика неизбежна, и если работать с ней конструктивно, то в результате можно научиться чему-то очень ценному. Поэтому постарайтесь оставаться спокойным, даже если человек, который вас критикует, кажется возбужденным. Не стоит перенимать его эмоции, так как от этого вы можете показаться неспособным принимать критику, и это помешает вам чему-то из нее научиться.

    Дайте себе время остыть. Прежде чем отвечать или даже думать о критике, которую вы получили, дайте себе время остыть. Делайте то, что вам нравится, в течение приблизительно 20 минут. Можно, например, послушать любимую музыку, почитать книгу или выйти на прогулку. Если вы дадите себе время остыть, получив жесткую критику, это поможет вам справиться с ней конструктивным образом, а не просто реагировать, основываясь на своем эмоциональном отклике.

    Отделите критику от остальных областей своей личности. Принимая критику здоровым образом вам обязательно нужно расставлять все по отдельным полочкам. Старайтесь не думать о критике как о личном оскорблении и не относить ее к другим своим действиям. Примите ее такой, какая она есть, и не прибавляйте к ней ничего и не делайте предположений о других своих аспектах, основываясь на том, что было сказано.

    • Например, если кто-то критикует вашу картину, то это не значит, что вы плохой художник. На данной конкретной картине у вас может быть несколько недостатков, которые никому не понравятся, но вы все же можете оставаться замечательным художником.
  1. Подумайте о мотивации для критики. Иногда критика выражается не для того, чтобы помочь, а для того, чтобы обидеть. Прежде чем вы решите, что делать с полученной критикой, подумайте над ней немного. Задайте себе несколько вопросов и попытайтесь понять, почему была высказана критика.

    • Замечания касались того, что вы можете контролировать? Если нет, то почему, как вы думаете, их сделали?
    • Действительно ли имеет значение мнение о вас человека, который выражает критику? Почему да или почему нет?
    • Вы с этим человеком конкуренты? Если да, то может ли критика быть отражением этого?
    • Кажется ли вам, что к вам задираются? Если да, то обращались ли вы за помощью в связи с этой проблемой? (Если вам кажется, что над вами просто издеваются в школе или на работе, поговорите с человеком, который сможет помочь, например, с учителем или с представителем отдела управления персоналом).
  2. Поговорите с кем-то о том, что случилось. Была ли критика основана на вашей производительности или она была попросту обидным высказыванием, необходимо обсудить, что произошло и какие чувства это у вас вызвало. Подождите, пока сможете уйти от человека, и найдите того, кому сможете довериться. Расскажите последнему о том, что произошло и какие чувства это у вас вызвало. Обсудите критику с верным другом или членом семьи, это также поможет вам лучше понять критику и ее причины.

  3. Перефокусируйте свое внимание. После того как вы предприняли шаги, чтобы успокоиться и понять критику, вам необходимо будет перенаправить фокус на свои позитивные аспекты. Если вы слишком много сосредотачиваетесь на том, что вам нужно усовершенствовать, вы можете чувствовать себя подавленным и беспомощным. Лучше постарайтесь составить список как можно большего количества своих сильных сторон, чтобы начать восстанавливать свою самооценку.

    • Например, вы можете включить в свой список такие пункты, как “хорошо готовлю”, “смешной” или “заядлый читатель”. Перечислите как можно больше вещей и перечитайте список своих сильных сторон, чтобы напомнить себе о том, что вы делаете хорошо.

Часть 3

Как использовать критику для самосовершенствования
  1. Рассматривайте это как возможность. Самый здоровый способ справиться с критикой – это рассматривать ее как возможность сделать шаг назад, оценить свои действия и найти способы для совершенствования. Критика – это хорошая вещь, она может привести вас к вершине совершенства. Когда вы смотрите на критику с такой точки зрения, вам легче ее принимать. Вы не только сможете принимать ее, но и, возможно, будете даже просить о ней.

    • Даже если человек был не прав в своей критике, это все равно может помочь вам найти области для совершенствования. Возможно, тот факт, что кто-то считает, что есть проблема в том, что вы делаете, укажет вам на то, что вам нужно работать над чем-то, пусть даже это не то, о чем говорил тот человек.
  2. Различайте полезные и бесполезные советов. При работе с критикой важно понимать, к каким советам стоит прислушиваться. В общем, если человек просто жалуется, не предлагая идеи для изменений, то его, вероятно, стоит игнорировать. Кроме того, не нужно беспокоиться о критике в адрес того, что вы не можете изменить. Некоторые люди разбрасывают критические замечания направо и налево, просто чтобы почувствовать себя лучше, и вам нужно быть внимательным к таким ситуациям. Не реагируйте на критику, если она бесполезна. Ее подтверждение и борьба с ней только придадут незаслуженной власти критику.

    • Если человек вообще не дал никаких хороших советов, то вы должны понимать, что это не является конструктивным отзывом. Например, если кто-то говорит: “Это было просто ужасно, цвета не сочетаются, и презентация совершенно беспорядочная”, спросите его, есть ли у него советы по поводу того, как можно ее улучшить. Если слова человека по-прежнему будут неприятными и бесполезными, игнорируйте его и принимайте все, что он будет говорить в будущем, с долей скептицизма.
    • Хорошая критика – это когда негатив сопровождается позитивом, и человек дает какие-то рекомендации по совершенствованию. Например: “Я не в восторге от такого количества красного, но мне нравится оттенок синего на горах”. Это высказывание конструктивное, поэтому стоит прислушаться к тому, что говорит человек. Возможно, вы примете во внимание этот совет в следующий раз.
    • Что конкретно вам нужно сделать, чтобы эти изменения произошли? Запишите эти действия шаг за шагом, чтобы вы смогли начать работать над ними.
    • Убедитесь, что ваши задачи измеримы и находятся в пределах вашего контроля. Например, если вас раскритиковали за сочинение, которое вы написали для урока, измеримой целью в рамках вашего контроля будет “начать писать следующее сочинение, как только его зададут” или “получить предварительный отзыв учителя до даты сдачи сочинения”. НЕ стоит ставить такие цели, как “писать лучше” или “получить максимальную оценку за следующее сочинение”, потому что такие цели трудно измерить и контролировать.
  3. Никогда не сдавайтесь на пути совершенствования. Будьте настойчивы в попытках реализации данных вам советов. Критика иногда может приводить вас к направлению, совершенно отличному от вашего нормального направления или от того, которое вы считаете правильным. А это значит, что для самосовершенствования нужно будет работать. Ожидайте препятствий на пути изменения вашего поведения.

    • Имейте в виду, что вы можете быть согласны с тем, что говорит человек, стараться изо всех сил, но все же в конечном итоге вернуться к тому, что вам знакомо. Не думайте, что это значит, что измениться невозможно, и не думайте о себе плохо из-за неудачи. Вы учитесь, и если вы решительны и настойчивы, то в конечном итоге добьетесь своего.
  • Не позволяйте издеваться над собой. Если кто-то постоянно критикует и унижает вас, поговорите с человеком, который может помочь в этой ситуации.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Работа головы. Скорость получения и обработки информации

Ещё одно замечательное свойство, которое можно отнести к области головы — это умение воспринимать информацию . И далеко не каждый человек обращает своё внимание на то, как, и с каким качеством он эту информацию воспринимает, а это тоже играет свою немаленькую роль в общей работе организма.

В современном мире количество информации постоянно возрастает. Если, к примеру, в наше время перенести человека из XVIII века, то, скорее всего, он долго не протянет. Он просто не справится с тем огромным информационным потоком, льющимся со всех сторон. У него просто нечем обрабатывать такое количество, не сформировано, в те времена это было не нужно.

А что происходит у нас с вами. За последние годы, информационные потоки возросли в несколько раз, и эта величина не собирается останавливаться, а наоборот, информации всё больше и больше.

Вспомните шестидесятые. Когда смотришь фильмы того времени, кажется, что люди такие наивные, а события такие медленные. Одна из причин состоит в том, что у людей не было такого количества информации, и жизнь, в те времена, была более размеренной и спокойной.

И раз уж мы начали разговор о возрасте, то одной из причин выпадания человека из реальной жизни, является его неспособность увеличивать скорость восприятия информации . Если на этот вопрос не обращать внимание, то постепенно, новую информацию воспринимать становится всё труднее и труднее. Не успеешь с одним разобраться, как уже надо срочно разбираться с другими вопросами. Эти неосвоенные вопросы всё растут, а обрабатывать их становится просто нечем, это умение просто деградировало.

Обратите внимание на пожилых людей. Как сложно им что-то новое объяснить, а уж когда касается вопросов освоение новой техники, то тут совсем туго. И ведь всё это сформировалось не на пустом месте.

Надо обязательно заниматься вопросом скорости восприятия информации . Если этого не делать, то, автоматически эта скорость будет стремиться к нулю, и вот вам все возрастные изменения.

На сегодняшний день, в школе нас учат тому, как научиться читать. Объясняют буквы, слоги, предложения и так далее. Но, никто не объясняет, как читать быстрее . Совсем наоборот, заставляют это делать медленно, вчитываясь в каждое слово.

Естественно, когда идёт первоначальный процесс формирования навыков чтения, так и надо. Надо это делать медленно, не торопясь, с расстановкой. Но, дальше-то зачем читать медленно? Навык получен, надо его развивать дальше. А вот этим никто не занимается. А зря.

В очередной раз для получения среднего образования увеличили количество лет. Теперь, наши дети будут учиться двенадцать лет, вместо десяти. А почему? Просто, то количество информации, которое должен знать современный человек в десять лет уже не укладывается. И даже эти двенадцать лет наши дети впахивают по семь уроков, еле успевая всё сделать.

А не напрашивается ли тут закономерный вывод. Если не можем поместить количество , значит надо изменить качество . Надо элементарно научить наших детей управлять скоростью чтения. Если её увеличить, хотя бы в пять раз, то и времени на освоение материала будет затрачено значительно меньше, и, соответственно, уменьшится количество лет обучения.

Так же и для взрослого человека. В наше время, становится жизненно необходимо обрабатывать огромное количество информации. И в первую очередь по своей профессии. Постоянно появляется что-то новое, не всегда, правда нужное, но, для того, чтобы сделать вывод, надо с этой информацией, как минимум ознакомится. А как это сделать, если скорость восприятия традиционная.

Это, кстати, одна из причин, почему прозябают большое количество талантливых авторов и изобретателей. У людей, от которых зависит принятие решения, попросту на них нет времени. Некогда прочитать, вникнуть, разобраться. Вот и складируются великолепные идеи и работы в архивах жестких дисков и ящиках письменных столов.

Как увеличить скорость восприятия информации?

А как же изменить этот самый способ восприятия информации?

Уже давно существуют самые разные методики для увеличения скорости чтения и скорости мышления. Я сам, лет пятнадцать назад, прошел один такой курс и остался очень доволен, а навыками, приобретёнными в этой школе, я пользуюсь до сих пор.

Поймите правильно, это не реклама школы Олега Андреева, есть ещё масса других. Но, именно в этом месте предлагается комплексный подход , т. е., то, о чём мы с вами говорим на этом сайте. И всё обучение не сводится к простому разгону скорости чтения, в первую очередь, вы будете понимать, как можно воспринимать информацию по-другому, более быстро и более качественно. А, во-вторых, вы поймете, как состояние вашего организма влияет на скорость восприятия.

Кстати, одна интересная деталь. Когда я сам прошел первоначальное обучение, было так странно общаться с окружающими людьми. Казалось, что они так медленно говорят, так медленно думают. И это всё из-за того, что у меня просто увеличилась скорость восприятия информации.

Сразу отвечу на традиционный вопрос. Его задают очень многие люди, кому озвучиваешь эту информацию. А как же читать классику, стихи, разве можно это делать быстро?

Совсем не обязательно. Можно спокойно регулировать скорость своего чтения. Когда надо, можно читать медленно, вдумчиво, а когда потребуется, можно и ускориться. Так что, всё в ваших руках.

Для тех, кто хотел бы перейти к практическим занятиям по развитию работы головы, рекомендую ознакомиться с . Упражнение простое, понятное и достаточно эффективное.

И, в заключении, подведём небольшие итоги по вопросу возраста .

Если у вас будет великолепно работать зрение, слух , если вы научитесь быстро и качественно воспринимать новую информацию , то, слово возраст для вас будет иметь своё истинное значение – время зрелости, мудрости . А никак не время дряхлости и немощности. Но, для этого надо слегка поработать.

Рассмотрим пример, когда преподаватель иностранного языка ставит задачу слушателям.На уроке проходят новые слова, все сначала читают их самостоятельно, затем пытаются совместно перевести без использования словарей. Затем материалы закрываются и преподаватель просит каждого ученика дать перевод одного-двух только что рассмотренных слов с русского на английский.

Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.

Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.

Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.

Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает «письменность». Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.

Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.

Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.

Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.

Напрашивается сразу два ответа — на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.

Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.

Именно поэтому на лекции воспринимают хорошо информацию аудиалы.
Кинестетики смогут запомнить что-нибудь, если будут конспектировать материал, а визуалы, если лекции будет сопутствовать иллюстрации на доске.

Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?

В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.

Принимайте информацию, имейте ввиду разницу в восприятии информации разными типами людей.

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает "разъяснение", "представление", "ознакомление". Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая . Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая . Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая . Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая . К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). ответственны за возможность восприятия Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами - визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Поделиться