Как избавиться от амаксофобии — страха вождения автомобиля: рекомендации психолога. Вождение автомобиля и психология начинающего водителя Как побороть страх вождения автомобиля женщине

Оказавшись за рулем впервые, новичок задумывается над тем, как преодолеть страх вождения автомобиля. Если вы не боитесь посмотреть в глаза своей фобии, вы обязательно сумеете с ней справиться.

Чего мы опасаемся?

Человеку свойственно испытывать дискомфорт в непривычной обстановке. У новичков за рулем нередко возникают страхи , которые трудно победить. Однако чем больше фобий преследует начинающего водителя, тем выше вероятность трагедии. Что вызывает боязнь вождения:

  1. Страх перед возможной аварией. Фобию можно считать обоснованной, ведь новичок еще не владеет необходимыми навыками. Он может забыть правила поведения за рулем, растеряться и т. д.
  2. Страх испортить машину. Боязнь вождения нередко связана со страхом испортить новое транспортное средство. Иногда будущий водитель идет на курсы только после того как ему подарили автомобиль. В таких случаях боязнь возрастает в несколько раз. Новичками овладевает ужас: даритель обидится, если разбить машину.
  3. Страх сбить пешехода. Одна из главных боязней новичков - стать причиной чьей-либо смерти. Именно она зачастую вызывает панический ужас перед вождением автомобиля. Поврежденную машину можно починить. Человеческую жизнь вернуть невозможно.
  4. Страх потерять управление транспортным средством. Управлять неисправным автомобилем действительно страшно. Ситуация, когда в самый неожиданный момент отказывают тормоза, приводит к тому, что новички остаются один на один с вышедшей из «повиновения» машиной. Не справившись с управлением, они легко попадают в аварию.
  5. Страх за жизнь своих близких. Некоторые водители боятся ездить на машине в компании друзей или родственников. В случае аварии пострадать могут не только сами автомобилисты или их машины, но и люди, находящиеся рядом.

Обоснованы ли страхи?

Наши боязни помогают нам избежать многих проблем. Однако осторожность не должна доходить до фобии:

  1. Новичку стоит бояться аварии значительно меньше, чем опытному водителю. Согласно статистике, начинающие значительно реже попадают в автокатастрофы. Новичкам свойственно соблюдать правила, садиться за руль трезвыми и быть более внимательными. Автомобилист со стажем чувствует себя слишком самоуверенно и нередко умышленно пренебрегает хорошо знакомыми правилами, чтобы показать окружающим свое «мастерство».
  2. Испортить машину могут даже те автолюбители, которые хорошо владеют рулем. Вероятность не справиться с управлением остается всегда. Некоторые водители разбили не одно транспортное средство, прежде чем научили управлять автомобилем достаточно хорошо.
  3. Пешеходов сбивают не только лихачи, но и те автовладельцы, которые ездят с соблюдением всех правил. В трагедии нередко бывают виновны и сами пешеходы.
  4. Потеря контроля над транспортным средством не относится к числу распространенных причин автокатастроф. Подобные инциденты периодически возникают. Однако в большинстве случаев к трагедии приводят другие факторы.
  5. У страха за жизнь пассажиров есть вполне реальные основания. Люди, доверившие вам свою жизнь, выпускают ситуацию из-под контроля. Они подсознательно уверены в том, что сидящий за рулем человек обязательно справится с поставленной задачей. Особенно доверчивы те, кто никогда не учился вождению и не знает соответствующих правил.

Что предпринять мужчине?

Со страхом вождения необходимо бороться представителям обоих полов. Но если женщина не скрывает своих фобий, то мужчина предпочитает прятать свои чувства из-за страха быть осмеянным. Прежде всего следует понять, что с боязнью управлять машиной сталкиваются все, вне зависимости от пола и возраста.

Ваши опасения говорят о вашей ответственности перед собой и другими, а не о трусости. Однако если вы не хотите показывать окружающим свои слабости, попробуйте самостоятельно противостоять страху водить машину:

  1. Вы считаете, что авария недопустима. Но для того чтобы перебороть свою фобию, вам стоит допустить возможность катастрофы. Не следует держать в своем сознании ужасающие картины места аварии. Сведите в своем воображении последствия столкновения к минимуму. Например, вам разбили фары или помяли крыло. Теперь старайтесь ездить так, чтобы не задеть ни тот, ни другой элемент своего автомобиля.
  2. Машина рано или поздно придет в негодность. Порча транспортного средства станет для вас прекрасным поводом купить новую модель более престижной марки.
  3. В преодолении страха сбить пешехода вам поможет строгое соблюдение правил. Помните о том, что в наши дни на улицах расположено огромное количество камер видеонаблюдения. Если виновным в аварии окажется пешеход, перебегавший проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, вы получите неопровержимые доказательства вашей невиновности.
  4. Для преодоления страха потерять контроль над транспортным средством регулярно проходите техосмотр. Не допускайте наличия неисправностей в своем автомобиле. Экономия на ремонте может обойтись слишком дорого.
  5. Если вы боитесь за жизнь своих пассажиров, попробуйте первые несколько месяцев ездить в одиночестве. Объясните семье и друзьям, что вам необходимо получить навыки вождения. Не бойтесь выглядеть трусом в глазах близких. Они оценят вашу ответственность и заботу об их безопасности.

Что предпринять женщине?

Женщина, которая раньше ездила на автомобиле только в качестве пассажира, испытывает настоящий стресс, оказавшись в водительском кресле. Однако девушки значительно быстрее адаптируются к новым условиям, чем парни. Уже через несколько недель пребывания за рулем женщина замечает, что преодолела свою боязнь. Как побороть страх вождения автомобиля:

  1. Иногда стоит пойти на временные уступки своей фобии, чтобы избежать серьезных неприятностей. Испытывая сильный страх перед вождением автомобиля, не садитесь в водительское кресло сразу. Попробуйте ездить на переднем сидении. Вы окажетесь на пассажирском месте и в то же время будете видеть проезжую часть глазами водителя. Постепенно этот ракурс станет привычным и перестанет вызывать ужас.
  2. Не бойтесь испортить машину. Не стоит опасаться, что человек, подаривший вам автомобиль, обидится, если вы разобьете транспортное средство. По-настоящему любящим вас людям намного дороже ваша жизнь.
  3. Преодолевать боязнь сбить пешехода можно в сельской местности или на тех городских улицах, где пешеходы появляются нечасто. Научитесь ездить по дорогам, которые практически не пересекают люди.
  4. Начинающая автолюбительница может постоянно думать: «Боюсь потерять контроль над транспортным средством». Вспомните, какие чувства вы испытывали, впервые пользуясь незнакомым прибором. После того как произошло ваше психологическое слияние с незнакомым предметом, вы стали пользоваться им интуитивно. Такого же подхода требует и общение с автомобилем. Станьте частью вашей машины, проводите в ней больше времени. Боязнь не справиться с управлением быстро отступит.

Адаптация ко всему новому и незнакомому требует определенного количества времени. Кому-то его необходимо больше, а кому-то - меньше. Победив свой страх, справившись со своими фобиями, вы почувствуете, что научились управлять не только автомобилем, но и в первую очередь самим собой.


Психофизиологические особенности в человеке заложены от рождения. Изменить их трудно, а порой просто невозможно. Но изучить себя необходимо каждому – хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние могут оказать личные особенности на успехи в освоении водительского мастерства.

Результаты исследований, проведенных в США, показали: когда водителей, неоднократно попадавших в дорожные происшествия, проинформировали о свойственных им психофизиологических недостатках, аварийность по их вине снизилась на 2/3. Свои недостатки можно компенсировать за счет определенного стиля вождения и особой осторожности в некоторых ситуациях.


Психология вождения
Скажи мне, кто ты по темпераменту, и я скажу, как ты управляешь автомобилем. Именно так можно перефразировать известную пословицу. Недаром украинские психологи считают, что темперамент нужно учитывать при выборе профессии. В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют десятки разновидностей темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Очень важно знать, что водители с темпераментом холерика прекрасно чувствуют автомобиль в динамике, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и при выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают трудности при необходимости двигаться в скоростном режиме, однако они редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором есть разнообразие, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другим темпераментом. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают очень большие трудности при движении в плотном городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Научитесь управлять собой
Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психо-эмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.

У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты». В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.

Одна симпатичная женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке. Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий. Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Я люблю тебя больше всех на свете!» Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.

Как не пропустить главное
Первое, что необходимо предпринять, – оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% – с помощью слуха, а оставшиеся 4% – с помощью обоняния и осязания. Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас. Автомобиль – своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызыващие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» – все это исходные данные для ваших наблюдений.

Аварийноопасность представителей знаков Зодиака
Если верить результатам исследований австралийских социологов из страховой компании «Suncorp Metway», чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.

Выработайте условный рефлекс
Человек с небольшим опытом вождения может эффективно улучшить свои действия в реальной дорожной обстановке, используя прием «условного рефлекса». Суть приема легко уяснить, применяя условный оператор ЕСЛИ (Событие 1), ТО (Действие), ИНАЧЕ (Событие 2). Представляя Событие 1, а также соответствующее этому событию Действие, можно научиться избегать многих неприятностей на дороге (Событие 2). Вероятно, водительский опыт, приобретенный за годы, проведенные за рулем, и заключается в выработке таких условных рефлексов. Приведем несколько примеров из практики.

Страх вождения автомобиля встречается у многих новичков в первые несколько дней после того, как они сели за руль. И это считается нормой, так как сама новая ситуация может вызвать неприятные ощущения, связанные с возникающим страхом. Но в некоторых случаях у человека возникает автофобия, которая мешает даже за руль сесть, не говоря уже о том, чтобы ехать на машине. Такое явление уже не относится к нормальным эмоциональным реакциям, поэтому от него нужно избавляться.

Как и во всех психических и психологических проблемах, преодоление страха вождения автомобиля начинается с изучения причин его возникновения. Специалист с помощью определенных методик и сбора анамнеза изучает факторы, которые повлекли за собой возникновение автофобии (амаксофобии).

Нам уже сложно представить современный мир без автомобилей и другого транспорта. По статистике большее количество несостоявшихся водителей не смогли ими стать именно по психологическим причинам, и уже на второй план отходят социально-экономические факторы.

Побороть страх вождения автомобиля поможет рассмотрение причин этого явления:

Причины такого явления могут быть закопаны далеко в детстве, либо связаны с личностными характеристиками и болезнями человека. Неправильные действия инструктора, мужа или отца, обучающего будущего водителя, также могут действовать на его психику, приводя к полному ступору. Разобраться в конкретной причине и начать решать эту проблему можно с помощью специалиста.

Как проявляется амаксофобия?

В первые дни после начала обучения езде на автомобиле, психотравмирующей ситуации, долгого перерыва в вождении, возникает это явление у многих. Ощущения у большинства водителей приблизительно одинаковы. Страх вождения машины описывается следующим поведением водителя:

Может еще быть масса индивидуальных реакций организма, которые присущи каждому взятому в отдельности водителю.


Что делать с этим страхом?

Страх может формироваться на фоне чувства вины, если человек по несчастливой случайности стал виновником аварии или гибели близких людей. В этом случае каждое усаживание за руль будет сопровождаться возникновением проживания ситуации заново. Здесь без помощи психотерапевта или психолога не обойтись.

Вопрос о том, как побороть страх вождения авто, интересует многих начинающих и опытных водителей. Специалисты по психологии человека отмечают, что в некоторых случаях водитель может и сам себе помочь. Для этого нужно предпринять некоторые действия и прислушаться к советам психологов.

Помоги себе сам

Самостоятельно пересилить страх вождения автомобиля помогут такие советы:

Психотерапия при боязни вождения авто

Далеко не каждый водитель с продолжительным и выраженным страхом вождения машины приходит к психотерапевту или психологу. Это часто связано со стереотипами восприятия первой части названия профессии такого специалиста. Многие думают, что в состоянии справиться со свое проблемой самостоятельно, но время идет, а страх остается, и человек теряет годы на решение этой проблемы.

Помощь психотерапевта необходима для определения причины возникновения фобии, а также для преодоления этого состояния.

Используются разные методы и техники, рассмотрим основные из них.

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

(для начинающих водителей)

Кто такой «отличный водитель»?

Это подготовленный водитель, водитель без ДТП, культурный водитель, достойно выходящий из трудных ситуаций…

Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге.

Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать. Но не менее важным является

Психологический настрой водителя:

  • психические установки (уступать дорогу -не уступать; пропускать - не пропускать; нарушать -не нарушать; оповещать других водителей об опасности - не оповещать; помогать в беде – не помогать и т.д.)
  • убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить или мне надо быть осторожнее из-за небольшого опыта)
  • суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать не буду; я на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или все на дороге равны; меня подрезали и я отомщу…)

Это все составляет культуру водителя. Он никогда не выполнит запрещенных действий, даже если этого никто не видит, т.е. «Хочу, но нельзя – значит, не сделаю». У них есть внутренний контролер – совесть. Можете возразить: многие нарушают и ничего! Если кому-то удавалось 1,10, 100 раз нарушать правила ДД без последствий, то чувство безнаказанности, ложная уверенность в безопасном исходе. …. – первый шаг к трагедии!

Выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.

Не надо торопиться. Вполне естественно, что начинающему водителю очень сложно выполнять все элементы вождения быстро и четко, что зачастую вызывает негодование со стороны других участников дорожного движения. В такой ситуации, когда вам сигналят со всех сторон, нервы будут сдавать у каждого, но поддаваться нельзя. Вы должны абстрагироваться, отгородиться от внешних раздражителей и ни в коем случае не впадать в панику. Надо четко понимать, что в состоянии раздражения или нервозности внимание водителя очень сильно ослабевает, что в итоге может привести к серьезным неприятностям.

Итак, если другие участники дорожного движения показывают вам, что вы что-то делаете медленно или неправильно, то вначале спокойно оцените ситуацию вокруг автомобиля и без лишней спешки выполните маневр. Например, если водитель едущего за вами автомобиля спецслужб, милиции или скорой помощи требует срочно уступить дорогу, то не надо мгновенно "уворачиваться" – спокойно оцените обстановку и сделайте перестроение.

То же самое относится и к парковке автомобиля. Никогда не поддавайтесь на провокации со стороны других водителей, которые пытаются вас подгонять. Делайте все аккуратно и размеренно. Помните, что лучше совершить несколько медленных попыток припарковаться, чем поспешить и повредить свой, а еще хуже, чужой автомобиль.

Хорошее настроение и никаких сильных эмоций

Водить автомобиль в состоянии сильных эмоциональных переживаний , причем как отрицательных, так и сильных положительных, не рекомендуется ни опытным водителям, ни уж тем более новичкам. В таком состоянии утомление от вождения наступает быстрее обычного, внимание рассеяно, а это неизбежно приводит к ошибкам, порой очень грубым и досадным. Для начинающих водителей, которые и без того неуверенно ездят, этот факт может сыграть решающую роль.

Ездить только по правилам ПДД, не означает ездить безопасно. К сожалению, это факт! Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, и это нормально. В современном мире водить автомобиль в условиях большого мегаполиса и не совершать ошибок практически невозможно, порой, даже очень серьезных. *Типичный пример, припаркованное крупногабаритное транспортное средство загораживает дорожные знаки, о существовании которых вы даже не подозреваете. *Другой пример, в обилии рекламы заметить дорожные знаки бывает непросто даже опытным водителям, особенно если знаки расположены где-то далеко справа, да еще и частично загорожены ветками деревьев, а вы едете по широкой дороге в левом ряду.

Обо всем этом надо помнить и стараться прогнозировать действия других участников дорожного движения в конкретной ситуации и принимать упреждающие меры. А это автоматически означает, что нельзя оставаться безучастным к трудностям, возникающим у других автомобилистов. Например, если вы видите, что другой водитель совершил ошибку и попал в ситуацию, при которой ему попросту некуда деваться, и существует реальная угроза ДТП, проявите мудрость и примите все меры по устранению опасности (например, притормозите, чтобы пропустить другое транспортное средство, или перестройтесь в соседний ряд, чтобы освободить другому транспортному средству место для маневра).

Знание правил ПДД является необходимым, но не достаточным условием для безопасного вождения. Помните, что для безопасного вождения понятие "ехать по главной" не означает не уступать другим. Вы не на соревнованиях, а вокруг вас нет соперников

Некоторые автомобилисты водят по принципу "моя дорога, не пропущу лихача", при этом специально ускоряются в момент перестроения другого транспортного средства и даже всячески сигнализируют ему. Возможно, такие автомобилисты воспринимают поведение других водителей как личное оскорбление, по крайней мере, со стороны это выглядит именно так. С психологической точки зрения такое поведение на дороге просто неприемлемо, так как это неизбежно ведет к всплеску эмоций (агрессия, раздражение) и, как следствие, ускоренному утомлению и потере внимания. В конце-концов это просто не безопасно, так как может произойти столкновение из-за непонимания водителей, неопытности, а в самых тяжелых случаях – "принципиальности".

Итак, не надо воспринимать других участников дорожного движения как соперников, вы не на соревнованиях! Ваша цель – спокойно доехать из пункта "А" в пункт "Б". Если кто-то начал перестраиваться перед вами, то пропустите его, ни в коем случае специально не препятствуйте.

Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.

1-й этап: преодоление постоянного чувства опасности.

Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

2-й этап: недооценка опасности.

В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе, водителю не приходилось сталкиваться с грубыми формами поведения на дороге или попадать в ДТП. Это обстоятельство может ложно приниматься за собственное водительское "мастерство", выражающееся в рискованной манере управления автомобилем. Этап длится в течение 3,5-4 тыс. км пробега.

3-й этап: коррекция повышенного чувства безопасности.

Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.

4-й этап: объективная оценка опасности.

Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.

5-й этап: снижение чувства безопасности.

Соответствует первым 3-4 годам вождения или 100 тыс. км пробега. Этот феномен психологи объясняют так. Высокий уровень профессионального умения водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП чаще происходят с опытными водителями. Это лишний раз свидетельствует о том, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько психологические особенности человека. Не исключено, что первоначальный восторг от самостоятельного управления автомобилем проходит, у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы клянетесь, что никогда больше не сядете за руль. Психологи называют это "пресыщением", и после появления такого ощущения нужно отдохнуть. Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину только потому, что боится сделать лишнее движение.

Не пытайтесь намеренно кого-либо блокировать, пусть все вокруг вас едут туда, куда им надо – это один из основных принципов безопасного вождения. Каждый водитель едет по своей "программе", и нельзя завидовать тем, кто едет проворнее и быстрее вас.

И еще, старайтесь выбирать такой ряд, скорость которого наиболее комфортна для вас. Надо четко понимать, что если вы будете ехать в левом ряду со скоростью меньшей, чем скорость потока, и тем самым притормаживать его, то это может восприниматься другими водителями как акт неуважения и даже вызвать агрессию (подрезание, обгон и резкое торможение и т.д.).

Для безопасного вождения садитесь за руль только в спокойном и уравновешенном состоянии, а при движении максимально концентрируйте свое внимание на дорожной обстановке. Не поддавайтесь на провокации других водителей, которые вас поторапливают, выполняйте все элементы вождения спокойно, не торопясь.

Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если в одном месте сконцентрировано два или более водителя, пренебрегающие этим правилом, жди беды!

Терпимое отношение к ошибкам других. Так поступая, мы убивает нескольких зайцев:

  1. Не развивается стресс из-за негативного отношения к поступку другого.
  2. Вы застрахованы от собственных ошибок в результате этого стресса
  3. Учимся правильно реагировать на ошибки окружающих в повседневной жизни.

Все люди ошибаются и мы тоже! Отсюда следующее правило: Совершили неблагородный поступок – найдите мужество извиниться! (махнули рукой, жест, улыбка)

Будьте снисходительны – пропустите спешащего. На его месте могли оказаться вы! Мы ведь не знаем причин его спешки, может у него произошло событие, он не хам. Когда то и вы можете оказаться на его месте. Будьте терпимее к другим, не проявляйте упрямство на дороге. (спешка одного + упрямство другого = трагедия)

«Водитель – хам» («Да пошел ты…») - он агрессивен и ненадежен.

«Пальцы веером» (все им что-то должны: уступить дорогу)

Как реагировать? Появляется внутренний дискомфорт, который может осесть надолго. Поблагодарите мысленно судьбу за предоставленную возможность закалить нервную систему. Постарайтесь не слишком эмоционально возбуждаться, т.к. стресс ухудшает контроль за дорожной обстановкой, нарушается переключаемость внимания, медленнее принимаются решения, увеличивается время реакции. Фраза: «Да я и сам не ангел!». Когда пришли в норму, продолжайте движение.

Находясь за рулем, водитель крайне редко отключается от мыслей по поводу житейских проблем. Вождение происходит при минимальном контроле сознания, т.е. руки сами управляют. Или плохое здоровье. Но если водитель неопытен, это опасно, отключитесь от проблем или снизьте скорость!

Иногда наваливаются текущие дела, создают неблагоприятный психоэмоциональный фон. Водитель бессознательно увеличивает скорость. Включаем сознание: что я делаю!?

Рекомендуем не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения.

Несколько слов о различиях между мужским и женским поведением на дорогах. Кроме природных различий, поведение тех и других обусловлено и социально-культурными факторами. Так, мальчики растут более самоуверенными, нацеленными на достижение успеха, у девочек, напротив, преобладает стремление избегать неудач. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в законы, правила, а мужчины - в себя, в технику. Поэтому-то ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще встречаются из-за переоценки собственных возможностей и чрезмерной самоуверенности. У женщин из-за недостаточной уверенности в себе, чрезмерной осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом падает, а у женщин наоборот возрастает, что отрицательно влияет на безопасность движения.

Надо учиться снимать эмоциональное напряжение, применив некоторые несложные приемы саморегуляции:

  1. дыхательные (с медленными выдохами) - короткий, относительно глубокий вдох, задержать дыхание на 4 секунды и долгий выдох. Затем перерыв в 5 секунд и повторить.
  2. словесное внушение: «Я абсолютно спокоен, меня ничто не беспокоит»
  3. мысленное представление ситуации, где вам было приятно и вы не были возбуждены.
  4. массаж, успокаивающий нервную систему, необходимо воздействовать на активные точки:

На внутренней стороне подбородка - в центре - массируйте круговыми движениями. 9 раз в одну сторону и столько же – в другую.

На протяжении двух-трех минут разминайте, несколько растягивайте, сдавливаете на руках средние пальцы

5.Если приступ злобы мучает вас, представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.

Страх перед вождением автомобиля бывает абсолютно у всех, кто впервые садится за руль. И не стоит верить заявлениям людей, утверждающих, что якобы именно он, впервые сев за руль, не испытывал никакого страха. Во всяком случае, небольшое смущение и легкая робость у него присутствовала, и это нормально. С психологической точки зрения, чувство страха очень полезно для человека, так как спасает его в опасных жизненных ситуациях. Но чувство страха полезно тогда, когда это рациональный страх, когда он осознан и соответствует ситуации. Страх перед автомобиля в большинстве случаев является иррациональным, надуманным. С течением времени такой иррациональный страх вождения авто может перерасти в фобическую составляющую, и человек уже ни при каких условиях не сядет за руль. Однако все человеческие страхи и фобии являются обратимыми расстройствами, а это значит, что такие страхи можно преодолеть и довольно успешно.

Смотрите в лицо своим страхам 😉

У каждого человека бывают свои страхи, так как каждый человек это индивидуальность. Одни просто боятся неприятностей во время езды на автомобиле. Другие, к примеру, бояться летать на самолете. У кого-то присутствует страх перед встречей с работником автоинспекции, кто-то просто боится выехать на встречную полосу, или того, что у него откажут тормоза. Отсюда можно предположить, что человек боится за свою жизнь, однако все люди разные, и у всех страх проявляется по-разному. Некоторые, имея автомобиль, никак не могут преодолеть страх перед вождением, за рулем чувствуют себя нерешительно, скованно, порой трусливо и неуверенно, пряча свой страх, что может привести к плачевным последствиям. Такие люди никогда не смогут стать полноценными водителями.

Женщины ведут себя в случаях страха вождения немного по-другому, чем мужчины. Это связано в первую очередь с биологическими причинами, и особенностями ее организма. Слабый пол, как правило, медлителен и менее решителен, чем сильный. Однако если дама сможет сделать шаг, и преодолеть свой страх, она вполне может стать квалифицированным водителем, ничем не хуже, чем мужчина, который также подвержен иррациональному страху вождения автомобиля. Порой женщина может стать лучшим водителем, чем большинство мужчин. Страхи бывают разные, возникать они могут по-разному и в совершенно разных ситуациях. Сам по себе страх пройти, конечно, может, но в очень редких случаях. В основном, он обрастает все новыми и новыми красками, формами, и проявлениями. Человек в таком состоянии находится под действием постоянного стресса, который усугубляется, и может привести к невротическому расстройству. Такой человек может стать агрессивным или просто замкнуться в себе.

Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — не боятся пробовать чаще садиться за руль и учится водить автомобиль за городом, где нет движения вообще, и просто наплевать на все свои негативные эмоции. С одной стороны совет верный и правильный, и в некоторых случаях довольно хорошо работает. Но есть еще определенная категория людей, которые не могут преодолеть свой страх. Такие люди начинают дрожать перед поездкой задолго до ее начала, постоянно прокручивая в своей голове разные невероятные ситуации, в которые он может попасть, тем самым еще больше себя запугивая. Как быть таким горе водителям, есть ли выход в такой тяжелой с их точки зрения ситуации, и возможно ли помочь им преодолеть этот надуманный страх?

Со страхом необходимо бороться постепенно

Такой человек должен понять, для чего ему нужно водить автомобиль, и действительно ли он хочет этого. Осознав, что вождение автомобиля необходимо и будет доставлять удовольствие, вторым этапом важно осознать, что все страхи, которые есть, не что иное, как просто выдумка, буйство его, трусишки, фантазии. Важно знать, что справиться с такими страхами можно, и порой это не так сложно, как кажется.

Психология утверждает, что страх сесть за руль связан с низкой самооценкой человека, повышать которую никогда не бывает поздно даже с возрастом, это надо делать, чтобы чувствовать себя свободным, а не быть зависимым от страха, и самое неприятное, от надуманного страха, который в реальности ни чем не подкрепляется, только фантазиями человека. Итак, с чувством страха можно и нужно бороться, а вот с чувством беспомощности, которое зарождает эти страхи, гораздо тяжелее. Тем более при отсутствии жизненных достижений, чувство беспомощности непременно будет нарастать.

После того, когда человек понял и решил, что вождение автомобиля ему необходимо, и он не один в этом мире, кто будет водить автомобиль, необходимо будет принять для себя две главных составляющих:

  1. Человек должен признать, что он действительно испытывает страх перед вождением, и этот страх иррациональный, а значит фобический.
  2. Осознать, что поддаваясь такому страху, он порождает в себе новые страхи, с которыми без помощи специалиста справиться будет уже намного сложнее. Тем самым человек живет в своих страхах и теряет, или ограничивает свою свободу.

Будьте настойчивы в преодолении своих фобий

Существуют также несколько психологических аффирмаций, работающих по принципу самовнушения, для преодоления страха:

  1. Для меня нет никакой опасности, когда я нахожусь за рулем автомобиля
  2. Негативные мысли, это просто плод моего воображения, от которых пора отказываться
  3. Страх лишь эмоция, через которую нужно и можно легко переступить
  4. Страх призван быть учителем, я учусь у своих страхов, поэтому большое удовольствие превращать негативные мысли в позитивные
  5. Каждое утро необходимо просыпаться с чувством уверенности в себе

Очень эффективно в преодолении страха действует метод постепенности. Если страх очень силен, то зону своего комфорта необходимо расширять, и делать это постепенно. Для начала это могут быть тренировки вождения за городом, затем на знакомых улицах с минимальной интенсивностью движения. Необходимо начинать водить автомобиль и преодолевать страх в компании хороших знакомых или близких родственников, которые являются опытными водителями. Метод визуализации тоже работает и приносит свои плоды. Он основан на представлении опасной и экстремальной ситуации, из которой человек выходит с достоинством и честью, то есть действует очень спокойно, уверенно, а самое главное умело. Проводить работу методом визуализации лучше с уверенным и мастерским вождением, и результат не заставит себя долго ждать. Вождение впоследствии станет умелым и мастерским.

Страх вождения автомобиля присущ абсолютно всем

И последнее. На протяжении борьбы и преодоления своего страха, нежелательно смотреть телевизионные программы о происшествиях на дорогах. Когда страх перед вождением начнет ослабевать, ему на смену придет чувство большой удовлетворенности, а истинное удовольствие от вождения автомобиля придаст ощущение хорошего настроения и гордости за себя.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Поделиться